Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 16 октября 2008 г.
(решение изготовлено в полном объеме 30.10.2009)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>, с участием:
От ОАО "ТГК-2" - <_>.
От ООО "Ярстрой 2006" - <_>
рассмотрев 16 октября 2009 года дело N 03-03/01-09 о нарушении ОАО "ТГК-2" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление от ООО "Ярстрой 2006" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ТГК-2", выразившемся, по мнению заявителя, в установлении неправомерного порядка оплаты по договору подключения к тепловым сетям, возложения обязанности строительства, реконструкции объектов сетевого хозяйства вне границ выделенного земельного участка.
В заседании комиссии представитель заявителя пояснил следующее.
Технические условия на подключение к сетям ОАО "ТГК-2" были выданы ООО "Ярстрой 2000" 02.11.2005 г. N03-2/3-2607, в соответствии с ними на общество была возложена обязанность произвести ряд мероприятий, в том числе на сетях ОАО "ТГК-2". В 2007 году была разработана инвестиционная программа ОАО "ТГК-2", для подключения к ТЭЦ-3, в соответствии с данной инвестиционной программой для ОАО "ТГК-2" утвержден тариф на подключение к ТЭЦ-3. При выставлении заявителю платы по тарифу ОАО "ТГК-2" не учло фактических затрат, понесенных заявителем по строительству и реконструкции сетей. С утверждением инвестиционной программы тариф на подключение заявителя был неправомерно пересмотрен ОАО "ТГК-2" в одностороннем порядке. Указанные действия нарушают права и законные интересы ООО "Ярстрой 2006". Кроме того, Заявитель высказал сомнение в обоснованности выставления платы за подключение в принципе, так как заявка на подключение была подана, когда тариф на подключение еще не был утвержден, а все необходимые для подключения мероприятия уже были выполнены, таким образом для подключения объекта отсутствовала необходимость строительства либо реконструкции сети.
Представитель ответчика с вменяемым нарушение не согласился в полном объеме, в письменных пояснениях, а так же устно пояснил следующее. В технических условиях, выданных заявителю изначально предусматривалась необходимость строительства либо реконструкции объектов теплосетевого хозяйства. Когда для ОАО "ТГК-2" была утверждена инвестиционная программа необходимость в выполнении указанных мероприятий отпала, эти мероприятия в соответствии с инвестиционной программой должны выполняться ОАО "ТГК-2" за счет средств полученных в качестве платы за подключение. Практика непролонгации технических условий по истечения их срока действия в связи с существенным изменением обстановки является для ОАО "ТГК-2" обычной. Все технические условия, выданные до 2007 года, срок действия которых истек, однако они не исполнены, заменялись договорами об осуществлении подключения. В подтверждение прилагал все технические условия и соответствующие им договоры. Указывал, что плата за подключение должна взиматься независимо от наличия либо отсутствия необходимости строительства либо реконструкции сети, так как объект ООО "Ярстрой 2006" попадает в инвестиционную программу организации.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере естественной монополии. ОАО "ТГК-2" осуществляет транспортировку тепловой энергии, следовательно, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии, находящемся в состоянии естественной монополии на товарном рынке.
Исходя из вышеизложенного ОАО "ТГК-2" занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
В соответствии с п. 20 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (утв. Постановлением Правительства N360) Исполнитель (организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения) обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения.
Таким образом, исходя из приведенного законодательного положения, потребность по присоединению энергопринимающих устройств носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче тепловой энергии.
В соответствии с п. 3 Правил N360 "В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение, исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия".
Исходя из смысла указанной нормы, технологическое присоединение осуществляется той организацией коммунального комплекса к сетям которой происходит подключение в связи с тем, т.к. она обладает необходимой исчерпывающей информацией о параметрах сетей, наличии/отсутствии технических ограничений, необходимости производства определенных мероприятий.
Технологическое присоединение объекта к сетям является необходимой технической операцией, предпосылкой подачи ресурсов.
Исходя из изложенного, услуги по технологическому присоединению к тепловым сетям не образуют самостоятельного рынка услуг, а оказываются на рынке услуг по передаче тепловой энергии.
Между заявителем и "ТГК-2" заключен договор "Об условиях подключения к тепловой сети" N14-1-1-1-67-07 от 27.06.2007. Предметом данного договора является урегулирование имущественных и иных отношений, возникающих между сторонами при осуществлении работ по подключению жилого дома. Указанный договор подписан без протоколов разногласий, что подразумевает согласие сторон с его условиями.
Отношения в сфере технологического присоединения объектов капитального строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона "О регулировании тарифов" размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки.
В соответствии со ст. 13 Закона "О регулировании тарифов" тариф устанавливается на определенный период, который не может быть меньше 1 года и больше 3-х лет (п. 3, 4 ст. 13).
Кроме того, закон не запрещает распространение измененного тарифа на уже заключенные договоры.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса согласованная сторонами цена не подлежит изменению, если иное не установлено договором.
Договором "Об условиях подключения к тепловой сети" N14-1-1-1-67-07 от 27.06.2007 предусмотрено, что в случае, если после исполнения ООО "Ярстрой 2000" обязательств по оплате уполномоченным органом будет утвержден тариф на подключение к тепловой сети в размере отличном от использованного сторонами, то Стороны урегулируют отношения по расчетам в соответствии с утвержденным тарифом. Если тариф, утвержденный уполномоченным органом, выше, чем тариф, использованный сторонами, то Заявитель обязуется в 10-дневный срок перечислить исполнителю разницу (п. 3.4.).
Таким образом, не принимается ссылка Заявителя на то, что ОАО "ТГК-2" неправомерно изменило размер платы за подключение, так как данный случай прямо урегулирован договором, заключенным между сторонами, а также прямо не запрещен законодательством об энергетике.
Антимонопольным органом в действиях ОАО "ТГК-2" выявлено иное нарушение антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся, в том числе, в возложении на заявителя обязанности по реконструкции объектов (тепловой камеры) вне границ земельного участка, выделенного заявителю.
ООО "Ярстрой 2000" Постановлением мэра г. Ярославля N4425 от 26.09.2005 г. выделен участок для проектирования и строительства 9-этажного жилого дома на пересечении ул. Ньютона, Ломоносова во Фрунзенском районе г. Ярославля.
02.11.2005 г. ООО "Ярстрой 2000" получил технические условия на проектирование теплоснабжения жилого дома N03-2/1-2607. Точкой подключения определялась камера Г-13, проектом необходимо было предусмотреть выполнение необходимого гидравлического расчета, реконструкцию тепловых сетей от ТЭЦ-2 по результатам гидравлического расчета, строительство Карабулинской тепломагистрали, и иные мероприятия. В соответствии с представленным в материалы дела гидравлическим расчетом сетей от ТЭЦ-3 до точки подключения на момент выдачи технических условия отсутствовала техническая возможность подключения указанного объекта без производства мероприятий, указанных в технических условиях.
С учетом вступления в силу Федерального закона N210 -ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства от 13 февраля 2006 г. N83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", 28.12.2006 г. ОАО "ТГК-2" выдало ООО "Ярстрой-2000" технические условия на проектирование теплоснабжения N03-2/3-3450. В соответствии с ними точкой подключения по выбору можно принять Г-13 или Г-14, проектом предусмотреть реконструкцию камеры подключения, при необходимости увеличения габаритов с заменой сальниковых компенсаторов на сильфонные.
В качестве особых условий определено:
А) проект будет принят к согласованию после согласования принципиальных решений по теплоснабжению объектов МКР-6, заключения договора об условиях подключения, оплаты по договору.
Б) присоединение будет возможно после реконструкции и строительства новых сетей от ТЭЦ-3, в соответствии с утвержденной инвестпрограммой, выполнения заявителем договора об условиях подключения.
Технические условия от 02.11.2005 г. NN03-2/1-2607 аннулировались.
В соответствии с представленным гидравлическим расчетом, учитывая, что технические условия от 02.11.2005 г. N03-2/1-2607 не были выполнены в полном объеме, антимонопольный орган принимает довод ОАО "ТГК-2" о том, что на момент выдачи технических условий N03-2/3-3450 от 28.12.2006 г. отсутствовала техническая возможность подключения объекта ООО "Ярстрой 2000".
21.05.2007 г. ООО "Ярстрой 2000" обратился в ОАО "ТГК-2" с заявкой N291 на подключение к тепловой сети, заключение договора об условиях подключения.
27.06.2007 г. Между ООО "Ярстрой 2000 и ОАО "ТГК-2" заключен договор N14-1-1-1-67-07 (далее также Договор, Договор о подключении), предметом которого являются имущественные иные отношения, возникающие между сторонами при осуществлении работ по подключению к тепловой сети. При этом стороны подтверждали обязательность выполнения выданных технических условий N03-2/3-3450 от 28.12.2006 г. с учетом произведенных корректировок. Затраты, понесенные заявителем в связи с выполнением технических условий на сетях ОАО "ТГК-2", не учитываются при определении платы за подключение.
19.02.2008 г. ООО "Ярстрой 2000" письмо N24 обратился в ОАО "ТГК-2" с заявлением об исключении из технических условий пункта 2, касающегося замены сальниковых компенсаторов, увеличения габаритов камеры Г-14.
Письмом от 21.02.2008 г. N0001- 43/30 ОАО "ТГК-2" отказало в исключении указанных пунктов технических условий.
В соответствии с письмом ОАО "ТГК-2" от 18.03.2008 г. N03-2/3-664 при реконструкции камеры подключения с увеличением её габаритов сохранить существующие сальниковые компенсаторы.
01.10.2008 г. к указанному договору подписано дополнительное соглашение N1 в соответствии с которым права и обязанности ООО "Ярстрой 2000" по договору N14-1-1-1-67-07 от 27.06.2007 г. переданы в полном объеме ООО "Ярстрой 2006".
Исходя из изложенных положений договора, дополнительных соглашений и технических условий, на Заявителя ООО "Ярстрой 2006" возлагается обязанность реконструировать камеру подключения (Г-14), при необходимости увеличения её габаритов.
Отношения в сфере технологического присоединения объектов капитального строительства помимо упомянутого Федерального закона N210 регулируются Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения"
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Далее также Закон "О регулировании тарифов") тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры подлежат регулированию.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона "О регулировании тарифов" под платой за подключение понимается плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство, а также реконструкцию в случае, если она влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения.
Конкретизирована указанная норма закона Постановлением Правительства N360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (Далее также Постановление "О подключении"). В соответствии с п. 14 указанного Постановления если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
Инвестиционная программа ОАО "ТГК-2" по развитию сетей теплоснабжения в г. Ярославле на 2007-2015 гг. утверждена решением муниципалитета г. Ярославля от 05.07.2007 г. N486.
На основании указанной инвестиционной программы постановлением мэра г. Ярославля от 25 июля 2007 г. N 2496 установлен тариф на 2007 г. на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения ОАО "ТГК-2" в размере 3578000 рублей за 1 Гкал в час подключаемой нагрузки. На 2008 г тариф установлен в размере 4211000 рублей за 1 Гкал в час подключаемой нагрузки.
В случае наличия инвестиционной программы организации коммунального комплекса и тарифа принятого на основании инвестиционной программы плата за подключение должна определяться в соответствии с правилами, предусмотренными п. 14 Постановления "О подключении" как произведение тарифа на заявленную нагрузку.
Реконструкция камеры подключения (Г-14) при необходимости увеличения габаритов влечет для Заявителя ООО "Ярстрой 2006" дополнительные финансовые затраты.
В соответствии с п. 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка.
Ссылка ОАО "ТГК-2" на п. 15 Постановления Правительства "О подключении" не принимается антимонопольным органом, так как ОАО "ТГК-2" возлагает на ООО "Ярстрой 2006" обязанность не по присоединению построенного объекта, а по реконструкции объекта теплосетевого хозяйства, находящегося на балансе ОАО "ТГК-2".
Действия ОАО "ТГК-2" по возложению на заявителя обязанности произвести за счет собственных средств реконструкцию камеры Г-14, находящейся на балансе теплоснабжающей организации, вне границ земельного участка, выделенного заявителю образуют состав нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как следует из представленных в материалы дела документов, а именно: локальной сметы 1-18 на реконструкцию тепловой камеры Г-14, Акта о приемке выполненных работ от 28.07.2008 г. между ООО "Ярстрой 2006" и ООО "Квинтет" ООО "Ярстрой 2006" выполнил предписанную техническими условиями обязанность, реконструировал тепловой пункт.
25.06.2009 между ООО "Ярстрой 2006" и ОАО "ТГК-2" подписано дополнительное соглашение N3 к договору N14-1-1-1-67-07, в соответствии с которым ООО "Ярстрой 2006" обязуется за свой счет выполнить реконструкцию тепловой камеры Г-14 в соответствии со сметой и передать результат на баланс ОАО "ТГК-2" (п. 1.2. дополнительного соглашения), а ОАО "ТГК-2" учитывает данные затраты ООО "Ярстрой 2006" при определении платы за присоединение. Между сторонами согласована справка о стоимости выполненных работ и затрат за июль 2009 г., акт о приемке выполненных работ.
Действия ОАО "ТГК-2" по учету затрат, понесенных ООО "Ярстрой 2006" на реконструкцию тепловой камеры, при определении платы за подключение антимонопольный орган рассматривает как добровольное устранение допущенных нарушений.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
р е ш и л а:
1. Признать ОАО "ТГК-2" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 октября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016