Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 9 ноября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: ,
рассмотрев дело N 43 от 21.09.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью "Волна-Дента" рекламы следующего содержания: "Медицинский центр "Волна". Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов", содержащей перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), распространенной 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите) и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Общества с ограниченной ответственностью "Волна-Дента" (далее - ООО "Волна-Дента") - (протокол собрания участников ООО "Волна-Дента"), (доверенность ООО "Волна-Дента");
заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Карат" (далее - ООО "РА "Карат") - (протокол общего собрания участников ООО "РА "Карат"),
УСТАНОВИЛА:
22 мая 2009 года на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) от 22 мая 2009 года N 95 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 расположена рекламная конструкция (щит), на которой размещена реклама следующего содержания: "Медицинский центр "Волна", содержащая перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.) Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов". При этом в тексте рекламы содержится перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), оказываемых Медицинским центром "Волна".
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 269 от 16.07.2001 "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав" медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость; приём (осмотр, консультация) - производимые по определённому плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определённого заболевания или синдрома.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее - Закон о рекламе) реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). В рассматриваемом рекламном объявлении данные сведения отсутствуют.
В соответствии с письмом Комитета по охране здоровья населения области (исх. N 3154 от 26.08.2009) Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Волна", оказывающее рекламируемые услуги, осуществляет свою деятельность на основании выданных лицензий: N 53-01-000023 от 10.02.2005 (представленной Управлением Федеральной службы пот надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новгородской области); N ЛО-53-01-000076 от 09.12.2008 (представленной Комитетом по охране здоровья населения области).
Как следует из письма рекламораспостранителя вышеуказанной рекламы - Общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Карат" (далее - ООО "РА "Карат") и приложенных к нему документов (договора N.>, копии счётов, копии платёжного поручения N, копии счёта N, копии платёжного поручения N, копии счёта N, копии платёжного поручения N ), её рекламодателем являлось ООО "Волна-Дента".
Как следует из письма ООО "Волна-Дента" (исх. N 5 от 17.09.2009) и приложенных к нему документов (копии счёта N ), ООО "РА "Карат" самостоятельно разработало макет рекламы, но не согласовало его с ООО "Волна-Дента". Когда оформлялся заказ на изготовление рекламы, необходимая ссылка присутствовала в пожеланиях ООО "Волна-Дента", но по независящим от ООО "Волна-Дента" причинам в текст рекламы не попала.
Как следует из письма ООО "РА "Карат" (вх. N 5615 от 15.10.2009 Новгородского УФАС России) и приложенной к нему переписки посредством электронной почты между ООО "Волна-Дента" и ООО "РА "Карат", утверждения ООО "Волна-Дента" о том, что при оформлении заказа присутствовала формулировка о необходимости проконсультироваться со специалистом и предупреждения о наличии противопоказаний, не соответствуют действительности.
На рассмотрении дела присутствовали представители ООО "Волна-Дента" - , о месте и времени рассмотрения дела N 43 от 21.09.2009 ООО "Волна-Дента" надлежащим образом было уведомлено (вх. N 5463 от 09.10.2009 Новгородского УФАС России).
Как следует из устных объяснений, данных ими на рассмотрении дела, на рассматриваемой рекламной конструкции (щите) распространена реклама не медицинских услуг, а только отдельных специалистов, так как любая медицинская услуга должна начинаться с предварительного обследования. Количество противопоказаний к конкретной медицинской услуге определяется при проведении предварительного обследования.
Ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, по мнению представителей ООО "Волна-Дента" в данном случае, должен нести рекламораспространитель, так как он является специалистом в данной области.
Доводы, приведённые представителями ООО "Волна-Дента" на рассмотрении дела, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В рассматриваемой рекламе, помимо возможности диагностики и лечения у отдельных медицинских специалистов, указано перечисление медицинских услуг и методов лечения. Такими услугами, согласно тексту рекламного объявления являются: диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д. Каждая из перечисленных медицинских услуг и методов лечения, оказываемая специалистами Медицинского центра "Волна", имеет свой перечень противопоказаний. Это следует из устных пояснений, данных представителями ООО "Волна-Дента" на рассмотрении дела, а также из письма ООО "Волна-Дента" (исх. N 6 от 24.09.2009).
Довод ООО "Волна-Дента" о том, что в данном случае за распространение ненадлежащей рекламы ответственность должен нести рекламораспространитель - ООО "РА "Карат" является несостоятельным, так как ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Материалы и доказательства, собранные по делу, а именно объяснения ООО "РА "Карат" и его переписка с ООО "Волна-Дента" посредством электронной почты по поводу размещения рассматриваемой рекламы, свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанного рекламного объявления, т.е. его рекламодателя - ООО "Волна-Дента".
Следовательно, ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель - ООО "Волна-Дента".
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО "РА "Карат" - , о месте и времени рассмотрения дела N 43 от 21.09.2009 ООО "РА "Карат" надлежащим образом было уведомлено (исх. N 3369/03 от 05.10.2009 Новгородского УФАС России).
Как следует из устных объяснений, данных им на рассмотрении дела, о наличии возможных противопоказаний к медицинским услугам и методам лечения перечисленных в рассматриваемой рекламе, ООО "РА "Карат" узнало только из запроса документов и информации Новгородского УФАС России. Содержание и внешний вид рассматриваемой рекламы определялось её рекламодателем - ООО "Волна-Дента". Процесс согласования макета рассматриваемой рекламы происходил между ООО "РА "Карат" и ООО "Волна-Дента" посредством электронной почты. При оформлении заказа фраза о возможных противопоказаниях отсутствовала в пожеланиях рекламодателя - ООО "Волна-Дента".
Исследовав материалы дела N 43 от 21.09.2009, заслушав объяснения представителей ООО "Волна-Дента" и ООО "РА "Карат", Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе, распространенной 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите) следующего содержания "Медицинский центр "Волна". Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов", содержащей перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), рекламодателем которой является ООО "Волна-Дента", имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в тексте вышеуказанной рекламы о предоставлении медицинских услуг и методов лечения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
На момент рассмотрения дела доказательств нераспространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы ООО "Волна-Дента" не представлено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Волна-Дента", являющегося рекламодателем, следующего содержания: "Медицинский центр "Волна". Диагностика и лечение у высококвалифицированных специалистов", содержащую перечисление медицинских услуг и методов лечения (диагностика и лечение гинекологических заболеваний, медикаментозный аборт, удаление вросшего ногтя, легирование геммороидальных узлов, лазерная коагуляция сетчатки, диагностика и лечение болезней передающихся половым путём и т.д.), распространенную 22.05.2009 по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 1 на рекламной конструкции (щите), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Волна-Дента" (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --11 ноября 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 9 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016