Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 1 октября 2009 г.
Комиссия Управления ФАС России по Москве по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N7-35/2008 по признакам нарушения ООО "Мосрегионгаз" (адрес: 142110, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д.50/2) ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление Комитета по промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и информации Московской областной Думы о рассмотрении обращения ОАО "Мособлхлеб" с жалобой на действия ООО "Мосрегионгаз", выразившиеся в навязывании невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа хлебопекарным предприятиям Московской области в части ограничения годового договорного объема газа, применения штрафных коэффициентов за превышение договорного месячного объема газа за месяц поставки в размере 1,5 в период с 15 апреля по 15 сентября и 3,0 в период с 16 сентября по 14 апреля, а также применения при расчетах за газ авансовых платежей в размере 100% от планируемой месячной стоимости поставленного газа (вх. N3355 от 19.03.2009 г.).
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила следующее.
ООО "Мосрегионгаз" (адрес: 142110, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д.50/2) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного Общим собрания участников (Протокол N3 от 25.08.2005 г.). ООО "Мосрегионгаз" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.10.2000 г. инспекцией МНС России по г. Домодедово Московской области за основным государственным регистрационным номером 1035002001594.
В соответствии с п. 2.1. Устава, целью деятельности ООО "Мосрегионгаз" является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям г. Москвы, Московской области и иных регионов при наличии ресурсов и экономической целесообразности в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.
ООО "Мосрегионгаз" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказы Московского УФАС России N1024 от 30.11.2001 г. и N374 от 27.10.2005 г.) на товарном рынке (реализация природного газа) в границах Московского региона (Москва и Московская область) с долей более 65%.
Таким образом, ООО "Мосрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации природного газа на территории Московской области.
ОАО "Мособлхлеб" (адрес: 107078, г. Москва, ул. Мясницкая, д.43) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением годового общего собрания акционеров ОАО "Мособлхлеб" от 11.04.2002 г. ОАО "Мособлхлеб" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.07.2004 г. Инспекцией МНС России N8 по Центральному административному округу г. Москвы за основным государственным регистрационным номером 1027700278550.
В адрес ОАО "Мособлхлеб" обратились ОАО "Коломнахлебпром" (исх. N275 от 29.11.2007 г.) и ООО "Жуковский хлеб" (исх. N71-юр от 22.11.2007 г.) относительно урегулирования договорных отношений с ООО "Мосрегионгаз" в части навязывания невыгодных условий долгосрочных договоров поставки газа N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г. и N61-4-0383/08 от 18.09.2007 г. соответственно (вх. N609 от 22.01.2008 г.).
Комиссий установлено, что ОАО "Коломнахлебпром" (адрес: 140407, Московская область, г. Коломна, ул. Колхозная, д.3) и ООО "Жуковский хлеб" (адрес: 140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Менделеева, д.12) являются юридическими лицами, основным видом деятельности которых является выработка и сбыт хлебобулочных и кондитерских изделий, выработка и реализация макаронных изделий, блинной муки и других пищевых продуктов.
В сентябре 2007 года ООО "Мосрегионгаз" направило в адрес ОАО "Коломнахлебпром" и ООО "Жуковский хлеб" проекты долгосрочных договоров поставки газа N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г. и N61-4-0383/08 от 18.09.2007 г. соответственно.
Предметом договора N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г., направленного ООО "Мосрегионгаз" в адрес ОАО "Коломнахлебпром" является обязанность ООО "Мосрегионгаз" поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012 г., а ОАО "Коломнахлебпром" получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами. Годовой объем поставки газа составляет 2 756,36 тыс.куб.м. (вх. N1608 от 30.07.2008 г.).
Предметом договора N61-4-0383/08 от 18.09.2007 г., направленного ООО "Мосрегионгаз" в адрес ООО "Жуковский хлеб" является обязанность ООО "Мосрегионгаз" поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012 г., а ОАО "Коломнахлебпром" получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами. Годовой объем поставки газа составляет 1 963,398 тыс.куб.м. (вх. N609 от 22.01.2008 г.).
05.10.2007 г. ООО "Жуковский хлеб" направило в адрес ООО "Мосрегионгаз" протокол разногласий к долгосрочному договору поставки газа N61-4-0383/08 от 18.09.2007 г. (вх. N1608 от 30.07.2008 г.).
В соответствии с указанным протоколом разногласий, ООО "Жуковский хлеб" не согласно с предлагаемым ООО "Мосрегионгаз" годовым объемом поставки газа в 2008 году, который составляет 1 963,398 тыс. куб.м. (п. 2.1.).
Письмом от 07.11.2007 г. ООО "Мосрегионгаз" отказало ООО "Жуковский хлеб" в части внесения изменений в долгосрочный договор поставки газа N61-4-0383/08 от 18.09.2007 г. (вх. N10394 от 24.09.2009 г.).
15.10.2007 г. ОАО "Коломнахлебпром" направило в адрес ООО "Мосрегионгаз" протокол разногласий к долгосрочному договору поставки газа N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г. (вх. N609 от 22.01.2008 г.).
В соответствии с указанным протоколом разногласий, ОАО "Коломнахлебпром" не согласно с предлагаемыми ООО "Мосрегионгаз" условиями поставки газа, в части применения штрафных коэффициентов при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО "Мосрегионгаз" сверх суточного договорного объема (п. 3.6.), а также применения при расчетах за газ авансовых платежей в размере 100% от планируемой месячной стоимости поставленного газа (п. 5.5.1.1.).
Письмом от 19.11.2007 г. ООО "Мосрегионгаз" отказало ОАО "Коломнахлебпром" в части внесения изменений в долгосрочный договор поставки газа N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г. (вх. N609 от 22.01.2008 г.).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", одними из основных принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственное регулирование рационального использования запасов газа и определение основ ценовой политики в отношении газа.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. N333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ", Федеральная служба по тарифам утверждает положения, определяющие особенности определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования оптовых цен на газ, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений
В соответствии с п. 15.1 Основных положений, оптовые цены на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами);
б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);
в) конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.
В соответствии с Дополнительным соглашением N1/07 от 07.12.2006 г. к договору N61-4-0383/05 от 13.12.2004, заключенным между ООО "Мосрегионгаз" и ООО "Жуковский хлеб", годовой объем газа в 2007 году составил 1 889,7 тыс. куб.м. (вх. N10394 от 24.09.2009 г.).
На основании изложенного, Комиссией установлено что, ООО "Мосрегионгаз" увеличило годовой объем поставляемого газа в 2008 году по договору N61-4-0383/08 от 18.09.2007 г. на 73,698 тыс.м.куб.
Письмом от 21.02.2008 г. ООО "Мосрегионгаз" предложило ООО "Жуковский хлеб" подписать дополнительное соглашение, предусматривающее пролонгацию договора поставки газа N61-4-0383/05 от 13.12.2004 г. Одновременно, ООО "Мосрегионгаз" указало, что в случае подписания ООО "Жуковский хлеб" дополнительного соглашения, направленный проект долгосрочного договора поставки газа N61-4-0383/08 от 18.09.2007 г. считается отозванным (вх. N10394 от 24.09.2009 г.).
В феврале 2008 года между ООО "Мосрегионгаз" и ООО "Жуковский хлеб" заключено дополнительное соглашение от 18.09.2007 г. N1/08 к договору N61-4-0383/05 от 13.12.2004 г. (вх. N10394 от 24.09.2009 г.).
Таким образом, отношения ООО "Мосрегионгаз" и ООО "Жуковский хлеб" в части поставки природного газа урегулированы до возбуждения дела N7-35/2008 о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 5.5.1.1. проекта долгосрочного договора поставки газа N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г., ОАО "Коломнахлебпром" производит авансовые платежи в размере 100% от планируемой месячной стоимости поставленного газа, рассчитанной как произведение договорного месячного объема газа и цены газа в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа (вх. N1910 от 06.08.2008 г.).
Согласно п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 г. N294, оплата потребителями природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией.
На основании изложенного, применение авансовых платежей при расчетах за природный газ не противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.п. 3.6. договоров поставки газа N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г., при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО "Мосрегионгаз" сверх суточного договорного объема в течение суток поставки ОАО "Коломнахлебпром" оплачивает объем отобранного им газа сверх суточного договорного объема по наибольшей из стоимостей, рассчитанных с применением штрафных коэффициентов за перерасход по отдельным суткам поставки или за перерасход за месяц поставки в целом.
Штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного объема за месяц поставки составляют:
- в период с 15 апреля по 15 сентября в размере 1,5 к стоимости газа, выбранного сверх договорного месячного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после перерасчета по формуле п. 5.2. Договора;
- в период с 16 сентября по 14 апреля в размере 3,0 к стоимости газа, выбранного сверх договорного месячного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после перерасчета по формуле п. 5.2. Договора.
Одновременно п. 3.6 Договора установлено применение повышающих коэффициентов в соответствии с п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации в размере:
- с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;
- с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
В соответствии с п. 12 и п. 13 Правил, поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенным договором поставки газа, а также отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.
В соответствии со ст. 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной договором.
Неустойкой (штрафом) в соответствии со ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен оплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.
Пунктом 17 Правил определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией. Применение повышающих коэффициентов является обязательным в размере, установленном настоящим пунктом Правил:
- с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;
- с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Комиссией установлено, что условия долгосрочного договора N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г., предложенного ООО "Мосрегионгаз", предусматривают одновременное применение нескольких мер ответственности за неравномерное потребление газа, т.е. применение штрафных коэффициентов, как меры ответственности, и повышающих коэффициентов, как элемента ценообразования, что противоречит действующему законодательству и может ущемлять интересы ОАО "Коломнахлебпром".
В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что между ООО "Мосрегионгаз" и ОАО "Коломнахлебпром" заключено дополнительное соглашение от 18.09.2007 г. N1/08 к договору N61-4-0340/05 от 22.12.2004 г., пролонгирующее действие указанного договора на 2008 год (вх. N2332 от 26.02.2008 г.).
Договор поставки газа N61-4-0340/05 от 22.12.2004 г. не содержит условий о применении штрафных коэффициентов при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО "Мосрегионгаз" сверх суточного договорного объема в течение суток поставки (вх. N10394 от 24.09.2009 г.).
Таким образом, отношения ООО "Мосрегионгаз" и ОАО "Коломнахлебпром" в части поставки природного газа урегулированы до возбуждения дела N7-35/2008 о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России в действиях ООО "Мосрегионгаз" не установлен факт нарушения п. 3 ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положение на рынке оказания услуг по реализации природного газа потребителям Московской области, выразившегося в ущемлении интересов ОАО "Коломнахлебпром" и ООО "Жуковский хлеб" путем навязывания невыгодных условий долгосрочных договоров поставки газа N61-4-0340/08 от 18.09.2007 г. и N61-4-0383/08 от 18.09.2007 г. соответственно в части ограничения годового договорного объема газа; применения штрафных коэффициентов за превышение договорного месячного объема газа за месяц поставки в размере 1,5 в период с 15 апреля по 15 сентября и 3,0 в период с 16 сентября по 14 апреля; применения при расчетах за газ авансовых платежей в размере 100% от планируемой месячной стоимости поставленного газа.
Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ст.48, ч.1 ст.49 Федерального закона "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Дело N7-35/2008 о нарушении п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении ООО "Мосрегионгаз" производством прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 октября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016