Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 5 ноября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 04-01/28-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на телеканале "НТМ" в телепередаче "Красота и здоровье" продолжительностью менее чем пятнадцать минут спонсорской рекламы продолжительностью более тридцати секунд, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью "Независимое ТелеМедиа" (адрес: г. Ярославль, ул. Советская, д. 69) <_>
УСТАНОВИЛА:
на телеканале "НТМ" в телепередаче "Красота и здоровье", вышедшей в эфир 11.04.2009 г. в 13 часов 50 минут, размещена информация в виде беседы ведущей передачи со специалистом центра "Здоровье нации" следующего содержания:
"Компания "Шимицу Кэмикал Корпорейшн" на сегодняшний день предлагает нам препарат, который называется "Реалекс" (на экране: изображение желудка, надпись: "БАД не является лекарственным средством", затем "Имеются противопоказания к применению. Необходимо ознакомиться с инструкцией"). Этот препарат в России на самом деле уже около 3 лет, а с 1998 года он запатентован в 33 странах мира и во всех странах Евросоюза (надпись на экране: Наталья Зырина ведущий специалист центра "Здоровье нации"). Кроме того, на этот препарат выдан сертификат безопасности. В Москве "Центр здоровья нации" имеет эксклюзивное право на распространение препарата "Реалекс"_".
"Как же действует "Реалекс""
"В основе препарата лежит японское клубневое растение коняку, из которого выделены пищевые волокна, их здесь два. 8% - это водонерастворимые волокна, они достаточно грубые, когда они попадают к нам в организм, они впитывают в себя избыточную жидкость на 5-7% и мы не переедаем, то есть аппетит у нас остается_(на экране: стакан с препаратом, разведенным в жидкости, надпись: "Моментальное действие!", затем "Эксклюзивная формула, утоляющая голод!", изображение желудка, надпись: "БАД не является лекарственным средством", затем "Имеются противопоказания к применению. Необходимо ознакомиться с инструкцией"). "Реалекс" учит нас правильно питаться, мы едим почаще и небольшими порциями_ Основная составляющая препарата - это пропол, это водорастворимое волокно, вот пропол расщепляет эти внутренние жиры, превращает их в энергию_ (на экране надпись: www.rheolex.ru")".
"Как долго можно принимать этот препарат и нет ли привыкания к нему"
"Препарат "Реалекс" на 100% натурален, он не содержит ни психотропных, ни наркотических соединений, поэтому привыкания не вызывает (на экране: изображение желудка, надпись: "БАД не является лекарственным средством", затем "Имеются противопоказания к применению. Необходимо ознакомиться с инструкцией"). Курс для каждого человека абсолютно индивидуален_".
"Насколько эффективен этот препарат (на экране стакан с препаратом, разведенным в жидкости, надпись: "Моментальное действие!") и есть ли предрасположенность в организме наследственная к ожирению"
"_"Реалекс" на данный момент сейчас используется не просто как банальное средство по снижению веса, это именно тот препарат который приводит организм в физиологическую норму, восстанавливает обмен веществ и как вспомогательное средство при лечении сахарного диабета второго типа, ишемической болезни сердца и гипертонии (на экране: изображение препарата с надписями "RHEOLEX PROPOL 100% SHIMIZU")_".
"Существуют ли противопоказания к применению данного препарата"
"_Препарат показан практически всем_ Единственно, кому не показан препарат "Реалекс" - это женщины в период беременности и женщины в период лактации_ Для того чтобы правильно подобрать курс нужно позвонить в Москву в "Центр здоровья нации" по телефону 777-02-77 и всем позвонившим сегодня в течение часа и заказавшим курс "Реалекс" будет предоставлена 20-процентная скидка плюс одна упаковка "Реалекса" в подарок и комплекс омоложения лица "Ля фам" в подарок" (на экране: изображение препарата, надписи: "Спонсор ООО "Студия БЕГ" Позвоните в течение часа и получите скидку 20% 7 (495) 777-02-77_").
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Федеральный закон "о рекламе") прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
На заседании Комиссии представитель общества с ограниченной ответственностью "Независимое ТелеМедиа" (далее - ООО "Независимое ТелеМедиа") пояснила, что размещенный на телеканале "НТМ" материал "Красота и здоровье" не является телепередачей, а представляет собой рекламный материал спонсора - ООО "Студия БЕГ", размещенный в межпрограммном пространстве. В обоснование позиции представлены выписка из регистрационного журнала за 11.04.2009 г., где материал "Красота и здоровье" не зафиксирован в качестве передачи, эфирная справка о размещении материала "Красота и здоровье" в качестве спонсорской рекламы ООО "Студия БЕГ" 11.04.2009 г. в 13 час. 51 мин. Для размещения рекламного материала "Красота и здоровье" в качестве спонсорской рекламы сообщение о дальнейшей трансляции рекламы не требовалось.
Срок рассмотрения дела продлен в связи с необходимостью привлечь к участию в деле Управление Роскомнадзора по Ярославской области, а также выявлением Комиссией в рассматриваемой рекламе признаков нарушения части 5 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", согласно которой телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.
Представитель Управления Роскомнадзора по Ярославской области пояснил, что исходя из совокупности указанных в материалах признаков, можно сделать вывод, что материал не является передачей, а является рекламой. При этом ключевым признаком является указание на то, что это реклама. Квалификация данного материала как рекламы является полномочием органа Федеральной антимонопольной службы. В случае непризнания Федеральной антимонопольной службой данного материала рекламой, данный материал будет считаться передачей. При этом ООО "Независимое ТелеМедиа" нарушает требования статьи 34 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", заключающееся в невнесении данной передачи в журнал регистрации передач.
Представитель ООО "Независимое ТелеМедиа" по поводу вменяемого нарушения пояснила, что материал "Красота и здоровье" не является телепередачей менее 15 минут. Законодательство не содержит критериев, которые позволяют по существу отличить телепередачу от иного материала, размещенного в телеэфире. Законодательство позволяет определить формальный критерий отнесения материала к телепередаче - это обозначение отдельной строкой в регистрационном журнале. Существует сложившаяся практика, применяемая средствами массовой информации, которая заключается в различном документальном оформлении выхода в эфир телепередачи и рекламных материалов. Закон не содержит запрета на размещение в рекламе интервью, упоминания слов "ведущая", "гость" и т.п.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителя ООО "Независимое ТелеМедиа", учитывая мнение Управления Роскомнадзора по Ярославской области, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация со слов "Компания "Шимицу Кэмикал Корпорейшн" на сегодняшний день предлагает нам препарат, который называется "Реалекс" _" и до слов "_заказавшим курс "Реалекс" будет предоставлена 20-процентная скидка плюс одна упаковка "Реалекса" в подарок и комплекс омоложения лица "Ля фам" в подарок" обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Закон не ограничивает количество объектов рекламирования в рекламе. В рассматриваемой рекламе одним из объектов рекламирования является препарат "Реалекс".
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Вышеуказанная реклама размещена на телеканале "НТМ" на основании Соглашения о предоставлении спонсорской помощи от 27.03.2009 г., согласно которому ООО "Студия Бег" (спонсор) обязуется предоставить ООО "Независимое ТелеМедиа" (спонсируемое лицо) спонсорский вклад, а ООО "Независимое ТелеМедиа" обязуется распространять рекламу о спонсоре и продвигаемых им товарах, работах и услугах, а также на основании Договора возмездного оказания услуг N 170 от 27.03.2009 г. о размещении рекламной информации. При этом рассматриваемая реклама содержит упоминание об ООО "Студия Бег" как о спонсоре, то есть является спонсорской.
Длительность рассматриваемой рекламы превышает тридцать секунд и составляет около четырех минут, реклама размещена непосредственно перед окончанием телепередачи. Длительность телепередачи "Красота и здоровье" составляет менее чем пятнадцать минут и равна, согласно эфирной справке ООО "Независимое ТелеМедиа", двенадцати минутам.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" религиозные телепередачи и телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.
Исходя из вышеизложенного, спонсорская реклама ООО "Студия Бег" размещена с нарушением части 5 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия не согласна с доводами представителя ООО "Независимое ТелеМедиа", что материал "Красота и здоровье" не является телепередачей, а представляет собой рекламный материал спонсора ООО "Студия Бег".
Исходя их статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" передача представляет собой совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов.
Системное толкование положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации") и статьи 3 Федерального закона "О рекламе" (в части понятия рекламы) в рассматриваемом случае позволило сделать вывод, что спорный материал "Красота и здоровье" с учетом характера аудиовизуальных сообщений, представляющих собой обособленный и тематически законченный информационный блок познавательного характера; наличия постоянного названия ("Красота и здоровье"); целевой направленности и сюжетной линии (тема телепередачи - проблема ожирения обсуждается с соблюдением обычного для телепередачи способа подачи информации через интервью); периодичности выхода в эфир, а также с учетом отсутствия объекта рекламирования, является именно телепередачей.
Данный вывод также подтверждает наличие в речи ведущей телепередачи "Красота и здоровье" выражений "программа "Красота и здоровье", "тема нашей передачи". Такие выражения использованы ведущей непосредственно в начале телепередачи в следующем контексте: "Здравствуйте, в эфире программа "Красота и здоровье". Наверно среди взрослого населения нашей страны нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не задумывался о проблемах собственного лишнего веса (надпись внизу экрана: "Оксана Мшвелидзе ведущая"). А процент тех людей, кто думает об этом постоянно, растет с каждым годом. В отличие от стран Евросоюза четкой статистики в России нет, хотя специалисты утверждают, что эта цифра достигает 50-54%. Почему же мы так несерьезно относимся к своему здоровью К примеру, в странах ЕС данная проблема негативно сказывается не только на здоровье граждан, но и на экономике, так как в настоящее время рассматриваются новые стандарты для предприятий пищевой продукции, в результате которых придется прекратить рекламу фаст-фуда - быстрой еды. Ну, это в странах ЕС, а какой масштаб приобретает проблема ожирения у нас - тема нашей передачи. У меня в гостях доктор-диетолог Елена Александровна Александрова_".
Комиссия не согласна с доводом представителя ООО "Независимое ТелеМедиа", что обозначение передачи отдельной строкой в регистрационном журнале является критерием отнесения материала к передаче.
Исходя их статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" понятие передачи как совокупности периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов. В связи с чем, для отнесения материала к передаче такой признак как обозначение ее в регистрационном журнале не требуется.
При этом неисполнение редакцией телепрограммы обязанности фиксировать в регистрационном журнале передачи, по мнению Управления Роскомнадзора по Ярославской области, может являться объективной стороной отдельного правонарушения.
Держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания на телеканале "НТМ" серия ТВ N 10321 от 30.06.2006 г. является ООО "Независимое ТелеМедиа". Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 5 статьи 14 Закона несет рекламораспространитель, то есть ООО "Независимое ТелеМедиа".
Ответственность за нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей спонсорскую рекламу, размещенную на телеканале "НТМ" в передаче "Красота и здоровье" 11.04.2009 г. в 13 часов 50 минут, поскольку в ней нарушены требования части 5 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать предписание ООО "Независимое ТелеМедиа" о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
4. Направить материалы о ведении регистрационного журнала передач программы "НТМ" в ненадлежащей форме в Управление Роскомнадзора по Ярославской области для принятия мер в рамках компетенции.
Решение изготовлено в полном объеме 12 ноября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 04-01/28-09
05 ноября 2009 года город Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 05.11.2009 г. по делу N 04-01/28-09 о признании ненадлежащей спонсорской рекламы, размещенной на телеканале "НТМ" в передаче "Красота и здоровье" 11.04.2009 г. в 13 часов 50 минут, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Независимое ТелеМедиа", адрес: г. Ярославль, ул. Советская, д. 69, в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: спонсорскую рекламу продолжительностью более тридцати секунд в телепередаче продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
2. ООО "Независимое ТелеМедиа", адрес: г. Ярославль, ул. Советская, д. 69представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 03 декабря 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ярославское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016