Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 12 ноября 2015 г. N 02/29485
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей:
от Университета ИТМО (далее - Организатор торгов),
от ООО "Сервис МФУ" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Сервис МФУ" (вх.N23720 от 05.11.2015) на действия организатора торгов Университета ИТМО при организации и проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку (включая монтаж) комплекта оборудования цифровой полноцветной печати в рамках программы совершенствования научно-образовательной инфраструктуры Университета (извещение N31502856720, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
15 октября 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31502856720 о проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку (включая монтаж) комплекта оборудования цифровой полноцветной печати в рамках программы совершенствования научно-образовательной инфраструктуры Университета, включая документацию на проведение аукциона (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики" (далее - Положение о закупках), версия 9 от 28.07.2015 г., Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
11 430 000,00 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
15.10.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
05.11.2015 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
06.11.2015 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
По адресу в сети интернет http://utp.sberbank-ast.ru/Trade |
2. Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, Организатором торгов при организации и проведении Закупки допущены нарушения, выразившиеся в неразмещении на Официальном сайте действующей редакции Положения о закупках, а также в указании в п. 3 части III "Техническое задание" Закупочной документации наименования товара "Цветной принтер с возможностью печати белым и прозрачным цветом", не соответствующей требуемым характеристикам товара "Конфигурация системы: копир/принтер/полноцветный сканер", указанным в пп. 3.1 части III "Техническое задание" Закупочной документации.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы согласился, признав наличие в части III "Техническое задание" Закупочной документации подпункта 3.1 результатом допущенной Организатором торгов технической ошибки, а содержание указанного пункта - не соответствующим действительности, а также сославшись на действия Официального сайта, по вине которого по мнению Организатора торгов действующая редакция Положения о закупках была недоступна для ознакомления, о чем указал в письменном отзыве на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N02/Т-1293 от 10.11.2015 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав Закупочную документацию, документы, представленные к заседанию Комиссии, позицию, изложенную в жалобе Заявителя, и доводы представителя Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Университет ИТМО относится к автономным образовательным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона N223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N223-ФЗ положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
По первому доводу жалобы Заявителя:
Согласно данным Официального сайта, на момент рассмотрения жалобы Заявителя действующая редакция Положения о закупках (версия 9 от 28.07.2015 г.) недоступна для ознакомления.
В представленном отзыве на жалобу Заявителя Организатор торгов пояснил, что невозможность ознакомления с действующей редакцией Положения о закупках (версия 9 от 28.07.2015 г.) возникла вследствие технического сбоя в работе Официального сайта, сославшись на электронную переписку со службой поддержки Официального сайта и приложив скриншоты переписки со службой поддержки Официального сайта, заверенные представителем Организатора торгов.
Вместе с тем, официальных документов от службы поддержки Официального сайта, свидетельствующих о наличии технического сбоя, повлекшего невозможность ознакомления с действующей редакцией Положения о закупках (версия 9 от 28.07.2015 г.), Организатором торгов представлено не было.
Учитывая изложенное, по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов по неразмещению на Официальном сайте действующей редакцией Положения о закупках (версия 9 от 28.07.2015 г.) с возможностью ознакомления с указанным документом нарушение принципа информационной открытости закупки, определенного п. 1. ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, а также нарушение требования нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 4 Закона N223-ФЗ.
По второму доводу жалобы Заявителя:
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 3 части III "Техническое задание" Закупочной документации в предмет Закупки, в числе прочих, включена поставка цветного сетевого принтера с возможностью печати белым и прозрачным тонерами.
Вместе с тем, согласно пп. 3.1 части III "Техническое задание" Закупочной документации в качестве конфигурации системы в отношении указанного в данном пункте принтера установлено "Копир/принтер/полноцветный сканер".
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в п. 3 и пп. 3.1 части III "Техническое задание" Закупочной документации содержатся противоречащие друг другу требования, не позволяющие потенциальному участнику Закупки фактически определить требования Организатора торгов в отношении типа (конфигурации) поставляемого согласно предмету Закупки устройства.
Учитывая изложенное, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов по неуказанию в Закупочной документации сведений, позволяющих потенциальному участнику Закупки определить требования Организатора торгов в отношении типа (конфигурации) поставляемого согласно предмету Закупки устройства, нарушение принципа информационной открытости закупки, определенного п. 1. ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, а также нарушение нормы, содержащейся в п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ.
4. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 1.1.27.4. Закупочной документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных пунктом 1.1.3.8 документации об аукционе в электронной форме, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 1.1.3.8 документации об аукционе в электронной форме, требованиям документации об аукционе в электронной форме.
В соответствии с п. 1.1.3.8. Закупочной документации первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
1) при осуществлении закупки на поставку товара:
а) согласие участника закупки на поставку товара в случае, если участник закупки предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе в электронной форме, если участник закупки предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак;
2) согласие участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, при условии осуществления закупки на выполнение работ, оказание услуг;
3) при осуществлении закупки на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе в электронной форме, если участник закупки предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе в электронной форме товарнго знака;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели, используемого товара соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно Протоколу N 1/ SBR003-1510140131 рассмотрения и оценки заявок на участие в аукционе в электронной форме от 06 ноября 2015 г. на участие в Закупке была подана одна заявка ООО "Риком", которая решением Закупочной комиссии была допущена к участию в процедуре Закупки как соответствующая требованиям Закупочной документации.
Вместе с тем, представленная в заявке ООО "Риком" модель принтера OKI ES9541dn не может соответствовать требованиям п. 3 и пп. 3.1 части III "Техническое задание" Закупочной документации, т.к. согласно представленному Заявителем официальному письму генерального директора ООО "Оки Системс Рус" под торговой маркой "OKI" не выпускаются устройства с возможностью печати белым и прозрачным тонерами в формате многофункциональных устройств, т.е. представляющих из себя копир/принтер/полноцветный сканер.
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии организатора торгов Университета ИТМО по неправомерному допуску к участию в процедуре Закупки и признанию соответствующей требованиям Закупочной документации заявки ООО "Риком" нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия и справедливости по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке.
5. Рассмотрев жалобу ООО "Сервис МФУ" (вх.N23720 от 05.11.2015) на действия организатора торгов Университета ИТМО при организации и проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку (включая монтаж) комплекта оборудования цифровой полноцветной печати в рамках программы совершенствования научно-образовательной инфраструктуры Университета (извещение N31502856720), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов Университета ИТМО нарушения п. 1. ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закона N223-ФЗ, допущенные при организации и проведении Закупки; в действиях закупочной комиссии организатора торгов Университета ИТМО - нарушения п. 2. ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, допущенные при проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Сервис МФУ" (вх.N23720 от 05.11.2015) на действия организатора торгов Университета ИТМО при организации и проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку (включая монтаж) комплекта оборудования цифровой полноцветной печати в рамках программы совершенствования научно-образовательной инфраструктуры Университета (извещение N31502856720) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов Университета ИТМО при организации и проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку (включая монтаж) комплекта оборудования цифровой полноцветной печати в рамках программы совершенствования научно-образовательной инфраструктуры Университета (извещение N31502856720) нарушения:
- п. 1. ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в нарушении принципа информационной открытости закупки, а также в несоблюдении требования нормы статьи, допущенные вследствие неразмещения на Официальном сайте действующей редакцией Положения о закупках (версия 9 от 28.07.2015 г.) с возможностью ознакомления с указанным документом;
- п. 1. ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в нарушение принципа информационной открытости закупки и несоблюдении требований нормы статьи, допущенные вследствие неуказания в Закупочной документации сведений, позволяющих потенциальному участнику Закупки определить требования Организатора торгов в отношении типа (конфигурации) поставляемого согласно предмету Закупки устройства.
3. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов Университета ИТМО при проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку (включая монтаж) комплекта оборудования цифровой полноцветной печати в рамках программы совершенствования научно-образовательной инфраструктуры Университета (извещение N31502856720) нарушения п. 2. ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия и справедливости по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенные путем неправомерного допуска к участию в процедуре Закупки и признания соответствующей требованиям Закупочной документации заявки ООО "Риком".
4. Организатору торгов Университету ИТМО выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона с двумя частями заявок на поставку (включая монтаж) комплекта оборудования цифровой полноцветной печати в рамках программы совершенствования научно-образовательной инфраструктуры Университета (извещение N31502856720) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех протоколов, составленных в ходе организации и проведения Закупки.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
12 ноября 2015 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 12.11.2015 по жалобе N Т02-571/15 на действия организатора торгов Университета ИТМО при организации и проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку (включая монтаж) комплекта оборудования цифровой полноцветной печати в рамках программы совершенствования научно-образовательной инфраструктуры Университета (извещение N31502856720, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Организатору торгов Университету ИТМО совершить действия, направленные на устранение нарушений процедуры проведения торгов путем аннулирования процедуры закупки (извещение N31502856720) с отменой всех юридически значимых документов, составленных при организации и проведении Закупки.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 03 декабря 2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 ноября 2015 г. N 02/29485
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016