Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 17 ноября 2015 г. N Р-39/15
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Баченина Л.А.,
рассмотрев дело N Р-39/15 по признакам нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения рекламы глазных капель "Экстракт алое по Федорову", бальзама "Таежный доктор", бальзама "ГоджиЛекарь", "Литомасло", крема "Артро-Плюс", бальзама "Уральский", "Иммунокардин", "Каменное масло", с указанием, что они обладают лечебными свойствами и оказывают положительное влияние на течение болезней,
в отсутствие ИП <_> извещенных надлежащим образом,
руководствуясь пунктами 28, 41, Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17 августа 2006 г. N 508 (далее - Правил рассмотрения дел), установила:
В Тамбовское УФАС России передано по подведомственности из Управления Росздравнадзора по Тамбовской области (вх. от 07.07.2015 N 6810) заявление гражданки <_> о распространении недостоверной рекламы в газете "Вестник здоровья".
В результате рассмотрения материалов, приложенных к обращению заявителя, установлено следующее.
В апреле 2015 года на территории города Тамбове (преимущественно по почтовым ящикам подъездов жилых домов) распространялась газета "Вестник здоровья", в которой размещалась рекламная информация о лечебных свойствах следующих товаров: глазные капли "Экстракт алоэ по Федорову"; бальзам "Таежный доктор"; бальзам "ГоджиЛекарь"; "Литомасло"; крем "Артро-плюс"; бальзам "Уральский"; "Иммунокардин"; "Каменное масло".
В газете сообщалось, что вышеуказанные товары можно приобрести в г. Тамбове, г. Рассказово, г. Котовске, г. Воронеже, а также в других городах при этом указывалось, что данные товары показаны к применению при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, пищеварительной системы, эндокринной системы, органов кроветворения, дыхательной системы, для укрепления иммунитета, мочеполовой системы, периферической нервной системы, кожных покровов, нарушение зрения, болезней глаз, раке и другое.
Лицом, заинтересованным в распространении вышеуказанной рекламы, является ИП <_> который через своих представителей, осуществлял распространение данных рекламных материалов и реализацию указанных в них товаров (товарный чек от 18.04.2015).
По признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" в отношении ИП <_> возбуждено настоящее дело.
На рассмотрение дела ИП <_> не явился, запрашиваемые документы не представил. Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с ненадлежащим уведомлением ИП <_> о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с выпиской из ЕГРИП ИП <_> зарегистрирован по адресу: <_> ИП <_> по указанному адресу не извещается, определения по делу, направленные ИП <_> по данному адресу, возвращены почтовой службой с пометкой: "временное отсутствие адресата", "неудачная попытка вручения, запрашиваемые документы ИП <_> не предоставляет.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
С учетом изложенного, применяя аналогию права, ИП <_> извещен надлежащим образом, рассмотрение дела возможно в его отсутствие.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В апреле 2015 года на территории города Тамбова распространялись рекламные газеты "Вестник здоровья", в которых размещалась следующая информация о лечебных свойствах нижеперечисленных товаров:
1) "Экстракт алое по Федорову". "Состав глазных капель "Экстракт алое по Федорову" разработан на основе серебра, меда и экстракта древовидного алоэ, капли изготовлены по авторской методике Федорова. Натуральный состав обогащен антиоксидантами, витаминами и энергетическими веществами. Богатое содержание в глазных каплях "Экстракт алое по Федорову" витамина В6, холина, фолиевой кислоты, бета-каротина, позволяет сохранить нормальный обмен веществ в хрусталике и тем самым предупредить его помутнение. Биологически активные компоненты и антиоксиданты способствуют восстановлению поврежденных тканей и структур. Использование глазных капель "Экстракт алое по Федорову" способствует улучшению и восстановлению зрения, заметно повышая качество жизни, особенно при высоких зрительных нагрузках. Такого эффекта нельзя добиться ни посредством хирургического вмешательства, ни с помощью известных методов тренировок и т.д.".
2) Бальзам "Таежный доктор". "Полезное действие бальзама "Таежный доктор" разнообразно. Люди принимают его при самых разных заболеваниях. Некоторые используют бальзам при простуде, другие исцеляются от паралича и инсульта и т.д.".
3) Бальзам "ГоджиЛекарь" рекомендуется применять: для улучшения функционального состояния печени и антиоксидантной системы организма, для защиты печени от ожирения, для улучшения метаболической функции печени, для нормализации пищевого обмена веществ, при пониженной сопротивляемости организма к воздействию токсических веществ, при печеночной недостаточности, при острых и хронических гепатитах, при циррозе печени, при жировой дистрофии печени различной этиологии, при токсическом поражении печени, при алкогольном гепатите и т.д.".
4) "Литомасло" - это уникальное комплексное средство, которое можно назвать универсальным в плане терапевтического воздействия на организм человека. "Литомасло" оказывает драгоценную помощь ослабевшей сердечной мышце. Его целесообразно использовать как профилактическое средство при сердечно-сосудистых заболеваниях, так и в составе комплексной терапии при аритмии, ишемии, "грудной жабе", атеросклерозе, гипертонии и т.д.".
5) Крем "Артро-Плюс" идеальное средство против большинства болезней опорно-двигательной системы. Крем избавляет от изнурительного чувства "ломоты" в суставах, характерное для таких болезней опорно-двигательного аппарата, как артрит, артроз, подагра, остеохондроз, полиартрит, межпозвоночная грыжа, пяточная шпора и т.д.".
6) "Бальзам "Уральский" уникальный комплекс для улучшения функций сердца и мозга. Бальзам воссоздан по лечебным прописям уральских знахарей, состоит исключительно из природных высокоэффективных компонентов, практически каждый из которых в народе называют "Золотой корень Урала". Бальзам так гармонично воздействует на организм, что даже при самых серьезных заболеваниях дает улучшения за счет нормализации состояния сосудов, крови, лимфы, мозга и сердца, восстанвливает кровообращение, снимает спазмы сосудов. В результате отмечаются хорошие результаты при постинсультных состояниях, при нарушении сердечных соркащений, стенокардии, аритмии и т.д.
7) "Сироп медовый "Иммунокардин на травах тонизирующий" обладает сосудорасширяющим действием, хорошо стабилизирует давление, облегчает работу сердечной мышцы, восстанавливается сердечный ритм, при его применении пропадают скачки давления, проходят сердечные и головные боли. При курсовом применении сиропа медового "Иммунокардин на травах тонизирующий" повышаются реологические свойства крови, проводится укрепление сердечной мышцы, в результате значительно ускоряется процесс восстановления после инфаркта и инсульта и т.д.".
8) "Усиленный комплекс "Каменное масло" способствует восстановлению семи жизненно важных систем организма: эндокринной системы, пищеварительной системы, мочевыделительной системы, сердечно-сосудистой системы и крови, нервной системы, опорно-двигательной системы, репродуктивной женской и мужской систем и т.д.
Вышеуказанная информация распространялась для неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение и поддержание внимания к данным товарам с целью их продвижения на рынке и реализации.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно письму Управления Росздравнадзора по Тамбовской области от 26.06.2015 в Государственном реестре лекарственных средств вышеперечисленные товары не зарегистрированы.
Бальзам "ГоджиЛекарь" зарегистрирован в качестве смеси медовой "ГоджиЛекарь" (сертификат соответствия N 1609103, срок действия с 24.10.2014 по 23.10.2017), сироп медовый "Иммунокардин на травах тонизирующий" зарегистрирован в качеств медового сиропа (сертификат соответствия N 1105040 с 25.03.2013 по 24.03.2016), комплекс "Каменное масло" зарегистрирован в качестве соли пищевой с витаминно-минеральными добавками (сертификат соответствия N 0558984, срок действия с 25.04.2011 по 24.04.2014) и т.д.
В рекламе глазных капель "Экстракт алое по Федорову", бальзама "Таежный доктор", бальзама "ГоджиЛекарь", "Литомасло", крема "Артро-Плюс", бальзама "Уральский", сиропа медового "Иммунокардин на травах тонизирующий", комплекса "Каменное масло", распространявшейся в газете "Вестник здоровья", указано, что все вышеуказанные товары обладают лечебными свойствами и оказывают положительное влияние на течение болезней.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
В рекламе глазных капель "Экстракт алое по Федорову", распространявшейся на первой странице газеты "Вестник здоровья", был использован образ медицинского работника. Под заголовком "Рекомендации офтальмолога" изображен мужчина в специальной одежде (белый халат) и стетоскопом поверх неё.
Таким образом, вышеуказанная реклама распространялась в нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <_> который через своих представителей осуществлял распространение данных рекламных материалов и реализацию указанных в них товаров (товарный чек от 18.04.2015).
Доказательства добровольного прекращения распространения рассматриваемой рекламы в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу глазных капель "Экстракт алое по Федорову", бальзама "Таежный доктор", бальзама "ГоджиЛекарь", "Литомасло", крема "Артро-Плюс", бальзама "Уральский", сиропа медового "Иммунокардин на травах тонизирующий", комплекса "Каменное масло", распространявшуюся в газетах "Вестник Здоровья" в апреле 2015 года в городе Тамбове, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу глазных капель "Экстракт алое по Федорову", распространявшуюся в газетах "Вестник Здоровья" в апреле 2015 года в городе Тамбове, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
3. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Т.В. Заботнова
К.С. Кузнецова
Л.А. Баченина
ИП <_>
П Р Е Д П И С А Н И Е
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
17 ноября 2015 года г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Баченина Л.А.,
на основании своего решения от 17 ноября 2015 года по делу N Р-39/15 о признании ненадлежащей рекламы глазных капель "Экстракт алое по Федорову", бальзама "Таежный доктор", бальзама "ГоджиЛекарь", "Литомасло", крема "Артро-Плюс", бальзама "Уральский", сиропа медового "Иммунокардин на травах тонизирующий", комплекса "Каменное масло", распространявшейся в виде листовок в апреле 2015 года в городе Тамбове, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе",
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, предписывает:
1. ИП <_> в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы глазных капель "Экстракт алое по Федорову", бальзама "Таежный доктор", бальзама "ГоджиЛекарь", "Литомасло", крема "Артро-Плюс", бальзама "Уральский", сиропа медового "Иммунокардин на травах тонизирующий", комплекса "Каменное масло", нарушающей пункт 4 части 5 статьи 5, пункт 6 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. ИП <_> представить в Тамбовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 декабря 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе Тамбовское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Т.В. Заботнова
К.С. Кузнецова
Л.А. Баченин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 ноября 2015 г. N Р-39/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016