Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 12 ноября 2015 г. N 108-0В-15
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее - Комиссия) в составе:
<_>
с участием представителей:
ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" и АО "УПТК" - П<_>по доверенности;
ООО "ПОШК" - Б<_> по доверенности,
без участия представителей комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок - надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев жалобу ООО "Первая объединенная шинная компания" (ООО "ПОШК") (вх. N 1513156 от 29.10.2015) в отношении заказчика - государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края "Юго-Восточное ДСУ", организатора торгов - АО "Управление производственно-технологической комплектации" (АО "УПТК"), комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок, при проведении торгов в форме открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" N 31502829091, в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
07 октября 2015 года на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 31502829091 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ".
ООО "Первая объединенная шинная компания" являясь поставщиком шин, подало 15.10.2015 заявку. Согласно протоколу комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок от 19.10.2015 для участия в запросе предложений подано три заявки, однако ООО "ПОШК" не была признана победителем.
По мнению заявителя, применяя метод оценки, изложенный в документации, комиссия проголосовала за предложение участника, имеющего самую большую цену. Ценовой критерий в данной процедуре имеет значимость 50%, но баллы распределены математически неверно, в результате самое выгодное ценовое предложение оказывается самым не привлекательным (ООО "ПОШК" по сумме баллов заняло 3-е место).
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе и пояснил, что комиссией по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок также неверно были распределены баллы по критерию "Технический", так как двум заявкам присвоены одинаковые баллы, хотя согласно документации о запросе предложений указано, что при равенстве показателей меньший номер получает заявка, поданная и зарегистрированная раньше.
Представитель ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" и АО "УПТК" заявленные требования не признала и пояснила, что АО "УПТК" на основании соглашения N 161 от 15.07.2015 о комплексном абонентском правовом обслуживании оказывает ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" услуги по подготовке и проведению закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения нужд заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", тем самым является организатором торгов.
07.10.2015 согласно представленной заявке от ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ", организатором закупок на сайте ОТС - тендер (www.otc.ru), было размещено извещение и документация с проектом договора на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" по проведению открытого запроса предложений в электронной форме.
16.10.2015 было проведено заседание комиссии по рассмотрению заявок. По открытому запросу предложений в электронной форме поступило три заявки.
К рассмотрению заявок были допущены следующие участники закупки ООО "Компания "Альком"; ООО "Агромаркет Сибирь"; ООО "ПОШК". По итогам подсчета общих баллов заявка N 1 - ООО "Компания "Альком" получила - 80 баллов; заявка N 2 - ООО "Агромаркет Сибирь" получила - 90 баллов; заявка N 3 - ООО "ПОШК" получила - 78 баллов.
Для заказчика в приоритете, при ранжировании заявок по критериям, на первом месте является наименьшая цена договора. На втором месте по значимости - предложение максимальной отсрочки оплаты за поставленный товар, в силу того, что заказчик является государственным унитарным предприятием, то отсрочка платежа практически сопоставима с условием "наименьшая цена договора". Наиболее быстрый срок поставки товара поставщиком - является незначительным критерием, но имеет место быть.
В пункте 18 раздела 4 "Информационная карта открытого запроса предложений в электронной форме" документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" (утв. ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" от 06.10.2015) установлен порядок оценки заявок, предусматривающий распределение баллов по каждому критерию итоговый балл подсчитывался путем складывания всех полученных баллов.
Таким образом, закупочная процедура была проведена в соответствии с положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" и документацией по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ".
Изучив доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 ФЗ N 223).
07 октября 2015 года на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 31502829091 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ".
Согласно протоколу комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок от 19.10.2015 для участия в запросе предложений подано три заявки, однако ООО "ПОШК" не была признана победителем.
В соответствии с пунктом 18 раздела 4 "Информационная карта открытого запроса предложений в электронной форме" документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" (утв. ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" от 06.10.2015) комиссия принимает к оценке и сопоставлению только те заявки, которые полностью соответствуют всем требованиям документации о Запросе предложений.
Оценка заявок на участие в Запросе предложений будет производиться по следующим критериям:
1. Ценовой - наименьшая цена договора.
2. Финансовый - улучшение условий оплаты за товар (сокращение срока предоплаты либо предложение наибольшей отсрочки оплаты за поставленный Товар).
3. Технический - наиболее быстрый срок поставки товара Поставщиком к месту хранения товара Заказчиком Алтайский край, г. Бийск, пер. Центральный, д. 10 (но не более 4-х календарных дней).
Оценка заявок на участие в Запросе предложений проводится с применением балльного метода по совокупности критериев, направленных на выбор заявки, предлагающей лучшие условия исполнения договора.
Совокупная значимость критериев - 100.
N п/п |
Критерии оценки заявок |
Значимость критерия
|
|
1 |
Ценовой |
50 |
|
2 |
Финансовый |
40 |
|
3 |
Технический |
10 |
|
ИТОГО |
100 |
||
|
|
|
|
Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие условия.
Победителем признается участник в запросе предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений, которой присвоен первый номер.
1. Ранжирование заявок по критерию "Ценовой": номер 1 получает заявка с наилучшим показателем критерия (наименьшая цена Договора), далее порядковые номера выставляются по мере снижения показателей; при равенстве показателей меньший номер получает заявка, поданная и зарегистрированная раньше.
N |
Критерий |
Максимальное количество баллов |
Результат ранжирования заявок |
Присваиваемое количество баллов |
1 |
Ценовой |
50 |
1 |
50 |
2 |
45 |
|||
3 |
40 |
|||
4 и более |
30 |
2. Ранжирование заявок по критерию "Финансовый": номер 1 получает заявка с наилучшим критерием (улучшение условий оплаты за товар предложение максимальной отсрочки оплаты за поставленный товар), далее порядковые номера выставляются по мере повышения показателей; при равенстве показателей меньший номер получает заявка, поданная и зарегистрированная раньше.
N |
Критерий |
Максимальное количество баллов |
Результат ранжирования заявок |
Присваиваемое количество баллов |
2 |
Финансовый |
40 |
1 |
40 |
2 |
25 |
|||
3 |
20 |
|||
4 |
10 |
|||
|
|
|
5 |
5 |
|
|
|
6 и более |
2 |
3. Ранжирование заявок по критерию "Технический": номер 1 получает заявка с наилучшим показателем критерия (наиболее быстрый срок поставки товара Поставщиком к месту хранения товара Заказчиком Алтайский край, г. Бийск, пер. Центральный, д. 10 (но не более 4-х календарных дней)), далее порядковые номера выставляются по мере снижения показателей критерия.
N |
Критерий |
Максимальное количество баллов |
Результат ранжирования заявок |
Присваиваемое количество баллов |
3 |
Технический |
10 |
1 |
10 |
2 |
8 |
|||
3 |
6 |
|||
4 |
3 |
|||
5 и более |
1 |
Таким образом, комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что согласно указанной документации победителем признается участник в запросе предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений, которой присвоен первый номер.
В пункте 18 вышеуказанной документации приведен порядок распределения баллов по каждому критерию.
При ранжировании заявок по критерию "Технический": номер 1 получает заявка с наилучшим показателем критерия, далее порядковые номера выставляются по мере снижения показателей критерия. В документации по данному критерию не указано, что в случае равенства показателей меньший номер получает заявка, поданная и зарегистрированная раньше, а значит комиссия по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок, при проведении торгов имела право поставить одинаковое количество баллов нескольким заявкам участников.
Кроме того, в документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" (утв. ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" от 06.10.2015) не определен порядок подсчета итоговых баллов.
Как пояснила представитель ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" и АО "УПТК" формула подведения итоговых баллов действительно отсутствует в указанной документации, хотя документацией предполагалось общее суммирование всех полученных претендентами баллов, так как в таблице "совокупная значимость критериев" установлено максимальное количество баллов, которые можно получить по каждому из критериев оценки заявок и получить 100 баллов.
Комиссией УФАС по Алтайскому краю, установлено что при отсутствии в документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" порядка подсчета итоговых баллов при оценке и сопоставлении заявок, комиссия по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок, при проведении торгов в форме открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" N 31502829091, при рассмотрении заявок участников и определении победителя суммировала все полученные участником баллы.
Так по критерию N 1 "Ценовой" - ООО "Компания "Альком" получила - 45 баллов; заявка - ООО "Агромаркет Сибирь" получила - 40 баллов; заявка - ООО "ПОШК" получила - 50 баллов.
По критерию N 2 "Финансовый" - ООО "Компания "Альком" получила - 25 баллов; заявка - ООО "Агромаркет Сибирь" получила - 40 баллов; заявка - ООО "ПОШК" получила - 20 баллов.
По критерию N 3 "Технологический" - ООО "Компания "Альком" получила - 10 баллов; заявка - ООО "Агромаркет Сибирь" получила - 10 баллов; заявка - ООО "ПОШК" получила - 8 баллов.
По итогам подсчета общих баллов заявка N 1 - ООО "Компания "Альком" получила - 80 баллов; заявка N 2 - ООО "Агромаркет Сибирь" получила - 90 баллов; заявка N 3 - ООО "ПОШК" получила - 78 баллов.
При суммировании баллов не установлено математически неверных результатов.
Таким образом, действия комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок, при проведении торгов в форме открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" N 31502829091 не противоречат требованиям Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Отсутствие в документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" (утв. ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" от 06.10.2015) порядка подсчета итоговых баллов при оценке и сопоставлении заявок может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, так как не дает участникам возможности правильно определить и просчитать возможность получения наивысшего балла, а также может привести к неверному подсчету итоговых баллов.
Таким образом, действиями ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" по утверждению документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" (утв. ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" от 06.10.2015) не содержащей порядок подсчета итоговых баллов при оценке и сопоставлении заявок, в отсутствие общего утвержденного порядка подсчета итоговых баллов, предусматриваемого положением о закупе товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" нарушены требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что между ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" и ООО "Агромаркет Сибирь" (победителем) уже заключен договор на оказание услуг.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "Первая объединенная шинная компания" необоснованной.
2. Признать действия ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" (заказчика) по утверждению документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" (утв. ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" от 06.10.2015), в которой отсутствует порядок подсчета итоговых баллов при оценке и сопоставлении заявок, - противоречащими части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12 ноября 2015 г. N 108-0В-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016