Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 10 ноября 2015 г. N 95-03-18.1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
<***> - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; <***>- начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; <***>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 95-03-18.1/2015 по жалобе ООО "Троицкий гортоп" на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал") при проведении запроса котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение N 31502869356), в присутствии представителей сторон; установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Троицкий гортоп" на действия (бездействие) МУП "Водоканал" при проведении запроса котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение N 31502869356).
В жалобе указано следующее.
ООО "Троицкий гортоп" была подана заявка на участие в закупке на право заключения договора на поставку топлива (каменного угля марки Д), размещенной МУП "Тепловые системы" на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Максимальная цена контракта: 203 000 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 26.10.2015 в 12:00.
В котировочной документации отсутствуют условия к составу и содержанию заявок, требования о предоставлении участником декларации о соответствии, сертификата качества товара и прочее, в разделе документация приложен только проект договора.
Также в разделе "сведения о лоте" указаны следующие характеристики товара: Каменный уголь "Д фракции 25-300" Каражиринского разреза. Зольность 11,1%. Влага 15,2%. Выход летучих веществ 45,2%. Калорийность низшая 5328 ккал/кг.
К документации закупки приложено две действительных редакции договора, в которых прописаны различные фракции угля, в первой фракция (0 -300 мм), во второй (25 - 300 мм), что вводит в заблуждение участников закупки.
28.10.2015 котировочная комиссия рассмотрела заявки и результаты рассмотрения были выложены на официальном сайте zakupki.gov.ru, а именно: протокол заседания котировочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок (котировки цен) от 28.10.2015 N 4.
Согласно протоколу участниками закупки являлись две организации: ООО "Троицкий гортоп" и ООО "ИФК-Альянс".
Из пункта 5 протокола следует, что ООО "Троицкий гортоп" подало одну заявку (цена за ед. в руб. - 2900,00), а ООО "ИФК Альянс" подало две заявки с разной ценой (цена за ед. в руб. - 3100,00 и 2890,00).
Котировочная комиссия признала победителем в проведении запроса котировок - ООО "ИФК Альянс", с наименьшей предложенной ценой.
ООО "Троицкий гортоп" не согласно с необоснованным решением котировочной комиссии, и считает, что заказчиком и котировочной комиссией были нарушены следующие нормы законодательства:
1) часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в соответствии с которым в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки;
2) пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, на основании которого в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
3) пункт 10 статьи 4 Закона о закупках, которым установлен перечень обязательных сведений, содержащихся в документации о закупке.
Кроме того, Законом о закупке и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд организации МУП "Водоканал", утвержденным директором МУП "Водоканал" 27.01.2014 (далее - Положение о закупке МУП "Водоканал"), не предусмотрена возможность подачи одним участником закупки более одной заявки.
Напротив, в Положении о закупке МУП "Водоканал" указано, что участнику закупки возвращается поданная им заявка в случае подачи одним участником закупки двух и более заявок на участие, при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны. В этом случае такому участнику возвращаются все заявки на участие.
ООО "Троицкий гортоп" считает, что признание котировочной комиссией победителем ООО "ИФК Альянс" произведено с нарушением закона.
По доводам, изложенным в жалобе ООО "Троицкий гортоп", МУП "Водоканал" сообщило следующее.
20.10.2015 МУП "Водоканал" разместило извещение о проведении закупки N 31502869356.
28.10.2015 котировочная комиссия рассмотрела заявки и признала победителем ООО "ИФК Альянс", с наименьшей предложенной ценой и при соответствии всех требований извещения.
Заказчик вправе размещать на официальном сайте zakupki.gov.ru извещение о закупке и проект договора, без требования предоставить участникам декларации о собственности, сертификате качества и т.д.
Изменение в редакции договора, касающееся различной фракции угля, объясняется тем, что в первой редакции договора была допущена опечатка.
23.10.2015 МУП "Водоканал" на сайте zakupki.gov.ru опубликовало извещение о проведении закупки в редакции N 2, тем самым, уведомив участников об изменении фракции угля.
В октябре 2015 года Контрольно-счётной палатой Нязепетровского муниципального района в результате проверки МУП "Водоканал" в Положении о закупке МУП "Водоканал" были выявлены нарушения Закона о закупках.
Для устранения выявленных нарушений МУП "Водоканал" подготовило новую редакцию Положения о закупке МУП "Водоканал", в том числе в новом положении в разделе 2 подпункта 13.3 указано, что МУП "Водоканал" имеет право принимать две и более заявок от одного участника закупки.
Однако Положение о закупке МУП "Водоканал" в настоящее время не подписано и не опубликовано на официальном сайте.
Следовательно, процедуру размещения информации МУП "Водоканал" не нарушило и считает жалобу ООО "Троицкий гортоп" необоснованной.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
20.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 31502869356 о проведении запроса котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300".
Дата окончания подачи заявок - 26.10.2015.
Дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 28.10.2015.
Одновременно с извещением МУП "Водоканал" разместило проект договора поставки каменного угля.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Материалами дела подтверждается, что на официальном сайте http://zakupki.gov.ru документация о закупке не размещена.
Часть информации, которая предусмотрена частью 10 статьи 4 Закона о закупках содержится в извещении о закупке, а также в проекте договора поставки.
Однако, сведения, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, на официальном сайте http://zakupki.gov.ru отсутствуют.
На основании изложенного Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что действия МУП "Водоканал", выразившиеся в неразмещении на сайте http://zakupki.gov.ru документации о проведении запроса котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300", являются нарушением принципа информационной открытости, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также части 5 статьи 4 Закона о закупках.
Частью 8 статьи 4 Закона о закупках, установлено, что извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Следовательно, информация, содержащаяся в проекте договора, который является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, должна соответствовать сведениям, содержащимся в извещении о закупке.
В извещении N 31502869356 о проведении запроса котировок предметом договора является поставка каменного угля "Д фракции 25-300".
К извещению приложены две действующих редакции проекта договора, в которых указана различная информация о предмете договора, а именно:
в проекте договора "договор уголь" предметом является уголь марки Д (фракция 0-300) в количестве 70 (семидесяти) тонн;
в проекте договора "договор поставки уголь" - уголь марки Д (фракция 25-300) в количестве 70 (семидесяти) тонн.
Таким образом, из всей информации, размещенной на сайте http://zakupki.gov.ru, (извещение N 31502594427), невозможно правильно установить предмет договора, а именно: уголь фракции 0-300 или 25-300.
Следовательно, указание в извещении и проекте договора, являющейся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, различной информации о предмете договора могло ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, что является нарушением части 8 статьи 4 Закона о закупках, а также принципов информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Подпунктом 1 пункта 14 Положения о закупке предусмотрено, заказчик справе осуществлять закупку товаров, работ, услуг следующими способами:
- путем проведения торгов (открытый конкурс, открытый конкурс в электронной форме, открытый аукцион в электронной форме);
- без проведения торгов (запрос цен в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, закупка у единственного поставщика).
Между тем, МУП "Водоканал" на официальном сайте http://zakupki.gov.ru разместило информацию о проведении закупки в виде запроса котировок, то есть способом, который не предусмотрен Положением о закупке МУП "Водоканал".
Таким образом, проведение закупки способом, не предусмотренным Положением о закупке, могло ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, что является нарушением принципов информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках
Подпунктом 3 пункта 13 Положения о закупке МУП "Водоканал" установлено, что участник закупки вправе подать только одну заявку в отношении одного конкретного извещения о закупке. В случае установления факта подачи одним участником закупки двух и более заявок в отношении одного и того же извещения о закупке, все заявки на участие в закупке не рассматриваются.
Согласно протоколу заседания котировочной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок (котировки цен) от 28.10.2015 N 4 участниками закупки, подавшими котировочные заявки, являются две компании: ООО "ИФК-Альянс" и ООО "Троицкий гортоп".
При этом котировочная комиссия рассмотрела три заявки, а именно:
- заявку ООО "ИФК-Альянс" с ценой за единицу - 3100 руб.,
- заявку ООО "Троицкий гортоп" с ценой за единицу - 2900 руб.,
- заявку ООО "ИФК-Альянс" с ценой за единицу - 2890 руб.
Котировочная комиссия признала победителем в закупке заявку ООО "ИФК-Альянс" с наименьшей предложенной ценой.
Таким образом, МУП "Водоканал" при установлении факта подачи ООО "ИФК-Альянс" двух заявок для участия в запросе котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение N 31502869356) должно было обе заявки отклонить.
Следовательно, рассмотрение котировочной комиссией МУП "Водоканал" двух заявок ООО "ИФК-Альянс" на участие в запросе котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение N 31502869356), является нарушением подпункта 3 пункта 13 Положения о закупке МУП "Водоканал", а также принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленного в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Довод МУП "Водоканал" о том, что в настоящее время готовится новая редакция Положения о закупке МУП "Водоканал", в которой предусмотрено предоставление для участия в одной закупке участником двух и более заявок не может быть принят по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Частью 1 статьи 4 Закона о закупках установлено, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Из анализа указанных норм следует, что запрос котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение от 20.10.2015 N 31502869356) должен был быть проведен в соответствии с требованиями положения о закупке, действующего на момент размещения информации об указанной закупке.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО "Троицкий гортоп" является обоснованной.
По запросу Челябинского УФАС России МУП "Водоканал" представило договор от 30.10.2015, заключенный с победителем по результатам проведенной закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о невозможности выдать МУП "Водоканал" предписание об аннулировании закупки.
Руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Троицкий гортоп" на действия МУП "Водоканал" обоснованной;
Признать бездействие МУП "Водоканал" при проведении запроса котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение N 31502869356), выразившееся в неразмещении на сайте http://zakupki.gov.ru документации о проведении запроса котировок, противоречащим пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также части 5 статьи 4 Закона о закупках;
Признать действие МУП "Водоканал" при проведении запроса котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение N 31502869356), выразившееся в указании в извещении и проекте договора, являющейся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, различной информации о предмете договора, противоречащим части 8 статьи 4 Закона о закупках, а также части 1 статьи 3 Закона о закупках;
Признать действие МУП "Водоканал" при проведении запроса котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение N 31502869356), выразившееся в рассмотрении котировочной комиссией МУП "Водоканал" двух и более заявок на участие в запросе котировок, противоречащим подпункту 3 пункта 13 Положения о закупке МУП "Водоканал", а также пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках;
Признать действие МУП "Водоканал" при проведении запроса котировок на поставку каменного угля "Д фракции 25-300" (извещение N 31502869356), выразившееся в проведении закупки способом, не предусмотренным Положением о закупке, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении МУП "Водоканал" к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 ноября 2015 г. N 95-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016