Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 14 октября 2009 г. N 80
Резолютивная часть решения оглашена 7 октября 2009 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 14 октября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
член Комиссии,
с участием исполняющего обязанности руководителя департамента стратегического управления и планирования Новосибирской области <_> (распоряжение губернатора Новосибирской области от 07.09.2009 г. N 771-рк), рассмотрев дело N 80 от 23.09.2009 по признакам нарушения Департаментом стратегического управления и планирования Новосибирской области (ул. Красный проспект, 18 г. Новосибирска, 630011) (далее - Департамент) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила
Новосибирским УФАС России проведена плановая проверка соблюдения администрацией Новосибирской области требований части 1 статьи 18 ФЗ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при отборе финансовых организаций, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с Постановлением главы администрации Новосибирской области от 14.03.2005 г. (в редакции от 13.10.2005 г.) "О структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области" Департамент стратегического управления и планирования Новосибирской области входит в перечень исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
На запрос Новосибирского УФАС России (исх. N 05-3812 от 24.07.2009 г.) Департамент стратегического управления и планирования Новосибирской области представил договор N12659/7 от 21.04.2008 обязательного медицинского страхования работающих граждан, заключённый с ЗАО СК "Новосибирск-Медицина" сроком на один год и с правом дальнейшей пролонгации на тот же срок, и сообщил, что при заключении данного договора аукционы и конкурсы не проводились, поскольку средства из областного бюджета на его заключение не расходовались.
Согласно части 1 статьи 18 ФЗ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:
1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;
2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;
3) предоставление кредита;
4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
5) выдача банковских гарантий;
6) услуги на рынке ценных бумаг;
7) услуги по договору лизинга;
8) страхование имущества;
9) личное страхование, в том числе медицинское страхование;
10) негосударственное пенсионное страхование;
11) страхование ответственности.
Статья 18 Федерального закона "О защите конкуренции" обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключать договоры на поименованные финансовые услуги, к которым отнесено и медицинское страхование, только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги (Письмо ФАС РФ от 21.02.2007 N ИА/2168 "О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции"), средств, за счет которых происходило заключение (исполнение) договора.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании) медицинским страхованием является форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Кроме того, Законом о медицинском страховании определено, что для неработающего населения страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а для работающего населения страхователями являются работодатели. Страхователь согласно статье 9 Закона о медицинском страховании обязан заключить договор страхования со страховой медицинской организацией, отбор которой должен осуществляться путем проведения открытого конкурса/аукциона (ст. 18 ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, Департамента осуществил отбор финансовой организации для оказания финансовой услуги (медицинское страхование) без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции".
По существу дела Департамент представил следующее пояснение.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Закон о размещении заказа) цель указанного закона заключается в обеспечении единого экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов. В данном случае бюджетные средства в счёт исполнения указанного договора не расходовались. Проведение открытого конкурса или аукциона противоречат основным положениям Закона о размещении заказа, поскольку победителем торгов в соответствии с указным законом, признаётся лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального заказа, а в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (ОМС) медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определённого объёма и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования, в связи с чем участник размещения заказа лишён возможности оказать эти услуги на лучших условиях, в большем объёме. К тому же, основным критерием оценки заявок является цена, а при заключении указанного договора отсутствовала возможность определить цену контракта, что лишает заказчика возможности проведения открытого конкурса или аукциона. Департамент считает, что договор N12659/7 от 21.04.2008 обязательного медицинского страхования работающих граждан заключён в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На заседании Комиссии исполняющий обязанности руководителя Департамента Гончаров И.А. поддержал ранее изложенную позицию, а также пояснил, что в следующем году Департамент планирует проведение конкурса, в настоящее же время действует указанный договор.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:
1. Статья 18 Федерального закона "О защите конкуренции" не связывает проведение или не проведение открытого конкурса (открытого аукциона) с источником средств, за счет которых будет осуществляться финансирование договоров, в том числе обязательного медицинского страхования, а в ней указаны субъекты, на которых возложена обязанность проводить торги во всех случаях, если они намерены заключать договоры на поименованные финансовые услуги.
2. Частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказа "Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе" установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участников конкурса.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховая медицинская организация обязана контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защищать интересы застрахованных и др.
Иными словами, заявки на участие в открытом конкурсе по отбору страховых медицинских организаций можно сравнивать по таким критериям оценки как время в течение которого может быть проведена госпитализация или иная медицинская помощь при наступлении страхового случая, место расположения лечебно - профилактических учреждений, принимающих страховые полисы страховых медицинских организаций, участвующих в конкурсе, с точки зрения близости к объектам, на которых трудятся или проживают работники страхователя, количество услуг, предоставляемых лечебно - профилактическими учреждениями, а также объём услуг, связанный с защитой интересов застрахованных.
Таким образом, с учетом вышеприведенных аргументов, Департамент имеет реальную возможность проведения не формального, а полноценного открытого конкурса по выбору финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования граждан - работников Департамента.
Пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по осуществлению личного страхования, в том числе медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказа.
Данное обстоятельство является основанием для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Департаментом стратегического управления и планирования Новосибирской области нарушившим пункт 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем непроведения конкурсных процедур (открытого конкурса или открытого аукциона) при отборе финансовых организаций в целях оказания услуг медицинского страхования гражданам - работникам Департамента в соответствии с порядком, установленным ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи предписания Департаменту стратегического управления и планирования Новосибирской области о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью устранения нарушения Департаменту стратегического управления и планирования Новосибирской области необходимо провести торги в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с целью заключения договора медицинского страхования граждан - работников Департамента.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа
Председатель Комиссии С.Г. Гаврилов
Члены Комиссии Г.Н. Даниленко
В.А. Донских
ПРЕДПИСАНИЕ N 60
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
14 октября 2009 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Гаврилова С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н.- начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Донских В.А.- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14.10.2009 г. по делу N 80 от 23.09.2009 г. по признакам нарушения Департаментом стратегического управления и планирования Новосибирской области (ул. Красный проспект, 18 г. Новосибирска, 630011) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Департаменту стратегического управления и планирования Новосибирской области в срок до 10.12.2009 г. устранить нарушения пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем непроведения конкурсных процедур (открытого конкурса или открытого аукциона) при отборе финансовых организаций в целях оказания услуг медицинского страхования гражданам - работникам Департамента в соответствии с порядком, установленным ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. С целью устранения нарушения Департаменту стратегического управления и планирования Новосибирской области необходимо провести торги в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с целью заключения договора медицинского страхования граждан - работников Департамента.
3. Об исполнении настоящего предписания Департаменту стратегического управления и планирования Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 15.12.2009 г., с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии С.Г. Гаврилов
Члены Комиссии Г.Н. Даниленко
В.А. Донских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 октября 2009 г. N 80
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016