Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 11 ноября 2015 г. N 04-45/50-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:
<_>
<_>
<_>
|
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, заместитель Председателя Комиссии;
- заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;
- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии.
|
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "ЛИНВИТ" на действия при проведении прямой закупки уникальной продукции - оказание услуг по сертификации электрической энергии (извещение N 31502904139), в присутствии:
представителя ответчика - АО "Петрозаводские коммунальные системы" <_> (доверенность <_> в деле);
представителя заявителя - ООО "ЛИНВИТ" <_> (доверенность N <_> в деле). установила:
В Карельское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛИНВИТ" на действия АО "Петрозаводские коммунальные системы" (АО "ПКС") при проведении прямой закупки уникальной продукции - оказание услуг по сертификации электрической энергии (извещение N 31502904139).
Доводы жалобы сводятся к следующему, действия заказчика при проведении прямой закупки уникальной продукции и заключение договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ограничивает конкуренцию и предусматривает создание преимущественных условий для конкретного участника.
Являющаяся предметом закупки продукция - услуга по подтверждению качества (сертификации) электрической энергии не может быть отнесена к уникальной, в связи со следующим:
- право проведения работ (оказания услуг) такого рода дает наличие у Исполнителя аттестата аккредитации органа по сертификации, выдаваемого Федеральной службой по аккредитации.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 412 от 28.12.2013 "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аттестаты имеют равную юридическую силу на всей территории Российской Федерации".
- порядок проведения работ (оказания услуг) по подтверждению соответствия качества электрической энергии, определенный Правилами по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации электрооборудования и электрической энергии" не требует обязательного нахождения исполнителя в регионе выполнения работ (оказания услуг) и не устанавливает иных требований, позволяющий отнести данный вид услуг к "уникальным".
На основании вышеизложенного ООО "ЛИНВИТ" просит:
- признать противоречащими антимонопольному законодательству действия АО "ПКС", выразившееся в неправомерном отнесении предмета закупки к закупке уникальной продукции;
- выдать АО "ПКС" предписание об устранении нарушений при проведении закупки, путем отмены протокола подведения итогов N 313 и расторжения договора, заключенного по итогам закупки.
Представитель АО "ПКС" возражала относительно указанных доводов (письмо от 05.11.2015 N 105,01/3109, 11.11.2015 N 105,01/401), полагает, что закупка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров и услуг отдельными видами юридических лиц" и Регламентом проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд АО "ПКС".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.
Заказчик - АО "Петрозаводские коммунальные системы".
Форма закупки - закупка у единственного поставщика.
Наименование закупки - проведение прямой закупки уникальной продукции - оказание услуг по сертификации электрической энергии, поставляемой потребителям АО "ПКС"
Извещение о закупки у единственного поставщика N 31502904139 размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/.
Согласно протоколу N 313 от 28.10.2015 комиссия в составе: <_> (председатель комиссии), <_> <_> <_> <_> <_> <_>(члены комиссии), <_>(секретарь комиссии) рассмотрела вопрос о проведении прямой закупки уникальной продукции - оказание услуг по сертификации электрической энергии, поставляемой победителем АО "ПКС" и приняла решение заключить договор с предквалификационным контрагентом ООО "СКЦ", являющимся единственным аккредитованным органом по сертификации продукции в Республике Карелия по цене - 627 099,00 без учета НДС на условиях 50 % предоплаты.
Выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, изучив представленные документы и информацию, размещенную на официальном сайте в сети "Интернет" - "http://zakupki.gov.ru", Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Регламент проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" (АО "ПКС") (далее - Регламент) утвержден Решением единственного акционера Акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" от "07" апреля 2015 года и размещен на официальном сайте в сети "Интернет" - "http://zakupki.gov.ru".
Пунктом 1.6. Регламента установлено, что выбор Контрагента осуществляется на основе объективного и независимого анализа, обеспечивающего оптимальные условия закупки способом, определенным Регламентом, и в соответствии со следующими принципами:
- приоритетность конкурентных процедур выбора контрагентов на основе их предложений с учетом требований Заказчика, открытость результатов;
- минимизация издержек Заказчика и достижение лучших экономических условий.
В статье 2 "Принятые термины и определения" Регламента под прямой закупкой понимается способ закупки, при котором закупка осуществляется без обязательного проведения процедуры обоснования выбора Контрагента. Применяется при проведении закупок, перечисленных в статье 9 Регламента.
Способы проведения закупок определены статьей 9 Регламента. Продукция, необходимая для обеспечения нужд Заказчика, может закупаться следующими способами:
- закупка с использованием процедур обоснования выбора Контрагента;
- прямая закупка.
Пунктом 9.4.2 Регламента предусмотрено, что закупка уникальной продукции осуществляется в случае, если продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного Контрагента или какой-либо конкретный Контрагент обладает исключительными правами в отношении данной продукции на данной территории и не существует никакой разумной альтернативы или замены
Пунктом 11.8 Регламента определено, что в случае если осуществляется закупка Уникальной продукции, Инициатор закупки к Заявке прилагает пояснительную записку, соответствующую требованиям, установленным пунктом 11.4 настоящего Регламента и содержащую описание уникальности продукции, Контрагента, который может предоставить данную продукцию. В случае если в пояснительной записке имеются ссылки на какие-либо документы, данные документы также прилагаются к Заявке. Пояснительная записка и документы прилагаются к Заявке при направлении последней на визирование.
Ответственное подразделение Заказчика в течение 2 (двух) рабочих дней с момента представления Заявки и прилагаемых материалов готовит проект решения о результатах выбора Контрагента для рассмотрения Комиссией по закупкам Заказчика. Решение Комиссии по закупкам оформляется протоколом, в котором должны содержаться сведения о принятом решении со ссылкой на конкретный пункт Регламента, на основании которого оно принято, об объеме, цене закупаемой Продукции, сроке исполнения договора и об условиях исполнения договора, согласованных с выбранным Контрагентом, если они отличаются от условий, указанных в типовой форме договора.
Указанный протокол подписывается в соответствии с пунктом 5.21 Регламента и размещается Ответственным подразделением Заказчика на официальном сайте и сайте Заказчика не позднее, чем через 3 (три) дня со дня его подписания с приложением типовой формы договора.
В статье 2 "Принятые термины и определения" Регламента под продукцией понимаются товары, работы и услуги.
Под уникальной продукции, понимается продукция, обладающая определенными специфическими характеристиками, свойствами и качествами, подтвержденными документально. По смыслу настоящего Регламента к уникальной продукции без дополнительного обоснования относится, в том числе, закупка юридических услуг, работ по проведению судебных экспертиз. Обоснование выбора Контрагента в целях закупки уникальной продукции осуществляет Заказчик (статья 2 Регламента).
Приложениями к протоколу N 313 от 28.10.2015 являются следующие документы: служебная записка от 27.10.2015 N СЗ-105-1155, счет N 03/15-1-КЭ (проведение сертификации электрической энергии), аттестат аккредитации от 12.08.2014 NРОСС RU 0001.21ЭО17, аттестат аккредитации экспертов N РОСС RU 0001.31014911, N РОСС RU 0001.31015299.
Согласно данным реестра органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), включая Национальную часть Единого реестра органов по сертификации ООО "СКЦ" является единственной организацией на территории Республики Карелия, имеющей аккредитацию в области: подтверждения соответствия качества электрической энергии и испытания электроустановок зданий и электрической энергии на соответствие показателям качества в соответствии с требованиями стандартов.
Таким образом, комиссия АО "ПКС" при проведении прямой закупки уникальной продукции в соответствии с пунктом 9.4.1 Регламента руководствовалась статьей 2 Регламента, поскольку ООО "СКЦ" является единственным аккредитованным по сертификации продукции на территории Республики Карелия.
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента протокол N 313 от 28.10.2015 размещен на официальном сайте в сети "Интернет" 29.10.2015.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
При рассмотрении жалобы ООО "ЛИНВИТ" Комиссией Карельского УФАС России в действиях заказчика нарушений, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона о закупках не установлено.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ЛИНВИТ", проанализировав положения пункта 9.4.2 Регламента Комиссия Карельского УФАС России пришла к заключению о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся установлении требования к Контрагенту об обладании исключительными правами в отношении данной продукции на данной территории.
При установлении признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) заказчика антимонопольный орган принимает необходимые меры по их устранению в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447 (далее - Административный регламент).
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ЛИНВИТ" на действия при проведении прямой закупки уникальной продукции - оказание услуг по сертификации электрической энергии (извещение N 31502904139) необоснованной.
Передать материалы рассмотрения жалобы ООО "ЛИНВИТ" для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном Административным регламентом.
Заместитель Председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 11 ноября 2015 г. N 04-45/50-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016