Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 6 октября 2009 г. N 08-01-313
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления - начальник отдела
государственного заказа, председатель Комиссии;
Букрин С.В. - ведущий специалист - эксперт отдела государственного заказа, член
Комиссии;
Растворцев С.Н. - специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии;
в присутствии представителей:
подателя жалобы ООО "РиК" <_> (по доверенности),
заказчика Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра клинической и экспериментальной медицины: <_> (по доверенности), <_> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "РиК" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра клинической и экспериментальной медицины (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу и наладке систем автоматической противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре (АУПС и СОУЭ), установила
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО "РиК" на действия государственного заказчика Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра клинической и экспериментальной медицины при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу и наладке систем автоматической противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре (АУПС и СОУЭ), по начальной (максимальной) цене государственного контракта - 3 300 000 (Три миллиона триста тысяч) рублей (далее - Аукцион).
ООО "РиК" обжалует действия Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра клинической и экспериментальной медицины, нарушающие порядок размещения данного заказа.
В качестве обоснования жалобы Заявитель привёл следующие доводы:
1. В техническом задании (часть II документации об аукционе) указаны конкретные наименования оборудования, подлежащие поставке, однако отсутствуют сведения о количестве этого оборудования, подлежащего поставке, которые должны быть указаны в извещении согласно ч.3 ст.33 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г (далее - ФЗ N 94-ФЗ). По мнению Заявителя не располагая сведениями о количестве требуемых к поставке товаров, у участника размещения заказа отсутствует возможность определить наиболее низкую цену, которую он сможет предложить, участвуя в аукционе. В соответствии проектом государственного контракта (частью 1. "Предмет контракта" пунктом 1.1.) "Подрядчик принимает на себя обязательства по проектированию, монтажу и пуско-наладочным работам систем автоматической противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре)", т.е. количество необходимого оборудования, подлежащего поставке, государственным заказчиком предложено определить самому участнику размещения заказа, признанному победителем аукциона, исходя из проекта, который он должен выполнить.
2. В соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Проектирование пожарной сигнализации и монтаж не являются технологически и функционально взаимосвязанными работами. Таким образом, государственным заказчиком при проведении данного открытого аукциона нарушены требования Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. В соответствии с разделом 1.3 п.22 Информационной карты аукциона "К государственному контракту необходимо предоставить обязательное приложение - локальный сметный расчет, составленный базисно-индексным методом на основе ТЕР-2001 с применением городских индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен. Во избежание снижения качества выполняемых работ снижение сметной стоимости возможно только за счет снижения повышающих коэффициентов, а также за счет накладных расходов и сметной прибыли", однако положения статьи 528 Гражданского кодекса РФ, определяющие порядок заключения государственного или муниципального контракта, не содержат требований о предоставлении каких-либо дополнительных документов поставщиком (исполнителем) при заключении государственного или муниципального контракта, согласно ч.3 ст.38 ФЗ N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона, цена контракта будет определена в результате проведения торгов, а не путем составления сметы. Согласно ч. 1 ст.528 Гражданского кодекса РФ обязанность разработки проекта государственного или муниципального контракта и направление его поставщику (исполнителю) возложено на государственного (муниципального) заказчика, таким образом, указывает Заявитель, локальный сметный расчет, являющийся приложением к государственному контракту, также должен быть подготовлен заказчиком, возложение же на участника размещения заказа составление сметной документации является незаконным обременением участника размещения заказа. Согласно ч.7 ст.37 ФЗ N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе. Кроме того, закон о размещении заказов обязывает заказчика указывать в документации об аукционе порядок формирования цены контракта (ч.4 ст.34 ФЗ N 94-ФЗ), а поставщика только предложение о цене контракта, которые он заявляет в ходе проведения торгов, что соответствует положениям, предусмотренным статьей 709 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
4. В п.15 раздела I.3 Информационная карта аукциона Заказчиком установлены требования к подаче заявок в письменном виде в конверте, а также требования к маркировке конвертов, чем нарушены требования ч 2.2 ст.35 Федерального закона N 94-ФЗ.
5. В документации об аукционе отсутствуют требования к заявке, подаваемой в форме электронного документа и не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа, чем нарушены п.1 ч.4 ст. 34, ч.4 ст.35 ФЗ N 94-ФЗ.
6. В документации об аукционе (в примечании к Информационной карте аукциона) Заказчик допускает возможность переговоров с участником размещения заказа, что запрещено ч.6 ст.32 ФЗ N 94-ФЗ.
Кроме этого, Заявитель сообщил о нарушении Заказчиком ч.9 ст.34 ФЗ N 94-ФЗ, а именно, при внесении изменений в документацию об аукционе не продлён срок подачи заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Заявитель просит провести проверку соблюдение Заказчиком ФЗ N 94-ФЗ по результатам проверки применить к Заказчику меры административного воздействия.
На жалобу ООО "РиК" поступило возражение Государственного Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра клинической и экспериментальной медицины, в котором указано следующее.
1. По п.1: "количество необходимого оборудования, подлежащего поставке, которое должно быть указано в извещении, отсутствует. Количество необходимого к поставке оборудования определяется уже на основании проекта самим участником". В соответствии проектом государственного контракта (п.1.1., ч.1. "Предмет контракта") "Подрядчик принимает на себя обязательства по проектированию, монтажу и пуско-наладочным работам систем автоматической противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре)". Количество необходимого оборудования, подлежащего поставке, будет определяться исходя из объявленных площадей помещений из проекта, предоставленного подрядчиком, который будет определять перечень необходимого оборудования в соответствии с указанными в п.9.2. технического задания нормативами и информационной картой.
2. По п.2, о том, что в нарушение ч.3 ст. 17 N135-ФЗ от 26.07.06г. в состав одного лота включены работы и услуги, технологически и функционально не связанные между собой Заказчик считает, что проектирование и монтаж одной и той же системы пожарной сигнализации являются двумя этапами создания одной и той же системы, непосредственно связанными между, и может осуществляться любой организацией, имеющей соответствующую лицензию.
3. В соответствии с ч.2 ст.9 ФЗ N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ. В силу п.1 ст.528 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) проект государственного контракта разрабатывается государственным, муниципальным заказчиком и направляется подрядчику, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Заказчик сообщает, что в соответствии со ст.32 ФЗ N 94-ФЗ и п. 7.1.3. документации об аукционе государственный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона. Согласно п.2.2. государственного контракта стоимость всех работ, поручаемых по государственному контракту, определяется согласно сметной документации. Статьей 768 ГК РФ предусмотрено, что к государственному контракту на выполнение подрядных работ для удовлетворения государственных нужд наряду со специальными нормами применяются общие нормы, регулирующие правоотношения по договору подряда. В соответствии с п.3 ст.709 ГК РФ смета может составляться заказчиком или подрядчиком. При этом, по мнению Заказчика, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью государственного контракта с момента подтверждения ее заказчиком. Таким образом, положение п.22 раздела 1.3 Информационной карты документации об аукционе о предоставлении победителем аукциона локального сметного расчета находится в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Подавая заявку на участие в аукционе, участник аукциона выражает свое согласие с условиями проведения аукциона, в том числе с условием о составлении сметы подрядчиком.
4. В соответствии с п. 15 информационной карты аукционной документации конверт или папка, в которые помещена заявка, должны быть маркированы надписями "АУКЦИОННАЯ ЗАЯВКА", а также идентифицирующими сведениями об открытом аукционе (номере аукциона и наименовании предмета государственного контракта), данное требование установлено для своевременного получения заявок на заседание комиссий по рассмотрению данных заявок. В канцелярии идет отдельная регистрация корреспонденции, поступающей на рассмотрение единой комиссии НЦКЭМ СО РАМН и в случае отсутствия достаточной информации на конверте заявка не будет зарегистрирована должным образом и может попасть единой комиссии на рассмотрение уже после проведения процедуры рассмотрения заявок и опубликования протокола на официальном сайте.
5. По п.5 "в документации не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа (п.1 ч.4 ст.34 и ч.4 ст.35 ФЗ N 94-ФЗ)" Заказчик сообщил, что у Государственного Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра клинической и экспериментальной медицины на данный момент нет технической возможности принимать заявки в форме электронного документа, т.к. в соответствии с ФЗ N 1-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об электронно-цифровой подписи" электронным документом может считаться документ, имеющий в качестве реквизита электронную цифровую подпись, предназначенную для защиты данного электронного документа от подделки, полученную в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющую идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
6. При проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются, что и указано в в п. 5.4.1. ч.1 документации об аукционе. Возможность переговоров с участниками при проведении аукциона в документации не предусмотрена.
Таким образом, Заказчик полагает, что по указанным пунктам его действия являются правомерными и соответствуют положениям ФЗ N 94-ФЗ.
Изучив представленные материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п.4) ч.4 ст.21, ч.2 ст.33 ФЗ N 94-ФЗ в извещении о проведении открытого аукциона Заказчик обязан указать сведения об объёме выполняемых работ. Комиссия, проверив извещение о проведении открытого аукциона N 090911/002491/54 на предмет установления указания об объёме выполняемых работ нарушений не установила, довод N 1 жалобы Заявителя необоснован. Кроме этого, Комиссия рассмотрела довод Заявителя о том, что невозможно произвести расчет цены работ без спецификации на необходимое оборудование, подлежащее монтажу и определила, что при производстве работ по проектированию автоматической пожарной сигнализации победитель данного размещения заказа составит спецификацию на необходимое оборудование в соответствии с нормами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС от 20 июня 2003 года N 323 и произведёт сметный расчет цены работ.
2. В соответствии ч.2 ст. 34 ФЗ N94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Комиссия, рассмотрев часть II. Техническое задание документации об аукционе N 09-09 от 11.09.2009 на соответствие требованиям, предъявляемым к размещению заказа в соответствии с нормой ч.2 ст. 34 ФЗ N94-ФЗ установила, что в связи с тем, что Заказчик при определении сложно-составного предмета размещения данного заказа использовал нормы пожарной безопасности, то указанных характеристик и объёма выполняемых работ достаточно для проектирования и монтажа автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (АУПС и СОУЭ) в зданиях НЦ КЭМ СО РАМН, а, следовательно, Комиссия установила, что проектирование пожарной сигнализации и её монтаж являются технологически и функционально взаимосвязанными работами, нарушений Федерального закона N 135-ФЗ не установлено. Довод жалобы не обоснован.
3. В соответствии с разделом 1.3 п.22 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено требование об обязательном предоставлении вместе с государственным контрактом локального сметного расчета, составленного базисно-индексным методом на основе ТЕР-2001 с применением городских индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен. Комиссия считает неправомерным установление данного требования, т.к. составление локального сметного расчёта возможно только после выполнения работ по проектированию пожарной сигнализации, а это означает, что выполнение данного вида работ в соответствии с требованием Заказчика должно быть проведено до заключения государственного контракта. Комиссия признала данный довод Заявителя обоснованным.
4. В соответствии с ч.2.2 ст.35 ФЗ N 94-ФЗ все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Комиссия, рассмотрев п.15 "Требования к оформлению заявок на участие в аукционе" раздела I.3 Информационная карта аукциона установила, что Заказчиком установлены требования к подаче заявок в письменном виде в конверте или папке, а также требования к маркировке конвертов, не соответствующие ч 2.2 ст.35 ФЗ N 94-ФЗ и признала довод жалобы Заявителя обоснованным.
5. Комиссия, проверив документацию об аукционе, установила, что сообщение Заявителя о нарушении Заказчиком требований п.1 ч.4 ст.34 и ч.4 ст.35 ФЗ N 94-ФЗ, а именно, что в документации об аукционе Заказчик не установил возможность подачи участниками размещения заказа заявок на участие в аукционе в форме электронного документа, подтвердилось. Довод жалобы обоснован.
6. В соответствии с ч.6 ст.32 ФЗ N94-ФЗ при проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Комиссия, изучив документацию об аукционе на предмет нарушения требования ч.6 ст.32 ФЗ N94-ФЗ нарушений не установила. Данный довод жалобы Заявителя необоснован.
Кроме этого, Комиссия, на основании сообщения Заявителя установила нарушение Заказчиком ч.9 ст.34 ФЗ N 94-ФЗ, а именно, при внесении изменений в документацию об аукционе Заказчиком не продлён срок подачи заявок на участие в Аукционе. На заседании Комиссии представители Заказчика признали данное нарушение.
Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО "РиК" на действия государственного заказчика Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра клинической и экспериментальной медицины при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу и наладке систем автоматической противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре (АУПС и СОУЭ), частично обоснованной.
В соответствии с ч.5 ст.17 ФЗ N 94 - ФЗ проведена внеплановая проверка, в результате которой Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
В пп.4.2.2 п.4.2 ст.4 "Подача заявки на участие в аукционе", п.15 Информационная карта документации об аукционе Заказчиком в нарушение норм ст.34, ст.35 ФЗ N 94-ФЗ неправомерно установлено право на внесение в заявку на участие в аукционе вставок между строк, исправлений, подтирок или надписей поверх первоначального текста, парафированных лицом или лицами, подписывающими заявку на участие в аукционе.
В п.14 Информационной карты документации об аукционе и п.15 подраздела I.4.2 "Форма заявки на участие в аукционе" Заказчиком в нарушение норм ст.34, ст.35 ФЗ N 94-ФЗ неправомерно установлено требование о сроке действия заявки на участие в аукционе - 45 дней.
В п.14 подраздела I.4.2 "Форма заявки на участие в аукционе" Заказчиком в нарушение ст.35 ФЗ N 94-ФЗ Заказчиком установлено неправомерное требование о предоставлении участником размещения заказа сведений о сроке выполнения работ по капитальному ремонту.
В соответствии с ч.3.1 ст.34 ФЗ N94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В части II. Техническое задание в нарушение ч.3.1 ст.34 ФЗ N94-ФЗ Заказчиком установлены указания на модели, а именно, извещатели пожарные дымовые оптико-электронные аналоговые - ИП 212-41-М, извещатели пожарные дымовые оптико-электронные адресно-аналоговые - ДИП 34 А и т.п.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает такие указания неправомерными, т.к. установление данных указаний запрещено ч.3.1 ст.34 ФЗ N 94-ФЗ и влечёт за собой ограничение количества участников размещения данного заказа.
Комиссия, руководствуясь ч.6 ст.60, ч.5, ч.9 ст.17 ФЗ N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", частью 3.35 "Административного регламента Федеральной Антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утв. Приказом ФАС России N 379 от 14.11.2007, решила
Выдать государственному заказчику Учреждению Российской академии медицинских наук Научному центру клинической и экспериментальной медицины СО РАМН предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии С.В. Букрин
С.Н. Растворцев
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-288
об устранении нарушения законодательства о размещении заказов
"6" октября 2009 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Букрин С.В. - ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа, член
Комиссии;
Растворцев С.Н. - специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии;
на основании своего решения N 08-01-313 от 06.10.2009 по жалобе ООО "РиК" на действия государственного заказчика Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН при проведении открытого аукциона на выполнение работ по монтажу и наладке систем автоматической противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре (АУПС и СОУЭ), предписывает
Государственному заказчику Учреждению Российской академии медицинских наук Научному центру клинической и экспериментальной медицины СО РАМН устранить нарушения Федерального закона от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ N94-ФЗ), а именно:
1. Внести изменения в документацию об аукционе в соответствии с требованиями ст.34, ст.35 ФЗ N94-ФЗ, устранив нарушения, указанные в решении N 08-01-313 от 06.10.2009.
2. Продлить срок размещения данного заказа в соответствии с ч.9 ст.34 ФЗ N94-ФЗ.
3. Уведомить участников размещения заказа, подавших на 01.10.2009 заявки на участие в открытом аукционе о внесённых изменениях.
Об исполнении предписания сообщить до 20.10.2009 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За неисполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии С.В. Букрин
С.Н. Растворцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 октября 2009 г. N 08-01-313
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016