Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 29 сентября 2009 г. N 02-01-49-10-09
Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2009 года г. Новосибирск
Решение изготовлено в полном объеме 29.09.2009 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Кучук Е.П. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Кириленко И.А. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии,
рассмотрев дело N 02-01-49-10-09 от 25.08.2009 г. по признакам нарушения ООО "Энергосервис" (630087, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 30/1 оф. 701) части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции",
в присутствии представителей ответчика - ООО "Энергосервис": <_> <_>- представителя по доверенности, установила:
При рассмотрении Новосибирским УФАС России заявления ООО "Астрон" в действиях ООО "Энергосервис" установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Признаки нарушения антимонопольного законодательства Новосибирским УФАС России усматриваются в том, что ООО "Энергосервис" в Прейскуранте цен на коммунальные услуги для потребителей (введен в действие с 01.09.2007) самостоятельно установило экономически необоснованные тарифы на:
- водопотребление (отпуск питьевой воды) в размере 20 руб./куб.м.;
- водоотведение в размере 16,82 руб./куб.м.
Указанные тарифы ООО "Энергосервис" применяет при расчетах за водопотребление (отпуск питьевой воды) и водоотведение со следующими хозяйствующими субъектами:
- ООО "Техногазсибирь";
- ЗАО "Пуратос";
- ООО "Торговый дом "Мотор";
- ООО "Столица";
- ООО "Агрокомплекс "Левобережный";
- ООО "Объединенная пивоварня "Хейнекен";
- ООО "Лерой";
- ООО "Ховатрансавто";
- ООО "Объединенная табачная компания";
- ООО "ТракторСервис-Новосибирск.
Из ответа ООО "Энергосервис" на запрос Новосибирского УФАС России от 02.04.2009 N02-1504 следует, что расчет тарифов на водопотребление и водоотведение с расшифровкой по статьям затрат, включенных в Прейскурант цен на коммунальные услуги для потребителей, документы, подтверждающие затраты ООО "Энергосервис", не могут быть представлены, поскольку отсутствуют в натуре.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Новосибирским УФАС России в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что ООО "Энергосервис" занимает доминирующее положение с долей 100% на рынках услуг водоотведения и водопотребления потребителей в границах расположения сетей водоотведения и водопотребления ООО "Энергосервис" по адресу: ул. Петухова, 79, г. Новосибирск.
Таким образом, ООО "Энергосервис", устанавливая экономически необоснованные цены на коммунальные услуги водопотребления и водоотведения, оказываемые указанным выше потребителям в соответствии с заключенными с ними договорами, ущемляет интересы данных потребителей. Указанные действия ООО "Энергосервис" содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Энергосервис" по существу дела сообщило следующее.
1. Антимонопольным органом положение ООО "Энергосервис" ошибочно определено как монопольное (с долей на рынке 100%), при этом географическими границами товарного рынка признана территория расположения водопроводных сетей ООО "Энергосервис", то есть бывшая промплощадка ОАО "ВИНАП" (далее - промплощадка "ВИНАП"), расположенная по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, 79.
1.1. В качестве основного метода, использованного при анализе географических границ рынка, в аналитическом отчете, приложенном к делу, указан метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара, или на результатах выборочного опроса покупателей (подп. А) п. 5 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (Приказ ФАС России от 25.04.2006 года N 108). В соответствии с представленным ответом на запрос от 22.04.2009 года ООО "Энергосервис" предоставило список контрагентов, которым Новосибирским УФАС России были направлены запросы информации. Представленные потребителями письменные ответы содержат противоречивые сведения. В частности ООО "СТОЛИЦА" и ООО "Трактор-Сервис-Новосибирск" указали, что услуги, оказываемые ООО "Энергосервис" не являются взаимозаменяемыми, и их получение невозможно от иных поставщиков, помимо ООО "Энергосервис". Однако, ООО ТД "Мотор" в своем ответе указало, что поставщиком услуг, помимо ООО "Энергосервис", является также МУП "Горводоканал", сети водопровода и канализации которого расположены в непосредственной близости от бывшей промплощадки "ВИНАП", по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, 79.
1.2. Новосибирское УФАС России запросило сведения лишь у тех контрагентов ООО "Энергосервис", которые являются арендаторами объектов недвижимости на территории промплощадки "ВИНАП", в то время как собственники объектов недвижимости опрошены не были. Новосибирским УФАС России не учтено, что арендаторы помещений, заключившие краткосрочные (на срок менее 1 года) договоры аренды недвижимого имущества не заинтересованы в том, чтобы самостоятельно подключаться к объектам сетевой инфраструктуры, тем самым осуществляя капитальные вложения в чужое имущество, срок окупаемости которых превышает 1 год, а потому считают получение энергоресурсов из других источников экономически нецелесообразным.
С другой стороны, собственники объектов недвижимости, в отличие от арендаторов, заинтересованы в капитальных вложениях в основные средства, уменьшая тем самым себестоимость производимых товаров (оказываемых услуг) в долгосрочной перспективе, исключении посредников, исключении факторов влияния третьих лиц на бизнес-процессы, повышении безопасности бизнеса.
1.3. Кроме того, некоторые из потребителей ООО "Энергосервис" в настоящее время подключились к сетям водопровода МУП "Горводоканал" напрямую. В частности, ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен" в настоящее время заключен договор на водопотребление и водоотведение. Из сказанного следует, что для собственников объектов недвижимости на территории промплощадки "ВИНАП", в частности, для ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен" отсутствуют объективные препятствия для подключения к сетевой инфраструктуре иных поставщиков воды, помимо ООО "Энергосервис".
Таким образом, представители ООО "Энергосервис" считают, что проведенный анализ рынка энергоресурсов не позволяет сделать вывод о монопольном положении ООО "Энергосервис", кроме того, собственники и арендаторы помещений на территории промплощадки "ВИНАП" имеют возможность получать энергоресурсы у иных, помимо ООО "Энергосервис" поставщиков.
2. Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8597/2009 47/2009-87865 (1) от 29.07.2009 года по иску ООО "Астрон" к ООО "Энергосервис" отказано в признании недействительными условий договора N 16 от 01.09.2007 года, заключенного между ООО "Энергосервис" и ООО "Астрон". В качестве основания иска ООО "Астрон" указало, что поскольку ООО "Энергосервис" нарушены правила формирования и утверждения тарифов, соответственно условия договора о тарифах являются ничтожными.
На основании изложенного ООО "Энергосервис" просит прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения в рассматриваемых Комиссией действиях ООО "Энергосервис".
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России ответчик поддержал доводы, приведенные выше. Директор ООО "Энергосервис" <_>также сообщил, что тарифы на водопотребление (водоотведение) устанавливались по соглашению с потребителями данных услуг, претензий от потребителей по размеру установленных тарифов не поступало.
Изучив материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующему.
Доводы Ответчика, касающиеся отсутствия доминирующего положения ООО "Энергосервис", не находят подтверждения согласно следующему.
Основным методом определения географических границ товарного рынка, так же как и продуктовых границ, в соответствии с п.5 Порядка является метод, предусмотренный подпунктом "а", а именно "метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара_".
Опрошенные потребители, имеющие соответствующие договоры с ООО "Энергосервис", представили ответы о том, что для них отсутствует возможность получения услуг водопотребления и водоотведения от других хозяйствующих субъектов, кроме ООО "Энергосервис", также ответы о том, что для них получение вышеназванных услуг по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, 79 невзаимозаменяемо с получением этих услуг на иных территориях города Новосибирска.
Согласно п.23 Порядка географические границы рынка определены территорией, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, а именно по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, 79.
В соответствии с ответом МУП "Горводоканал", стоимость подключения к системам водоснабжения и водопотребления составляет - 13184,00 руб. (без НДС) за 1 куб.м. суточного водопотребления и 16172,00 руб. (без НДС) за 1 куб.м. суточного водоотведения соответственно, следовательно, окончательная плата за подключение будет значительно больше.
Кроме того, в объяснениях по делу представители ООО "Энергосервис" сами ссылаются на то, что арендаторы помещений, заключившие краткосрочные (на срок менее 1 года) договоры аренды недвижимого имущества (которые и являются потребителями услуг, в отличие от собственников) не заинтересованы в том, чтобы самостоятельно подключаться к объектам сетевой инфраструктуры, тем самым осуществляя капитальные вложения в чужое имущество, срок окупаемости которых превышает 1 год.
Таким образом, единственным продавцом услуг по водоснабжения и водопотребления в обозначенных выше географических границах является ООО "Энергосервис".
Частью 1 статьи 10 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Принимая во внимание тот факт, что данное дело возбуждено по части 1 статьи 10 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а не по конкретному пункту части 1 статьи 10 Закона, в данном случае наличие или угроза наступления ущемления интересов потребителей услуг водопотребления и водоотведения, предоставляемых ООО "Энергосервис", должны иметь место.
Однако при рассмотрении дела о нарушении ООО "Энергосервис" антимонопольного законодательства фактов ущемления интересов его потребителей услуг водопотребления и водоотведения, не установлено.
Таким образом, в действиях ООО "Энергосервис" отсутствует состав нарушения части 1 статьи 10 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия такого нарушения в рассматриваемых действиях (бездействии) ответчика.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 02-01-49-10-09 от 25.08.09 о нарушении ООО "Энергосервис" части 1 статьи 10 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО "Энергосервис".
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии: Г.Н. Даниленко
Е.П. Кучук
И.А. Кириленко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 сентября 2009 г. N 02-01-49-10-09
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016