Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02-08-115-2015 (опубликовано 11 ноября 2015 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N02-08-115-2015
Резолютивная часть решения оглашена 09 ноября 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 ноября 2015 года. г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело N02-08-115-2015 по признакам нарушения организатором торгов - Администрацией МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя Администрации МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области (по доверенности) - К.В.Н., в отсутствии представителя заявителя Н.В.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, установила:
В Курское УФАС России 28.10.2015 г. поступила жалоба гражданки Н.В.В. на действия организатора торгов - Администрации МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области при проведении торгов посредством открытого аукциона на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области (извещение N090915/10453723/01) противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения поступившей жалобы было установлено следующее.
9 сентября 2015 года на официальном сайте РФ http://torgi.gov.ru/ организатором торгов -Администрацией МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области размещено извещение о проведении торгов посредством открытого аукциона на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Курской области (извещение N090915/10453723/01), в составе 5 лотов и аукционная документация, утвержденная Постановлением Администрации города Рыльска от 07.09.2015 года N809.
Срок подачи заявок установлен с 15:00 9 сентября 2015 г. по 17:00 5 октября 2015 г. (по московскому времени).
В течение срока приема заявок на участие в аукционе на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Курской области, по лотам N3-5 было подано две заявки на участие в торгах: П.Е.А., ИП Я.С.В., которые протоколом N1 от 06.10.2015 г. были допущены к участию в открытом аукционе. По окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе по лотам N1 и N2 не было представлено ни одной заявки, в связи с чем протоколом N1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 06.10.2015 г. аукцион по указанным лотом был признан несостоявшимся.
Протоколом N2 проведения открытого аукциона от 21.10.2015 г. победителем торгов по лотам N3-5 признан ИП Я.С.В.
Заявитель полагает, что при организации и проведении торгов на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области (извещение N090915/10453723/01), были допущены нарушения, которые привели к невозможности подачи заявок, ограничению числа участников торгов по следующим основаниям.
1. Согласно извещению N090915/10453723/01 о проведении торгов от 09.09.2015 г. предметом торгов является право на заключение договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области. Однако, в пп.8.2.2 п.4.2 раздела 4 Аукционной документации (Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона) закреплено следующее: "в случае признания победителем аукциона - в срок 15 календарных дней с момента получения проекта договора, заключить договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования "город Рыльск". При этом, в соответствии с п.6 раздела 3 Аукционной документации (Инструкция заявителям, участникам аукциона) заявка на участие в аукционе должна быть подготовлена в соответствии с аукционной документацией, должна быть подготовлена по форме, представленной в настоящей аукционной документации.
Таким образом, образец заявки, обязательный для заполнения и подачи участниками аукциона, противоречил предмету объявленных торгов, что, по мнению заявителя, привело к неравному положению участников торгов по причине отсутствия единого условия, при котором организатор торгов обязан согласовать исправления в заявке в виде замены слова "аренда" на "купли-продажа".
2. В п.1 раздела 3 аукционной документации содержится указание на то, что предложение участвовать в торгах распространяется на всех юридических лиц, независимо от правовой формы, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым российским законодательством не запрещено участвовать в аукционе, предмет которого указан в информационном сообщении. В то же время, ч.8. ст.18 Федерального закона от 21.12.2001 г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", закрепляющая исчерпывающий перечень оснований, по которым претендент не допускается к участию в аукционе, не содержит вышеуказанного требования аукционной документации к участникам аукциона. Закрепив в аукционной документации незаконное, по мнению заявителя, требование к участникам аукциона, организатор аукциона необоснованно ограничил круг участников торгов.
3. Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 12.08.2002 г. N585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" (далее - Постановления Правительства РФ от 12.08.2002 г. N585), прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о проведении аукциона, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов.
В соответствии с извещением о проведении торгов срок подачи заявок установлен с 15:00 9 сентября 2015 г. по 17:00 5 октября 2015 г. (по московскому времени). Дата и время начала рассмотрения заявок - 06.10.2015 г. 14:00.
Таким образом, организатором аукциона, по мнению заявителя, нарушены требования о сроках проведения аукциона, подачи и рассмотрения заявок, так как, согласно указанным положениям Постановления Правительства РФ от 12.08.2002 г. N585, рассмотрение заявок не может начаться ранее, чем через 3 рабочих дня после даты окончания приема заявок, в данном случае - не ранее 08.10.2015 г.
4. Как следует из извещения о проведении торгов N090915/10453723/01 от 09.09.2015 г. в лот N4 и лот N5 аукциона входит одно и то же помещение, а именно - комната N5, расположенная в цокольном этаже здания по адресу: Курская обл., Рыльский р-н, г.Рыльск, Советская площадь, д.23. Таким образом, организатором торгов неверно сформированы лоты N4 и N5 аукциона, что, по мнению заявителя, привело к предоставлению неопределенному кругу лиц недостоверных сведений о предмете торгов.
На основании изложенного заявитель полагает, что организатором торгов не были соблюдены требования, установленные ст.488 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 г. N585, Федерального закона от 21.12.2001 г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", что привело к получению участниками торгов недостоверной информации о лотах, ограничению количества претендентов на участие в аукционе, невозможности подачи заявок и их рассмотрению в установленные сроки.
На заседании Комиссии Курского УФАС России представитель ответчика пояснил, что пп.8.2.2 п.4.2 раздела 4 Аукционной документации (Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона) и в п.1.1 раздела 6 Аукционной документации (Договор о задатке) была допущена техническая ошибка, в виде замены слова "купли-продажа" на слово "аренда". Согласно извещению N090915/10453723/01 о проведении торгов от 09.09.2015 г. предметом торгов является право на заключение договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области, указанная опечатка не учитывалась при рассмотрении заявок на участие в аукционе и определении победителя, в связи с чем никаким образом не повлияла на ход проведения торгов.
Ответчик считает, что им не были нарушены требования российского законодательства относительно сроков подачи и рассмотрения заявок, так как п.4 ст.18 ФЗ N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена продолжительность принятия заявок, которая составляет не менее 25 календарных дней и срок рассмотрения заявок в течение 5 рабочих дней. В соответствии с извещением о проведении торгов срок подачи заявок установлен с 15:00 9 сентября 2015 г. по 17:00 5 октября 2015 г. (по московскому времени). Дата и время начала рассмотрения заявок - 06.10.2015 г. 14:00. Таким образом, срок подачи заявок по данным торгам составил 27 календарных дней, рассмотрение поданных заявок - на следующий 1 рабочий день.
Организатором аукциона лоты N4 и N5 были сформированы согласно технической документации и свидетельствам о регистрации права собственности на помещения, в соответствии с которыми данные помещения расположены в одном здании и на одном этаже, но в разных "крыльях" указанного здания.
Кроме того, как отмечает ответчик, согласно п.2 раздела 3 Аукционной документации (инструкция заявителям, участникам аукциона) любой претендент на участие в торгах мог ознакомиться с помещениями, выставленными на продажу в порядке и сроки, установленные в документации.
Представитель Администрации МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области пояснил, что никто из участников торгов не обращался за разъяснениями аукционной документации, в том числе заявитель - Н.В.В. Также, заявитель не обращался к организатору торгов и с просьбой об ознакомлении с объектами, подлежащими продаже.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.
9 сентября 2015 года на официальном сайте РФ http://torgi.gov.ru/ организатором торгов -Администрацией МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области размещено извещение о проведении торгов посредством открытого аукциона на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Курской области (извещение N090915/10453723/01), в составе 5 лотов и аукционная документация, утвержденная Постановлением Администрации города Рыльска от 07.09.2015 года N809.
Срок подачи заявок установлен с 15:00 9 сентября 2015 г. по 17:00 5 октября 2015 г. (по московскому времени).
В течение срока приема заявок на участие в аукционе на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Курской области, по лотам N3-5 было подано две заявки на участие в торгах: П.Е.А., ИП Я.С.В., которые протоколом N1 от 06.10.2015 г. были допущены к участию в открытом аукционе. По окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе по лотам N1 и N2 не было представлено ни одной заявки, в связи с чем протоколом N1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 06.10.2015 г. аукцион по указанным лотом был признан несостоявшимся.
Протоколом N2 проведения открытого аукциона от 21.10.2015 г. победителем торгов по лотам N3-5 признан ИП Я.С.В.
Федеральным законом от 21.12.2001 г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрены сроки осуществления приема заявок претендентов на участие в торгах и признания их участниками торгов, а так же основания недопуска претендента на участие в аукционе. Так, в соответствии с п.4 ст.18 ФЗ N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем 25 дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок.
Таким образом, законом установлен не минимальный, а предельный срок для рассмотрения заявок и определения участников аукциона.
В соответствии с извещением о проведении торгов срок подачи заявок установлен с 15:00 9 сентября 2015 г. по 17:00 5 октября 2015 г. (по московскому времени). Дата и время начала рассмотрения заявок - 06.10.2015 г. 14:00, дата и время проведения аукциона - 21.10.2015 г. 14:00. Таким образом, организатором торгов - Администрацией МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области при проведении торгов посредством открытого аукциона на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области (извещение N090915/10453723/01), установлены следующие сроки: на подачу претендентом заявки на участие в аукционе - 27 календарных дней; признание претендентов участниками аукциона осуществлялось на следующий рабочий день после дня окончания срока приема указанных заявок, что соответствует вышеуказанным нормам ФЗ N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В п.1 раздела 3 аукционной документации содержится указание на то, что предложение участвовать в торгах распространяется на всех юридических лиц, независимо от правовой формы, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым российским законодательством не запрещено участвовать в аукционе, предмет которого указан в информационном сообщении. Указанное положение аукционной документации соответствует ч.8 ст.18 ФЗ N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно с которой претендент не допускается к участию в аукционе по причине предоставления документов, не подтверждающих право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, закрепление организатором торгов в п.1 раздела 3 аукционной документации указанного требования к участникам торгов соответствует нормам действующего законодательства РФ, не является фактором, ограничивающим права и законные интересы участников торгов и способным привести к ограничению круга потенциальных участников аукциона.
Как следует из документов, представленных организатором торгов на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Курской области (извещение N090915/10453723/01), формирование лотов осуществлялось в соответствии с технической документацией и свидетельствами о регистрации права собственности на помещения. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности N46 АТ 004385, выданного МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области 19.08.2014 г., нежилое помещение - к.5, входящая в состав лота N4, расположена по адресу: Курская обл., Рыльский р-н, г.Рыльск, Советская площадь, д.23, цокольный этаж. Помимо к.5 в состав данного лота входят к.16-22, 24-25 общей площадью 273,7 кв.м., право собственности на которые закреплено указанным свидетельством.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности N46 АТ 004385, выданным МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области 19.08.2014 г., нежилое помещение - к.5, входящая в состав лота N5 расположена по адресу: Курская обл., Рыльский р-н, г.Рыльск, Советская площадь, д.23, цокольный этаж. Помимо к.5 в состав данного лота входят к.1-4, 6-8, 35-36 общей площадью 106, 3 кв.м., право собственности на которые закреплено указанным свидетельством.
Таким образом, указанные помещения имеют одинаковые номера, но расположены в разных частях здания, любые неясности относительно идентичности данных помещений, согласно пояснениям представителя Администрации МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области, могли быть устранены посредством непосредственного ознакомления с указанными объектами. Заявитель - Н.В.В. не обращалась к организатору торгов с просьбой осмотра объектов, выставленных на продажу, равно как и за разъяснениями положений аукционной документации.
В связи с изложенным, действия организатора торгов по формированию лотов открытого аукциона на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области (извещение N090915/10453723/01), не могли привести к предоставлению неопределенному кругу лиц недостоверных сведений о предмете торгов и ограничению конкуренции.
Вместе с тем, ответчик не отрицает наличия противоречий в аукционной документации. Так, в пп.8.2.2 п.4.2 раздела 4 Аукционной документации (Образцы форм и документов для заполнения участниками аукциона) закреплено следующее: "в случае признания победителем аукциона - в срок 15 календарных дней с момента получения проекта договора, заключить договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования "город Рыльск", в то время как предметом торгов (согласно извещения) является право на заключение договора купли-продажи нежилых помещений. Аналогичное противоречие содержится в п.11 раздела 6 аукционной документации (Договор о задатке): "заявитель для участия в аукционе по продаже права заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" (далее - договор аренды)".
В ходе рассмотрения дела было установлено, что указанные противоречия являются техническими ошибками, аукционная комиссия при проведении торгов, при решении вопроса о допуске заявок на участие в аукционе, определения победителя указанные опечатки никак не учитывала, тем самым не ограничивая круг потенциальных участников аукциона, не создавая кому-либо преимуществ по сравнению с другими участниками торгов. Кроме того, ни одно заинтересованное лицо, включая заявителя, не обращалось к организатору торгов за разъяснениями положений аукционной документации в части определения предмета торгов. Таким образом, действия организатора торгов - Администрации МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области и аукционной комиссии при проведении вышеуказанных торгов не привели к ущемлению прав участников аукциона и ограничению конкуренции.
При таких обстоятельствах, у Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу гражданки Н.В.В. частично обоснованной.
2. В связи с тем, что аукционная комиссия при решении вопроса о допуске заявок на участие в аукционе, определения победителя аукциона на право заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области (извещение N090915/10453723/01) не применяла положения аукционной документации, являющихся технический ошибкой, предписание организатору торгов - Администрации МО "город Рыльск" Рыльского района Курской области не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02-08-115-2015 (опубликовано 11 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016