Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(опубликовано 7 октября 2009 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 06 октября 2009 г.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - начальник отдела финансовых рынков и рекламы Куканова О.А.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Жарикова Е.Б.,
рассмотрев дело N 03-25/59 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившееся в размещении в период с 10 по 30 апреля 2009 года в региональных рекламных блоках телеканала НТВ рекламного видеоролика следующего содержания: "В салоне оптики "Очкарик" самые модные мировые коллекции солнцезащитных очков. Зарубина, 45, Пролетарская, 46, телефон 72-13-40",
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного рекламораспространителя - ООО "Трент Регион 12",
при участии представителя от рекламодателя ООО "Очкарик, ов": Шишкиной Евгении Александровны, по доверенности N 1-09/09 от 24 сентября 2009 года,
УСТАНОВИЛА:
В Марийское УФАС России поступило ходатайство исполнительного директора ООО "Трент Регион 12" Федяковой М.В. о рассмотрении дела N 03-25/59 без участия представителя ООО "Трент Регион 12". Принято решение ходатайство ООО "Трент Регион 12" удовлетворить.
В ходе проведения плановой проверки деятельности ООО "Трент Регион 12" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе в период с сентября 2008 года по август 2009 года, выявлен рекламный видеоролик N 6734 (заказ N 3702 от 31.03.2009 года), содержащий признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), следующего содержания: "В салоне оптики "Очкарик" самые модные мировые коллекции солнцезащитных очков. Зарубина, 45, Пролетарская, 46, телефон 72-13-40" (далее - информация ООО "Очкарик, ов").
Результаты проверки зафиксированы актом от 07 сентября 2009 года.
В письме N 15 от 15.09.2009 года исполнительный директор ООО "Трент Регион 12" Федякова М.В. поясняет, что заказ на размещение N 3702 от 31.03.2009 года был принят в магазине ООО "Очкарик, ов". Диск с готовым рекламным видеороликом был передан менеджеру ООО "Трент Регион 12" руководителем ООО "Очкарик, ов" Зоткиным В.А. Размещение рекламного ролика ООО "Очкарик, ов" в региональных рекламных блоках телеканала НТВ, в период с 10 по 30 апреля 2009 года, осуществлялось на основании договора N 12 от 18.02.2009 года, заключенного между ООО "Трент Регион 12" и ООО "Очкарик, ов".
Директор ООО "Очкарик, ов" Зоткин В.А., в письме N 25/09 от 25.09.2009 года, не согласился с мнением антимонопольного органа, указав, что обоснованность заявления ООО "Очкарик, ов" о наличии в салоне оптики "Очкарик" моделей самых модных мировых коллекций солнцезащитных очков 2009 года и достоверность рекламы подтверждают: факт участия в международной выставке "ОЧКОВАЯ ОПТКА-МСОО-2009.ВЕСНА" и факт публикации в каталоге "Солнцезащитные очки. Коллекции-2009" SUN GLASSES 2009 коллекции самых модных солнцезащитных очков.
К письму ООО "Очкарик, ов" приложены копии каталогов: "ОПРАВЫ. Коллекции 2009", "Солнцезащитные очки. Коллекции-2009" SUN GLASSES 2009; письма поставщиков солнцезащитных очков: ООО "Балеро", ООО "Оптик-Партнер", ООО "Анне Мария".
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель ООО "Очкарик, ов" пояснил, что в салоне оптики "Очкарик" имеются в продаже солнцезащитные очки торговых марок: "Columbia", "Neolook", "Solano". Договоры с поставщиками на приобретение солнцезащитных очков указанных торговых марок были заключены на международной выставке "ОЧКОВАЯ ОПТКА-МСОО-2009.ВЕСНА", проходившей 10-13 марта 2009 года в городе Москва. По итогам проведения данной выставки был издан каталог самых модных коллекций ведущих мировых брендов: "Солнцезащитные очки. Коллекции-2009" SUN GLASSES 2009. Факт участия ООО "Очкарик, ов" в международной выставке подтвержден письмами поставщиков солнцезащитных очков: ООО "Балеро", ООО "Оптик-Партнер", ООО "Анне Мария".
Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, информация ООО "Очкарик, ов", размещённая в региональных рекламных блоках телеканала НТВ в период с 10 по 30 апреля 2009 года, является рекламой.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Фраза "самые модные мировые коллекции солнцезащитных очков" указывает на преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
При таких обстоятельствах утверждение "самые модные мировые коллекции солнцезащитных очков" должно быть обосновано и соответствовать действительности, а рекламная информация должна содержать ссылку на наличие такого обоснования (исследования).
Довод директора ООО "Очкарик, ов" Зоткина В.А., о том, что факт участия в международной выставке "ОЧКОВАЯ ОПТКА-МСОО-2009.ВЕСНА" и факт публикации в каталоге коллекции самых модных солнцезащитных очков подтверждают обоснованность заявления ООО "Очкарик, ов" о наличии в салоне оптики "Очкарик" моделей самых модных мировых коллекций солнцезащитных очков 2009 года и достоверность рекламы, не может быть принят во внимание Комиссией Марийского УФАС России по следующим основаниям.
По словам представителя ООО "Очкарик, ов" салон оптики "Очкарик" реализует солнцезащитные очки торговых марок: "Columbia", "Neolook", "Solano", приобретенные у поставщиков (ООО "Балеро", ООО "Оптик-Партнер", ООО "Анне Мария") на международной выставке "ОЧКОВАЯ ОПТКА-МСОО-2009.ВЕСНА".
В представленных на обозрение Комиссии Марийского УФАС России письмах поставщиков содержится информация, подтверждающая присутствие представителей ООО "Очкарик, ов" на 14 - ом Международном Салоне Оптики (МСОО) 2009 года и номера договоров между компаниями поставщиков и ООО "Очкарик, ов", однако не содержат информации о покупке ООО "Очкарик, ов" именно указанных марок солнцезащитных очков.
Каталоги: "ОПРАВЫ. Коллекции 2009", "Солнцезащитные очки. Коллекции-2009" SUN GLASSES 2009 содержат информацию ("более 150 лучших коллекций сезона, более 500 самых модных моделей") о коллекциях именно 2009 года.
Однако в рекламном видеоролике салона оптики "Очкарик" использована формулировка: "самые модные мировые коллекции солнцезащитных очков".
Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган установил, что реклама ООО "Очкарик, ов", размещённая в региональных рекламных блоках телеканала НТВ в период с 10 по 30 апреля 2009 года, нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ООО "Очкарик, ов" является ненадлежащей.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО "Очкарик, ов" является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы.
Таким образом, являясь лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, ООО "Очкарик, ов" является рекламодателем.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Очкарик, ов", размещенную в региональных рекламных блоках телеканала НТВ в период с 10 по 30 апреля 2009 года, следующего содержания: "В салоне оптики "Очкарик" самые модные мировые коллекции солнцезащитных очков. Зарубина, 45, Пролетарская, 46, телефон 72-13-40", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Очкарик, ов" и ООО "Трент Регион 12".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии О.А. Куканова
Е.Б. Жариков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 7 октября 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016