Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
(опубликовано 29 сентября 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - В.В. Трякин - заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Лазаревский Д.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев в заседании 14.09.2009 дело N 15 от 01.06.2009,
возбужденное по заявлению ООО "Авто-Профи" (Народный проспект, 28, оф. 115, г. Владивосток, 690014)
в отношении индивидуального предпринимателя Борисова А.А и ООО "Автогигант" (ул. Краснодарская, д. 22, оф. 41, г. Хабаровск, 680067),
по признакам нарушения пункта 2 и пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", в части введения потребителей в заблуждение и введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности,
при участии:
от ООО "Авто-Профи": представитель (адвокат) А.И. Ситников;
от индивидуального предпринимателя Борисова А.А.: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от ООО "Автогигант": представитель не явился, уведомлен надлежащим образом; установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) поступило заявление (от 12.05.2009 N 1972) от ООО "Авто-Профи" на недобросовестную конкуренцию со стороны индивидуального предпринимателя Борисова А.А. и ООО "Автогигант" (ул. Краснодарская, д. 22, оф. 41, г. Хабаровск, 680067), которые распространяют продукцию схожую с продукцией, поставляемой ООО "Авто-Профи".
Согласно условиям договоров авторского заказа N 15/07 от 27.04.2007, N 8/07 от 05.05.2007, N 6/08 от 23.03.2008, N 28/07 от 08.09.2007 и N 4/08 от 29.03.2008 ООО "Авто-Профи" является правообладателем прав на дизайн этикеток для упаковок чехлов автомобильных кресел и на этикетки для упаковок автомобильных ковриков, производимых для ООО "Авто-Профи", а также на товарный знак "AUTOPROFI". ООО "Авто-Профи" зарегистрировало товарный знак "AUTOPROFI", что подтверждается свидетельством N 364907.
ООО "Авто-Профи" заключило договоры с заводами-изготовителями (КНР) на изготовление этикеток, чехлов для автомобильных кресел и автомобильных ковриков. Также на основании агентских договоров, заключенных ООО "Авто-Профи" с компаниями-импортерами в августе и сентябре 2007 года, а также в апреле 2008 года соответствующие партии товара были ввезены из Китая на территорию РФ.
Этикетки в целом представляют собой результат творческого труда по созданию, подбору и расположению материалов: фотографий кресел автомобилей различных моделей, текстового описания, схем совместимости и комплектации салонов различных автомобилей, а также макета размещения фотографий, текста, схем и других составляющих элементов этикетки.
В соответствии с частью 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.
Таким образом, используемые ООО "Авто-Профи" этикетки к чехлам для автомобильных кресел и для упаковок автомобильных ковриков с их оригинальным дизайном, являются результатом интеллектуальной деятельности, относятся к объектам авторского права, в частности к изображениям, произведениям дизайна.
Согласно ст. 138 Гражданского кодекса РФ использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
ООО "Авто-Профи" не давало согласия на использование дизайна этикеток к чехлам для автомобильных кресел и для упаковок автомобильных ковриков третьим лицам, в т.ч. ООО "Автогигант" или ИП Борисов А.А.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в форме изображения, и для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Таким образом, от ООО "Авто-Профи" не требовалось обязательной регистрации прав произведения дизайна (этикетки к чехлам для автомобильных кресел и для упаковок автомобильных ковриков).
По сообщению ООО "Авто-Профи", которое подтверждается имеющимися в деле материалами (письмо Владивостокской таможни N 04-2-25/13284 от 21.05.2009, копии ГТД, пояснения ИП Борисова А.А. от 05.08.2008), индивидуальный предприниматель Борисов А.А. ввез на территорию РФ в 2008 году чехлы для автомобильных кресел и комплекты ковриков для салонов автомобилей. Данная продукция имеет этикетки, по мнению заявителя, схожие до степени смешения с этикетками, размещаемыми на продукции ООО "Авто-Профи".
В дальнейшем часть продукции индивидуальный предприниматель Борисов А.А. передал для реализации ООО "Автогигант", директором и единственным учредителем которого является индивидуальный предприниматель Борисов А.А.
ООО "Авто-Профи" полагает, что индивидуальный предприниматель Борисов А.А. ввел в оборот этикетки, незаконно используя результаты интеллектуальной деятельности ООО "Авто-Профи", что является недобросовестной конкуренцией. Также по заявлению ООО "Авто-Профи" указанными действиями индивидуального предпринимателя Борисова А.А. обществу был нанесен значительный материальный ущерб.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссия, исходя из представленных сторонами документов и пояснений, посчитала, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся не только в действиях ИП Борисова А.А., но и в действиях ООО "Автогигант", которое вместе с ИП Борисовым А.А. составляет группу лиц, поскольку Борисов А.А. является учредителем и директором ООО "Автогигант".
В частности из пояснений ИП Борисова А.А. от 05.08.2008, подписанных представителем по доверенности, следует, что чехлы на автомобильные кресла с этикетками под маркой "Автогигант", схожими до степени смешения с этикетками на чехлы на автомобильные кресла под маркой "AUTOPROFI", ввозились им по договору с ООО "Автогигант" и эскиз этикеток разрабатывался ООО "Автогигант".
Согласно ч. 7 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии со ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной безопасности от 20.03.1883, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету: все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия или продуктов конкурента; указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно свойств товаров. Российская Федерация участвует в Конвенции с 01.07.1965.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, а также введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции.
Согласно Уставу ООО "Авто-Профи" основными видами деятельности общества являются: оптовая торговля запасными частями для автомобилей; организация перевозок грузов, оказание других видов сервисных авто услуг.
Основными видами деятельности индивидуального предпринимателя Борисова А.А. и ООО "Автогигант" являются торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, организация перевозок грузов.
Следовательно, заявитель и ответчики осуществляют один и тот же вид деятельности и являются конкурентами.
Комиссия антимонопольного органа проанализировала этикетки, произведенные под маркой "AUTOPROFI" в их сравнении с этикетками для упаковок чехлов для автомобильных кресел и этикеток для упаковок автомобильных ковриков, произведенными под маркой "Автогигант". В частности было установлено:
- фотографии на этикетках практически идентичны за исключением незначительной обработки с помощью компьютерной программы (удалены обозначения "AUTOPROFI", изображения развёрнуты в зеркальном отображении и т.п.),
- слова, тексты, фразы и их сочетания на этикетках совпадают полностью либо частично;
- схемы совместимости и комплектации салонов различных автомобилей идентичны;
- сходство номеров артикулов по совпадающим комплектациям чехлов.
Комиссия полагает, что дизайн этикеток на чехлы для автомобильных кресел и комплекты ковриков для салонов автомобилей под обозначением "Автогигант" является сходным до степени смешения в сознании потребителя с дизайном этикеток на чехлы для автомобильных кресел и комплекты ковриков для салонов автомобилей под товарным знаком "AUTOPROFI".
Указанный вывод Комиссии подтверждается также справкой экспертно-криминалистического центра УВД по Приморскому краю от 19.02.2009 и заключением патентного поверенного N ICH-003-АП от 05.06.2009.
В заседании Комиссии 10.08.2009 представитель ИП Борисов А.А. заявил, что на день разбирательства Комиссией чехлы для автомобильных кресел и комплекты ковриков для салонов автомобилей под обозначением "Автогигант" сняты с продажи, а сам ИП Борисов А.А. находится в Китае по вопросу прекращения производства указанной продукции.
Вместе с тем, как следует из рапорта от 27.08.2009 N 22.173 участкового Первореченского РУВД г. Владивостока, объяснений Звягиной В.В., кассового чека от 11.08.2009, копии чека от 11.08.2009 ИП Борисов А.А. на момент рассмотрения настоящего дела также осуществлял реализацию в г. Владивостоке чехлы для автомобильных кресел под обозначением "Автогигант".
Также в процессе рассмотрения дела от ИП Борисова А.А. поступил отзыв от 05.08.2009 с ходатайством о передаче настоящего дела на рассмотрение в Хабаровское УФАС России в связи с тем, что изготовитель этикетки ООО "Автогигант" зарегистрировано в г. Хабаровске.
Рассмотрев ходатайство ИП Борисова А.А., Комиссия решила отказать в его удовлетворении, поскольку ИП Борисов А.А. зарегистрирован в Приморском крае и местом совершения правонарушения является Приморский край.
С учетом изложенного, Комиссия установила, что группа лиц в составе ИП Борисова А.А. и ООО "Автогигант" нарушили требования пунктов 2 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" в части введения потребителей в заблуждение и введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения индивидуальным предпринимателем Борисовым А.А и ООО "Автогигант" пункта 2 и пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части введения потребителей в заблуждение и введения в оборот товара (чехлов для автомобильных кресел и комплектов ковриков для салонов автомобилей с этикетками, дизайн которых схож до степени смешения с этикетками аналогичного товара под товарным знаком "AUTOPROFI".) с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Борисову А.А. и ООО "Автогигант" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (опубликовано 29 сентября 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016