Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 6 октября 2009 г. N 35
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
председатель Комиссии;
Киселёв К.А. - специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии;
Салтевский В.А. - специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии
рассмотрев дело N 35, возбуждённое в отношении ЗАО "Клиника женского здоровья" (630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 9/2) по факту размещения рекламы "Клиника женского здоровья" с признаками нарушения ч. 11 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которому реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины;
в присутствии: представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ЗАО "Клиника женского здоровья" <_> действующий на основании доверенности и <_> действующий на основании доверенности, установила
Новосибирским УФАС России в июле 2009 г. была проведена проверка рекламной информации, размещаемой в печатных СМИ (Акт проверки рекламной информации от 05.08.2009 г.). В результате проверки установлено, что в газете "ТВ Неделя" в N 30 (732) за 29.07.2009 г. на стр. 12 размещалась информация следующего содержания: "Клиника женского здоровья" / Специализированная акушерско-гинекологическая помощь / Диагностика и лечение гинекологических заболеваний (с выдачей больничного листа) / Консультации гинеколога, онколога, эндокринолога, маммолога / Ведение беременности у женщин группы высокого риска, а также по проблемам бесплодия / Медицинский аборт, медикаментозное прерывание беременности / УЗИ диагностика, доплерометрия / Лечение эрозии ш/м / Весь спектр лабораторных диагностических исследований / Физиолечение / Массажная кровать "Нуга-Бэст" / <_>".
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, вышеописанная информация является рекламной, т.к. отвечает всем признакам определения рекламы.
Согласно материалам проверки, заказчиком размещения данной рекламной информации в N 30 является ЗАО "Клиника женского здоровья". Так, между ЗАО "Клиника женского здоровья" и ЗАО "Сибинформ" заключён Договор на размещение рекламы N 280408-АТ от 28.04.2009 г. по размещению рекламных материалов Заказчика (ЗАО "Клиника женского здоровья") в периодических печатных изданиях.
В соответствии с Заявкой ЗАО "Сибинформ" на период с 01.07.2009 г. по 31.07.2009 г. разместило рекламный материал (Клиника женского здоровья) в N 26, 28, 30 на полосе инф ТВ последняя "ТВ недели" от 09.07.2009 г., 15.07.2009 г. и 29.07.2009 г. соответственно.
Также в представленных документах имеется Акт приёма и сдачи выполненных работ N 2414 от 29.07.2009 г.
В тексте вышеуказанного рекламного материала не обнаружено предупреждения о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины в случае рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
Согласно ч. 11 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее - Федеральный закон "О рекламе"), реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.
Ответственность за нарушение вышеупомянутого требования несёт рекламодатель. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В данном случае рекламодателем (следовательно, нарушителем законодательства о рекламе) является ЗАО "Клиника женского здоровья".
В отзыве на определение о возбуждении дела (Вх. N 6633 от 01.10.2009 г.) ЗАО "Клиника женского здоровья" только частично признаёт свою вину, считая с одной стороны, что вина имеется также со стороны рекламоизготовителя и рекламораспространителя, а с другой, что ссылка на текст "О возможных противопоказанях консультируйтесь с врачом" подразумевает подписание женщиной, решившей прервать беременность, "Информированного добровольного согласия", в котором обозначены возможные осложнения, приносящие вред здоровью женщины.
Данный довод не принят Комиссией по следующему основанию. В соответствии с ч. 8 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. Также согласно ч. 7 ст. 38 вышеупомянутого Федерального закона рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных в т.ч. ч. 11 ст. 24 Федерального закона "О рекламе". Тем не менее, в п. 4.1 Договора N 280408-АТ от 28.04.2008 г. между ЗАО "Сибинформ" и ЗАО "Клиника женского здоровья" указывается, что ответственность перед третьими лицами (коим и выступает Новосибирское УФАС России) за содержание, форму и качество сданного Заказчиком (ЗАО "Клиника женского здоровья") Исполнителю (ЗАО "Сибинформ") материала несёт Заказчик.
Что касается ч. 11 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", то её введение законодателем в данный Федеральный закон подчёркивает недостаточность соблюдения рекламодателем и/или рекламораспространителем только ч. 7 ст. 24.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе"). Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006 г., решила
1. Признать ненадлежащей рекламу "Клиника женского здоровья", размещённой в газете "ТВ Неделя" в N 30 (732) за 29.07.2009 г. на стр. 12, поскольку в ней нарушено требование ч. 11 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Клиника женского здоровья" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме "06" октября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии К.А. Киселёв
В.А. Салтевский
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"06" октября 2009 года г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы, председатель Комиссии;
Киселёв К.А. - специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии;
Салтевский В.А. - специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии
на основании своего решения от "06" октября 2009 г. по делу N 35 о признании ненадлежащей рекламы "Клиника женского здоровья", размещённой в газете "ТВ Неделя" в N 30 (732) за 29.07.2009 г. на стр. 12,
и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. (далее - Федеральный закон "О рекламе"), п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает
1. ЗАО "Клиника женского здоровья" (630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 9/2) в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не допускать распространения рекламы с нарушением: ч. 11 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины;
в т.ч. рекламы "Клиника женского здоровья" / Специализированная акушерско-гинекологическая помощь / Диагностика и лечение гинекологических заболеваний (с выдачей больничного листа) / Консультации гинеколога, онколога, эндокринолога, маммолога / Ведение беременности у женщин группы высокого риска, а также по проблемам бесплодия / Медицинский аборт, медикаментозное прерывание беременности / УЗИ диагностика, доплерометрия / Лечение эрозии ш/м / Весь спектр лабораторных диагностических исследований / Физиолечение / Массажная кровать "Нуга-Бэст" / <_> / О возможных противопоказаниях консультируйтесь с врачом".
2. ЗАО "Клиника женского здоровья" (630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 9/2) представить в Новосибирское УФАС России доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания до "27" октября 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии К.А. Киселёв
В.А. Салтевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 октября 2009 г. N 35
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016