Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 30 сентября 2009 г.
Резолютивная часть оглашена 28.09.2009
Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2009
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе: руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, председателя Комиссии <> членов комиссии: начальника отдела Управления <> главного специалиста - эксперта Управления <> ведущих специалистов - экспертов Управления <> в присутствии представителей:
ООО "Югспецмонтаж" <> (доверенность от 23.09.2009 N56),
Муниципального заказчика - Комитета по образованию МО "Город Майкоп" <> (доверенность от 28.09.2009 N1783),
Уполномоченного органа по размещению муниципальных заказов администрации МО "Город Майкоп" (далее - Уполномоченный орган) - <> (доверенность от 28.09.2009 N3100) и <> (доверенность от 28.09.2009 N3101)
рассмотрев жалобу ООО "Югспецмонтаж" (далее - Заявитель) от 23.09.2009 N72 на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе N93/09 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях образовательных учреждений (объектов капитального строительства) (далее - аукцион N93/09), в связи с отказом в допуске к участию в аукционе по лотам NN1, 2, а также в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установила:
Уполномоченным органом 25.08.2009 г. на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого аукциона 93/09 по двум лотам:
Лот N1: Монтаж автоматической системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре зданий в СОШ NN 1, 14, 16, 20, 26, 28, ВСОШ N1.Начальная (максимальная) цена контракта - 682 180, 00 рублей;
Лот N2: Монтаж автоматической системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре зданий в ДОУ NN 2, 3, 8, 9, 10, 12, 18, 23, 28, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 55. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 517 820, 00 рублей.
Источник финансирования - бюджет муниципального образования "Город Майкоп" на 2009 год.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России) 23.09.2009 г. поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа по рассмотрению заявок на участие в аукционе, в которой отмечено, что согласно протоколу от 17.09.2009 г. рассмотрения заявок на участие в аукционе N93/09 заявки ООО "Югспецмонтаж" по лотам NN1,2 были отклонены по следующим причинам: в составе заявки по лотам NN1,2 отсутствует гарантийное письмо с обязательством участника размещения заказа о согласовании результатов выполненных работ с Управлением государственного пожарного надзора, а также по лоту N2 неверно указан размер обеспечения муниципального контракта.
По мнению Заявителя, аукционная комиссия неправомерно отклонила его заявки по следующим основаниям:
Согласно протоколу от 17.09.2009 N93/09 причиной отклонения заявки ООО "Югспецмонтаж" является отсутствие в составе заявки по лоту N1 гарантийного письма с обязательством участника размещения заказа о согласовании результатов выполненных работ с Управлением государственного пожарного надзора, однако, в составе аукционной документации отсутствует требование о представлении гарантийного письма от Управления государственного пожарного надзора о согласовании результатов выполненных работ - необходимо представить гарантийное письмо с описанием порядка сдачи и приемки работ согласно требованиям пункта 11 (Порядок сдачи и приемки результатов работ) технического задания заказчика.
Исполнение данных обязательств ООО "Югспецмонтаж" гарантирует согласно п. 2,5,9,10 заявки на участие в аукционе.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель поясняет, что в заявке по лоту N2 была допущена техническая ошибка при наборе размера обеспечения исполнения муниципального контракта, в результате чего, вместо 351782 рублей было указано 175891 рублей, (при этом, процент обеспечения контракта указан верно), что не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе 93/03 по лоту N2, так как согласно части 4 статьи 38 Закона о размещении заказов "в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления победителем аукциона или участником аукциона, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или после передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации об аукционе", а не в заявке участника размещения заказа.
В жалобе Заявителя содержится просьба отменить результаты открытого аукциона N93/09 по лотам NN1,2, признать решение аукционной комиссии по рассмотрению заявок недействительным, установить правомочность состава аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе N93/09.
От Уполномоченного органа в Комиссию УФАС поступило Возражение от 28.09.2009 N911 на жалобу Заявителя, следующего содержания:
В пункте 14 технического задания документации аукциона N93/09 установлены различные требования к описанию участниками размещении заказа сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг в виде таблицы, которые участник размещения заказа должен описать, а также, в случае необходимости, приложить приказы, гарантийные письма и прочее. Такая таблица, кроме того, размещена и форме предложения об условиях исполнения муниципального контракта (стр.32 аукционной документации N 93/09) и является обязательной к заполнению в соответствии с требованиями пункта 14 технического задания аукционной документации.
В пункте 8 таблицы требовалось, чтобы участник размещения заказа описал порядок сдачи и приемки работ согласно требованиям пункта 11 технического задания Заказчика или приложил такое описание в виде гарантийного письма. Пункт 11 технического задания аукционной документации отражает требования Заказчика к порядку сдачи и приемки работ, которые соответствуют положениям нормативно-правовых и руководящих документов в области оказания услуг и выполнения работ, связанных с монтажом пожарной сигнализации, в том числе требования пункта 12 статьи 9 Закона о размещении заказов. Ключевым моментом в этой связи является согласование результатов выполненных работ с Управлением государственного пожарного надзора.
В жалобе Заявитель указывает, что исполнение данных обязательств ООО "Югспецмонтаж" гарантирует согласно пунктов 2, 5, 9, 10 заявки па участие в аукционе. Однако, в пункте 2 заявки участник размещения заказа соглашается выполнить работы в соответствии с требованиями документации об аукционе и на условиях, которые он представил в составе своей заявки на участие в аукционе, в том числе в Предложении об исполнении муниципального контракта.
Таким образом, по мнению Уполномоченного органа в Предложении ООО "Югспецмонтаж" по лотам NN 1 и 2, которое является приложением к заявке на участие в аукционе, отсутствует описание порядка сдачи и приемки работ согласно требованиям пункта 11 технического задания заказчика, в том числе отсутствует обязательство согласовать результаты выполненных работ с Управлением государственного пожарного надзора.
Также, в своем Возражении Уполномоченный орган отметил, что в пункте 11 заявки Заявителя по лоту N 2 неверно указан размер обеспечения исполнения муниципального контракта (175891 руб.) в отличие от заявленного заказчиком размера 10% в сумме 351782 рубля. В пункте 15 заявки на участие в аукционе участник размещения заказа подтверждает, что в случае присуждения ему права заключить муниципальный контракт, в период с даты получения протокола аукциона и проекта муниципального контракта и до подписания официального муниципального контракта настоящая заявка на участие в аукционе будет носить характер предварительного заключенного им и муниципальным заказчиком договора о заключении муниципального контракта на условиях предложений участника размещения заказа, в связи с чем, отсутствие описания порядка сдачи и приемки работ согласно требованиям пункта 11 технического задания заказчика, а также неверно указанный размер обеспечения исполнения муниципального контракта рассматривается единой комиссией, как не соответствие заявки ООО "Югспецмонтаж" по лотам NN 1 и 2 требованиям документации об аукционе.
Кроме того, в Возражении указано, что в соответствии с пунктом 1.10.1. документации аукциона N 93/09 при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается единой комиссией к участию в аукционе в случае, если документы, представленные участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе, не заполнены по всем требуемым пунктам.
Также, в своем Возражении, Уполномоченный орган отметил, что в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме N 6121-АШ/Д04 от 2 мая 2007 г. "О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам", документация об аукционе (по аналогии с конкурсной документацией) должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, работ, услуг, являющихся предметом аукциона, и их характеристик. В письме особо подчеркнуто, что в случае если заявка на участие в аукционе, поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах, работах, услугах, которые не соответствуют каким-либо требованиям и показателям, установленным в документации об аукционе, такая заявка отклоняется комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие в аукционе как несоответствующая требованиям аукционной документации.
С учетом изложенного, по мнению Уполномоченного органа, заявки ООО "Югспецмонтаж" на участие в открытом аукционе N93/09 по лотам NN 1 и 2 не соответствуют требованиям документации об аукционе и отклонены на основании пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
На основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов Заказчику и Уполномоченному органу было направленно требование приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проведения внеплановой проверки было установлено:
Постановлением главы муниципального образования "Город Майкоп" от 30.12.2008 N762 "О создании единой конкурсной аукционной и котировочной комиссии муниципального образования "Город Майкоп" определен состав единой конкурсной аукционной и котировочной комиссии муниципального образования "Город Майкоп" (далее - Единая комиссия) из 8 человек: <>
Согласно протоколу от 17.09.2009 N141/09 рассмотрение заявок на участие в аукционе N93/09 состоялось в присутствии 4 из 8 членов Единой комиссии, т.е. в присутствии 50% общего числа ее членов.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о размещении заказов комиссия правомочна осуществлять функции, предусмотренные частями 6 - 8 настоящей статьи, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.
При проведении внеплановой проверки аукционной документации было установлено, что документация открытого аукциона N93/09 утверждена Уполномоченным органом.
Пунктом 23 Информационной карты аукционной документации установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 15 Информационной карты аукциона N93/09 заявка на участие в аукционе должна быть подготовлена по форме 2 "Заявка на участие в аукционе", представленной в части IV "Образцы форм для заполнения участниками размещения заказа" аукционной документации.
В пункте 11 вышеуказанной формы участник размещения заказа должен указать размер обеспечения контракта - процент от начальной (максимальной) цены контракта и сумму.
Заявитель в пункте 11 своей заявки по лотуN2 указал размер обеспечения заявки 10% от начальной (максимальной) цены контракта и сумму - 175891 рублей.
Однако, сумма в размере 175891 рублей составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта аукциона 93/09 по Лоту N2, а не 10%.
Таким образом, заявка Заявителя на участие в аукционе N93/09 по лоту N2 содержит двусмысленное толкование размера обеспечения контракта.
В соответствии с пунктом 3.1.5. документации аукциона N93/09 сведения, которые содержатся в заявке участника размещения заказа не должны допускать двусмысленных толкований.
В соответствии с пунктом 1.10.1 документации аукциона N93/09 при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается Единой комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе в случаях, если сведения, которые содержатся в заявках участников размещения заказа, допускают двусмысленное толкование.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Также, в ходе внеплановой проверки было установлено, что в пункте 14 технического задания документации аукциона N93/09 установлены различные требования к описанию участниками размещении заказа сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг в виде таблицы.
В соответствии с пунктом 8 указанной таблицы, участник размещения заказа должен приложить гарантийное письмо с описанием порядка сдачи и приемки работ согласно требованиям пункта 11 технического задания заказчика.
Между тем, часть 2 статьи 35 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий список документов для представления участниками размещения заказа в составе заявки, в который не входит такой документ как гарантийное письмо с описанием порядка сдачи и приемки работ.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Кроме того, в соответствии с подпунктом пункта 15 Информационной карты аукциона N93/09 заявка участника размещения заказа должна содержать фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона (по Форме 3 "Анкета участника размещения заказа", представленной в части IV "образцы форм для заполнения участниками размещения заказа" настоящей документации об аукционе).
Из смысла вышеуказанной нормы документации следует, что участник размещения заказа в составе своей заявки должен представить анкету участника размещения заказа заполненную по форме 3.
Между тем, форма 3 содержит требования о представлении участником размещения заказа сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов.
10.09.2009 г. Уполномоченным органом на официальном сайте были размещении разъяснения положений документации аукциона N93/09
В пункте 4 разъяснений указывается, что в "Анкете участника размещения заказа" не устанавливаются требования к участнику размещения заказа в виде требований к его деловой репутации, наличию производственных мощностей, технологическому оборудованию и т. д., а также то, что отсутствие таких сведений не является основанием для отклонения заявки участника размещения заказа, поскольку заполнения таких пунктов носит презентационный характер.
Кроме того, в разъяснениях указано, что участник размещения заказа должен описать или приложить в виде отдельного документа (листа) порядок сдачи и приемки работ.
Таким образом, участник размещения заказа в своей заявке в сведениях о качественных характеристиках работ должен был указать (описать) или приложить письмо о намерении согласовать сдачу работ с Управлением государственного пожарного надзора.
Между тем, заявка Заявителя по Лотам NN 1, 2 не содержала сведений, предусмотренных пунктом 8 части 14 технического задания документации, а следовательно заполнена не по всем пунктам.
Согласно пункту 3.1.12 документации аукциона N93/09 все документы, представляемые участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе, должны быть заполнены по всем пунктам
Таким образом, заявка Заявителя не соответствует требованию пункта 3.1.12 документации аукциона N93/09.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Согласно протоколу от 17.09.2009 N141/09 рассмотрения заявок, на участие в аукционе N93/09 по Лотам NN1 и 2 подали заявки 6 участников размещения заказа. Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе N93/09 по Лоту N1. В обосновании отказа было указано, что в заявке ООО "Югспецмонтаж" отсутствует гарантийное письмо с обязательством участника размещения заказа о согласовании результатов выполненных работ с Управлением государственного пожарного надзора.
Между тем, согласно разъяснениям, размещенным 10.09.2009 г на официальном сайте, представление участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе вышеуказанного письма не требуется.
В ходе рассмотрения дела, представитель Уполномоченного органа Мещеринова О.А. пояснила, что при описании в протоколе рассмотрения причины отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе N93/09 по лоту N1 была допущена техническая ошибка и не была указана действительная причина отказа, а именно: отсутствие в заявке ООО "Югспецмонтаж" сведений предусмотренных пунктом 8 части 14 технического задания документации аукциона N93/09.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, протокол рассмотрения заявок должен содержать сведения об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа.
Таким образом, протокол от 17.09.2009 N141/09 рассмотрения заявок на участие в аукционе N93/09 не содержит сведений о том, каким нормам аукционной документации не соответствует заявка участника размещения заказа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 8, частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379 Комиссия УФАС решила:
1. Признать жалобу ООО "Югспецмонтаж" от 23.09.2009 N72 частично обоснованной в части неверного обоснования единой комиссии оснований отказа в допуске к участию в аукционе N93/09.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 3 статьи 36 Закона о размещении заказа в части отсутствия в протоколе рассмотрения заявок от 17.09.2009 N141/09 сведений о причине отказа в допуске к участию в аукционе ООО "Югспецмонтаж".
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 36 закона о размещении заказов, в части установления требований о представлении участником размещения заказов в составе заявки сведений и документов не предусмотренных законодательством.
4. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на итоги размещение заказа предписания не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 30 сентября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016