Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 17 ноября 2015 г. N 06-94/15
И.о. заместителя руководителя управления-начальника отдела рекламы Волохина И.В., рассмотрев протокол N 06-94/15 от 17 июля 2015 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении генерального директора закрытого акционерного общества "Город в городе" "_" по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии: представителя "_". (доверенность от 18.06.2015 г.), установил:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление ООО "АКД-Мета" (вх.N12209 от 12.11.2014) по факту нарушения ЗАО "Город в городе" законодательства РФ о рекламе, выразившегося в использовании последним в контекстной рекламе на Интернет-сайте Google наименования ЖК "Оазис", которое широко известно в Новосибирске и используется заявителем в качестве наименования застраиваемого им жилого микрорайона.
Как следует из заявления, ООО "АКД-Мета" является застройщиком нового жилого комплекса "Оазис". Наименование жилой комплекс "Оазис" используется заявителем в течение трех лет для рекламы многоквартирных многоэтажных жилых домов, входящих в состав комплекса.
заявителем было обнаружено, что при введении в поисковую строку системы "Google" слов "жилой комплекс оазис Новосибирск" поисковый механизм отображает список рекламных ссылок, в котором на первом месте стоит ссылка с заголовком: "Ищете квартиры в ЖК Оазис - www.gorod-v-gorode.ru". которая отсылает пользователя на страницу сайта, расположенного по адресу: http://www.gorod-v-gorode.ru и содержащего информацию о жилом комплексе "Премьер", застройщиком которого является ЗАО "Город в городе".
Данный факт зафиксирован в протоколе осмотра информационного ресурса, составленном нотариусом нотариального округа г. Новосибирска Идрисовой Л.A. и приложенном к заявлению.
Новосибирским УФАС России по данному факту была проведена проверка, в результате которой было установлено следующее.
В соответствии с приложенным к заявлению Протоколом осмотра доказательств от 07.11.2014, осуществленного нотариусом нотариального округа г. Новосибирска Идрисовой J1.A., при введении в поисковую строку системы "Google" слов "жилой комплекс оазис Новосибирск" поисковый механизм отображает список рекламных ссылок, в котором на первом месте стоит ссылка, содержащая информацию следующего содержания: "Ищете квартиры в ЖК Оазис - gorod-v-gorode.ru Реклама www.gorod-v- Sorode.ru/ "_" ЖК "Премьер" - Центр города. От 2,5 млн.руб. Выгодная ипотека! М. Маршала Покрышкина от 27 до 80 кв.м, от 2500 000 руб. ул. Семьи Шамшиных, 90/5, Новосибирск Документы, Контакты".
Вышеуказанная информация является по своему содержанию и форме рекламной, поскольку отвечает всем требованиям, установленным п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе": реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (объекту недвижимости), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая реклама размещалась на основании заключенного между ООО "Гугл" и ЗАО "Ашманов и партнеры" Договора N8157003663 от 21.02.2013 об оказании рекламных услуг Гугл. По данному договору ЗАО "Ашманов и партнеры" размещало рассматриваемую рекламу посредством AdWords в период с 15 октября 2014 г. по 16 января 2015 г. В свою очередь между ЗАО "Ашманов и партнеры" и ЗАО "Город в городе" заключен Договор N521-Г/2014 от 06.09.2014, в соответствии с условиями которого ЗАО "Ашманов и партнеры" (Агент) обязуется от своего имени по поручению и за счет ЗАО "Город в городе" (Принципал) совершать юридические и иные действия по созданию и размещению рекламных материалов, а также размещению предоставленных Принципалом Рекламных материалов (т.е. материалов рекламного и (или) информационного характера, направленных на привлечение внимания к Принципалу, товару, работе, услуге Принципала, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке - п.1 Договора) в системе Google AdWords в сети Интернет, а также иные действия в соответствии с условиями Договора.
В соответствии с п.3.2.1. Договора Принципал направляет Агенту поручение по электронной почте на размещение рекламных материалов. Согласно п.4. Договора Принципал гарантирует соответствие своих рекламных материалов, передаваемых Агенту для размещения согласно поручению, требованиям действующего законодательства РФ и условиям Договора, в т.ч. о том, что:
объекты рекламы не запрещены и не ограничены в обороте, не нарушают каких- либо прав третьих лиц и действующего законодательства РФ;
рекламные материалы соответствуют действующему законодательству РФ, в т.ч. о рекламе, конкуренции, авторском праве и о правах на результаты интеллектуальной деятельности, но не ограничиваясь перечисленными.
В подтверждение оказания услуг по данному договору ЗАО "Город в городе" в адрес антимонопольного органа были представлены документы, подтверждающие оплату услуг Агента по договору, а также отчеты Агента об исполнении поручения (акты сдачи- приемки оказанных услуг).
Таким образом, ЗАО "Город в городе" является рекламодателем рассматриваемой рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (п. 5 ст.З Закона о рекламе).
При нажатии на рассматриваемое рекламное объявление происходит переход на сайт www.gorod-v-gorode.ru/. Указанный сайт содержит информацию о ЖК "Премьер", а также документы в соответствии с которыми ведется застройка данного жилого комплекса. В соответствии с указанными документами, а также иной информации на данном сайте застройщиком ЖК "Премьер" является ЗАО "Город в городе" (ИНН 5406407607; 630005, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 94).
Фактически в рассматриваемой рекламе за счет использования наименования застраиваемого заявителем объекта недвижимости - ЖК "Оазис" - привлекается внимание к сайту ЗАО "Город в городе".
Таким образом, рассматриваемая реклама создает впечатление, что к продаже предлагаются квартиры в ЖК "Оазис", что вводит в заблуждение потребителя рекламы, и соответственно, указывает на признаки нарушения п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с ч.б ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч.З ст.5 Закона несет рекламодатель, которым в данном случае является ЗАО "Город в городе".
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение п.З ч.З ст.5 Федерального Закона "О рекламе".
Решением по делу N30/15 от 09.06.2015 информация, распространявшаяся в ноябре 2014 г. в поисковой системе "Google" следующего содержания:
"Ищете квартиры в ЖК Оазис - gorod-v-gorode.ru Реклама mvw.gorod-v- gorode.ru/ "_" ЖК "Премьер" - Центр города. От 2,5 млн.руб. Выгодная ипотека! М. Маршала Покрышкина от 27 до 80 кв.м, от 2500 000 руб. ул. Семьи Шамшиных, 90/5, Новосибирск Документы, Контакты", признана ненадлежащей рекламой,
а ЗАО "Город в городе" (ИНН 5406407607; 630005, г.Новосибирск, ул. С.Шамшиных, 94) нарушившим требования п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе": недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с п. 11.1. Устава ЗАО "Город в городе" единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор.
При этом, согласно п. 17.1. Устава Общества к компетенции генерального директора Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Генеральный директор без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени Общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.
генеральным директором ЗАО "Город в городе" сроком на 1 год (с 6 сентября 2014 г. по 5 сентября 2015 г.) общим собранием акционеров ЗАО "Город в городе" избран "_"
На рассмотрении административного дела представлен отзыв. Согласно отзыву по делу N06-94/15 "_" не согласен с предъявленным нарушением, поскольку текст рассматриваемого рекламного объявления, содержащие наименование ЖК "Премьер", описание рекламируемого продукта (квартиры) с указанием конкретного адреса, его цену и иную информацию не может вводить потребителя в заблуждение о том, что к продаже предлагаются квартиры в ЖК "Оазис".
Должностное лицо не считает, что данный довод указывает на отсутствие предъявленного нарушения в действиях ЗАО "Город в городе" по основаниям, изложенным в решении по делу N30/15.
Оспаривая решение и постановление, заявитель указывает, что материалы дела не содержат документов, подтверждающих исключительное право ОАО "АКБ-Мета" на использование наименования жилого комплекса "Оазис" в г. Новосибирске. Данный довод не может быть принят в связи со следующим.
Новосибирским УФАС России не устанавливалось нарушение заявителем ст. 14 ЗФ "О защите конкуренции" в части нарушения исключительных прав ООО "АКБ-Мета" на использование наименования жилого комплекса "Оазис" в г. Новосибирске. Для установления нарушения п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" не требуется установления принадлежности указанных исключительных прав.
Место совершения нарушения: г. Новосибирск.
Дата совершения нарушения: 15.10.2014-16.01.2015 г.
В силу статьи 2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ч. 3 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Срок давности для привлечения к административной ответственности "." установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения данного постановления не истек
Учитывая характер правонарушения, имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих обстоятельств (правонарушение совершено впервые; устранено), отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать генерального директора закрытого акционерного общества "Город в городе" "_" ( виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. Применить к генеральному директору закрытого акционерного общества "Город в городе" "_" меру ответственности в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40101810900000010001 в Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирск, БИК 045004001, получатель: УФК по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК 161 1 16 26000 01 6000 140, ОКТМО 50701000 назначение платежа: административный штраф за нарушение законодательства о рекламе.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В силу ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, резолютивная часть данного Постановления по делу об административном правонарушении объявлена немедленно по окончании рассмотрения данного дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 ноября 2015 г. N 06-94/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016