Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 13 октября 2009 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Ли Я.Х. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Харченко А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного
контроля органов власти,
в присутствии:
Альперовича Р.В., Син Су Бок - представителей ОАО "Сахалин-Инжиниринг",
Казаринова Е.П., Иванова Ф.Ф. - представителей департамента социальной защиты населения Сахалинской области,
рассмотрев дело N 194/09-к о нарушении департаментом социальной защиты населения Сахалинской области положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по подготовке проектной документации для строительства областного реабилитационного центра для инвалидов в г. Южно-Сахалинске, установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ОАО "Сахалин-Инжиниринг" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия департамента социальной защиты населения Сахалинской области (далее - Заказчик) при подготовке конкурсной документации по предмету: "Подготовка проектной документации для строительства областного реабилитационного центра для инвалидов в г. Южно-Сахалинске".
Жалоба ОАО "Сахалин-Инжиниринг" подана в соответствии с требованиями ст.ст. 57 и 58 Закон о размещении заказов.
По мнению Заявителя, установленные в конкурсной документации такие критерии, как "Наличие разработанных собственными силами проектов" и "Деловая репутация участника конкурса" не могут являться отдельными критериями оценки конкурсных заявок, а должны оцениваться в совокупности по критерию, установленному п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов: "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг".
Кроме этого, порядок оценки и сопоставления заявок по критерию "Наличие разработанных собственными силами проектов - аналогов за последние семь лет (аналогом считается проект, стоимость разработки которого в денежном выражении составляет не менее 100% от стоимости работ по заданию)" является недопустимым, поскольку, в нарушение законодательства о защите конкуренции, ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа на участие в конкурсе.
Представитель департамента социальной защиты населения Сахалинской области Е.П. Казаринов с жалобой Заявителя не согласился и пояснил, что критерии оценки конкурсных заявок полностью соответствуют критериям, установленным ст. 28 Закона о размещении заказов.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов Комиссией установлено следующее.
Государственным заказчиком - департаментом социальной защиты населения Сахалинской области был объявлен вышеуказанный конкурс.
Конкурсная документация утверждена начальником департамента И.И. Трутневой 17.09.2009.
Согласно п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 данного закона.
Перечень критериев, установленный в ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, является исчерпывающим. Так, критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Закона о размещении заказов не допускается использование иных, за исключением предусмотренных ч. 4 данной статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе. При этом значимость критериев, указанных в пп. 1 и 1.1 ч. 4 данной статьи, не может составлять более 20%.
В п. 14 тома 2 конкурсной документации заказчиком установлены следующие критерии заявок на участие в конкурсе:
1. Цена контракта - 350 баллов;
2. Срок выполнения работ - 150 баллов;
3. Наличие разработанных собственными силами проектов - аналогов за последние семь лет (аналогом считается проект, стоимость разработки которого в денежном выражении составляет не менее 100% от стоимости работ по контракту настоящего конкурса, а виды работ соответствуют основным видам работ по Заданию) - 250 баллов;
4. Деловая репутация участника конкурса: наличие положительных отзывов заказчиков о качестве ранее выполненных работ по разработке проектной документации - 150 баллов;
5. Наличие сертификата соответствия системы управления качеством требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-02 - 100 баллов.
Порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок проводится по бальной системе в соответствии с приведенными в конкурсной документации формулами.
Из анализа вышеизложенного следует, что критерии NN 3, 4, 5 оценки конкурсных заявок не входят в перечень критериев, установленных ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, а являются самостоятельными критериями оценки конкурсных заявок. Кроме этого, по смыслу, данные критерии заказчик относит к критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса", совокупная значимость которых составляет 500 баллов, то есть более 20%, что является недопустимым.
В силу ч. 4.1 ст. 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным п. 1.1 ч. 4 данной статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Учитывая, что критерий оценки конкурсных заявок в соответствии с п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации не установлен, конкурсная комиссия была бы не вправе проводить оценку конкурсных заявок по критериям NN 3, 4, 5, установленным в конкурсной документации.
В целях обеспечения и соблюдения прозрачности проведения конкурса и выбора победителя конкурса, порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок должен быть изложен ясно и четко, с учетом таких арифметических формул, вычисления по которым будут проводиться на основании данных, указанных в заявках, и являющихся критерием оценки заявок; не допускать иных возможностей для определения победителем участника размещения заказа, предложившего не самые лучшие условия исполнения контракта, или иных необъективных способов оценки конкурсных заявок.
При указании в конкурсной документации на вышеуказанные критерии оценки конкурсных заявок и их значимость, заказчик фактически не установил порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок по критерию "Наличие разработанных собственными силами проектов - аналогов за последние семь лет (аналогом считается проект, стоимость разработки которого в денежном выражении составляет не менее 100% от стоимости работ по контракту настоящего конкурса, а виды работ соответствуют основным видам работ по Заданию)", поскольку стоимость выполненных работ по разработке проектной документации социального объекта не может являться показателем опыта работы подрядчика в данной области.
Таким образом, вышеизложенные условия оценки конкурсных заявок не позволят объективно и всесторонне оценить поданные заявки и выявить лучшего исполнителя работ по данному конкурсу.
Кроме этого, согласно подпункту "г" п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
Отсутствие в конкурсной документации такого критерия оценки заявок, как "Квалификация участника конкурса" не позволяет заказчику установить в соответствии с вышеуказанной нормой закона требования к документам, подтверждающим представленную участниками информацию относительно критериев "Наличие разработанных собственными силами проектов - аналогов за последние семь лет" и "Деловая репутация участника конкурса", в связи с чем недобросовестные участники могут указать любую информацию относительно данных критериев, не подтверждая ее документально.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь чч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, решила:
1. Жалобу ОАО "Сахалин-Инжиниринг" признать частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика нарушившим п. 14 ч. 4 ст. 22, чч. 4, 6 ст. 28 Закона о размещении заказов.
3. Выдать государственному заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов и недопущении аналогичных нарушений в будущем.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
Я.Х. Ли
А.В. Харченко
ПРЕДПИСАНИЕ N 05-126/09
13 октября 2009 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Ли Я.Х. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Харченко А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
на основании решения от 13.10.2009 года по делу N 194/09-к, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия департамента социальной защиты населения Сахалинской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по предмету: "Подготовка проектной документации для строительства областного реабилитационного центра для инвалидов в г. Южно-Сахалинске", руководствуясь ч. 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Государственному заказчику - департаменту социальной защиты населения Сахалинской области устранить нарушения п. 14 ч. 4 ст. 22, чч. 4, 6 ст. 28 Закона о размещении заказов, а именно:
- установить в конкурсной документации помимо критериев "Цена контракта" и "Срок выполнения работ", критерий оценки заявок на участие в конкурсе "Качество работ и квалификация участника конкурса", включив в данный критерий подкритерии "Наличие разработанных собственными силами проектов - аналогов за последние семь лет", "Деловая репутация участника конкурса", "Наличие сертификата соответствия системы управления качеством требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-02" или иные подкритерии в соответствии с требованиями заказчика, а также установить в конкурсной документации требования к документам, входящим в состав заявки в соответствии с подпунктом "г" п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов;
- при установлении порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе для подкритерия "Наличие разработанных собственными силами проектов - аналогов за последние семь лет" исключить условие привязки аналогичного проекта к стоимости и видам работ по предмету конкурса, при этом возможно указать, что аналогом считатается проект зданий и сооружений I и II уровней ответственности, этажность которого составляет не менее 2-х этажей;
- опубликовать и разместить внесенные изменения в конкурсную документацию на официальном сайте и в официальном печатном издании;
- продлить срок подачи заявок не менее, чем на двадцать дней с момента опубликования на официальном сайте и размещения в официальном печатном издании соответствующих изменений;
- поданные заявки вернуть юридическим лицам, их направившим, уведомив о прекращении действия таких заявок;
- опубликовать и разместить информацию об отмене протокола N 152 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 12.10.2009 на официальном сайте и в официальном печатном издании;
- не допускать в будущем нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе нарушений п. 14 ч. 4 ст. 22, чч. 4, 6 ст. 28 Закона о размещении заказов.
2. Конкурсной комиссии департамента социальной защиты населения Сахалинской области:
- отменить результат вскрытия конвертов с заявками - протокол N 152 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 12.10.2009;
Срок исполнения предписания - до 27 октября 2009 года.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Сахалинское УФАС России в срок до 30 октября 2009 года с приложением подтверждающих документов.
За неисполнение в установленный срок законного предписания Сахалинского УФАС России ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
Я.Х. Ли
А.В. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 октября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016