Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 9 ноября 2015 г. N 02/28858
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей:
от ФГБУЗ КБ N122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России (далее - Организатор торгов),
от ООО "Радиопрепарат" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.10.2015 вх. N 23385) ООО "Радиопрепарат" на действия организатора торгов ФГБУЗ КБ N 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России при организации и проведении запроса цен на право заключения договора на поставку комплектов для имплантации для урологии (извещение N31502882062, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
22 октября 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31502882062 о проведении запроса цен на право заключения договора на поставку комплектов для имплантации для урологии, включая документацию на проведение запроса цен (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБУЗ КБ N122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России (далее - Положение о закупках), утвержденным заместителем руководителя ФМБА России 19.02.2014 г, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
4 623 467,00 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
22.10.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
27.10.2015 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
28.10.2015 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г.СПб, пр. Культуры, д. 4 |
2. Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, Организатором торгов допущены нарушения порядка организации и проведения Закупки, выразившиеся в необоснованном объединении в один лот Закупки лицензируемой и не лицензируемой продукции, а именно источников радиоактивного излучения и игл для брахитерапии, а также в объединении в один лот Закупки оборудования, технологически и функционально не связанного между собой, которым также являются источники радиоактивного излучения и иглы для брахитерапии.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N02/Т-1255 от 03.10.2015 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения. Также Организатором торгов был представлен договор N 36 от 30.10.2015 г., заключенный Организатором торгов с ООО "БЕБИГ" по итогам обжалуемой Заявителем закупочной процедуры.
3. Проанализировав Закупочную документацию, документы, представленные к заседанию Комиссии, позицию, изложенную в жалобе Заявителя, и доводы представителя Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ФГБУЗ КБ N122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Как указано в ч. 2 ст. 2 Закона N223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно п. 1 Закупочной документации определено наименование, характеристики (технические, функциональные и пр.) и количество поставляемого товара, а именно:
N п/п |
Наименование, производитель, страна происхождения товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Источники радиоактивного излучения имплантируемые: IsoCord I-125, IsoSeed I-125 с принадлежностями Eckert & Ziegler BEBIG GmbH, Германия |
Шт. |
800 |
2 |
Игла для брахитерапии парафинированная и непарафинированная CP Medical Inc, США |
Шт. |
300 |
В соответствии со сведениями, размещенными Организатором торгов на Официальном сайте в разделе Закупки (извещение N31502882062) поставка объединена в один лот.
Согласно представленным Заявителям документам, а именно письму производителя игл, закупаемых согласно предмету Закупки, компании СиПи Медикал от 25.11.2014 г., иглы указанного производителя могут использоваться с разными источниками радиоактивного излучения.
Следуя Общероссийскому классификатору источники радиоактивного излучения на основе йода-125 имеют код по ОКДП - 24.13.51.130, и как изотопы относятся к лицензируемой продукции, при это иглы для брахитерапии - это расходные материалы, код по ОКДП - 33.10.15.123, и являются не лицензируемой продукцией.
Кроме этого, согласно представленному Заявителем письму (исх. 254 от 16.03.2015 г.) ФГБУ "ФМИЦ им. П.А. Герцена" Минздрава России, закупаемые Организатором торгов согласно предмету Закупки иглы не относятся к группе так называемых предустановленных игл, содержащих предварительно загруженные производителем источники и поставляющихся комплектами, что свидетельствует об отсутствии функциональной и технологической связи закупаемых согласно предмету Закупки изотопов и игл. В подтверждение этого также свидетельствует тот факт, что закупаемые Организатором торгов источники и иглы имеют разных производителей, находящихся в разных странах и частях света.
Вследствие изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по объединению в один лот Закупки источников радиоактивного излучения и игл для брахитерапии, представляющих собой лицензируемую и не лицензируемую продукции, а также оборудование, технологически и функционально не связанное между собой, нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
4. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно п. 9 Закупочной документации установлены требования к участникам запроса цен, являющиеся основаниями допуска/недопуска заявок участников Закупки, а именно:
1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки: должным образом заверенные копии действующих лицензий (со всеми приложениями), выданными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору:
- на право эксплуатации радиационных источников с разрешением на поставку радиационных источников микроисточников и аппликаторов для брахитерапии;
- на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании;
2) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13.
Вместе с тем, в отношении данного пункта Закупочной документации Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы Заявителя установила следующее:
- законодательством РФ не установлен порядок лицензирования деятельности по поставке аппликаторов для брахитерапии, закупаемых согласно предмету Закупки, исходя из чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит установленное в пп. 1 п. 9 Закупочной документации требование необоснованно ограничивающим конкуренцию, вследствие чего усматривает в действиях Организатора торгов по установлению требования о предоставлении в составе заявки лицензии на поставку аппликаторов для брахитерапии нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, определенного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ;
- Закупочная документация не содержит сведений, которые раскрывали бы суть понятия "должным образом заверенные копии", содержащегося в пп. 1 п. 9 Закупочной документации, а также не разъясняет порядка определения соответствия указанному понятию, исходя из чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что Организатор торгов, установив в пп.1 п. 9 Закупочной документации одним из условий допуска участников к процедуре Закупки предоставление "должным образом заверенных копий" документов, допустил ограничение допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемого требования, и как следствие, нарушил требование п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ;
- представитель Организатора торгов в заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя не смог пояснить, на основании чего одним из требований к участникам Закупки является необходимость предоставления в составе заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13. Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что установленное в пп. 2 п. 9 Закупочной документации указанное требование необоснованно ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников Закупки, вследствие чего усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в пп. 2 п. 9 Закупочной документации требования о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13 нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, определенного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с п. 16 Закупочной документации "заявка на участие в запросе цен должна быть оформлена по форме, согласно приложению N 1 к настоящему извещению".
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочная документация не содержит в своем составе "извещения". Извещение о Закупке, опубликованное на Официальном сайте, не содержит приложения N1, на которое ссылается п. 16 Закупочной документации. Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя пояснил, что данное несоответствие является следствием технической ошибки при составлении Закупочной документации.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неразмещению в Закупочной документации формы "Приложение N 1 к настоящему извещению", ссылка на которую указана в п. 16 Закупочной документации, нарушение требований п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, а также несоблюдение принципа информационной открытости Закупки, установленного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с п. 14 Закупочной документации установлены условия допуска к участию в закупке, в том числе следующее:
"участник запроса цен допускается к участию в закупке в случае, если участник и его заявка соответствуют требованиям Закона N 223-ФЗ, Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 122 имени Л.Г.Соколова Федерального медико-биологического агентства" и настоящей документации. Участник запроса цен не допускается к участию в запросе цен, если поданная им заявка не соответствуют требованиям, установленным в документации о проведении запроса цен".
Согласно Протоколу N36 рассмотрения и оценки заявок участников Закупки от 28.10.2015 г. заявку на участие в Закупке подала одна организация - ООО "БЕБИГ", которая была допущена к участию в Закупке и признана победителем.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, изучив состав заявки участника ООО "БЕБИГ" установила, что указанным участником Закупки в составе заявки не была представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13, как того требует пп. 2 п. 9 Закупочной документации.
Кроме этого, в составе лицензий, выданных ООО "БЕБИГ", представленных в составе заявки на участие в Закупке, отсутствуют сведения, указывающие на предоставленное ООО "БЕБИГ" "разрешение на поставку радиационных источников микроисточников и аппликаторов для брахитерапии", согласно требованию пп. 1 п. 9 Закупочной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному допуску заявки ООО "БЕБИГ" к участию в Закупке нарушение требований ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, а также нарушение принципа равноправия, справедливости, установленного в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
5. Рассмотрев жалобу (от 30.10.2015 вх. N 23385) ООО "Радиопрепарат" на действия организатора торгов ФГБУЗ КБ N 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России при организации и проведении запроса цен на право заключения договора на поставку комплектов для имплантации для урологии (извещение N31502882062), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ФГБУЗ КБ N122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России нарушения п. п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, допущенные при организации и проведении Закупки, в действиях закупочной комиссии ФГБУЗ КБ N122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России - нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, допущенные при проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу (от 30.10.2015 вх. N 23385) ООО "Радиопрепарат" на действия организатора торгов ФГБУЗ КБ N 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России при организации и проведении запроса цен на право заключения договора на поставку комплектов для имплантации для урологии (извещение N31502882062) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ФГБУЗ КБ N122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России при организации и проведении запроса цен на право заключения договора на поставку комплектов для имплантации для урологии (извещение N31502882062) нарушения:
- п. 2. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем необоснованного объединения в один лот Закупки источников радиоактивного излучения и игл для брахитерапии, представляющих собой лицензируемую и не лицензируемую продукции, а также оборудование, технологически и функционально не связанное между собой;
- п. 2. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в Закупочной документации требования о предоставлении в составе заявки лицензии на поставку аппликаторов для брахитерапии;
- п. 4. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Организатор торгов, выразившееся в ограничении допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований, допущенное путем установления в пп.1 п. 9 Закупочной документации одним из условий допуска участников к процедуре Закупки предоставление "должным образом заверенных копий" указанных в данном пункте документов;
- п. 2. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем необоснованного установления в пп. 2 п. 9 Закупочной документации требования о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13;
- п. 1. ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований статьи, допущенное вследствие неразмещения в Закупочной документации формы "Приложение N 1 к настоящему извещению", ссылка на которую указана в п. 16 Закупочной документации.
3. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов ФГБУЗ КБ N122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку комплектов для имплантации для урологии (извещение N31502882062) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в несоблюдении принципа равноправия и справедливости, а также в несоблюдении требований нормы статьи, допущенное путем неправомерного допуска заявки ООО "БЕБИГ" к участию в Закупке.
4. Не выдавать организатору торгов ФГБУЗ КБ N122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения запроса цен на право заключения договора на поставку комплектов для имплантации для урологии (извещение N31502882062) ввиду наличия договора N 36 от 30.10.2015 г., заключенного Организатором торгов с ООО "БЕБИГ" по итогам обжалуемой Заявителем закупочной процедуры.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 ноября 2015 г. N 02/28858
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016