Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 11 ноября 2015 г. N 04-04/17625
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе: <_>
в присутствии представителя заказчика - ГАУЗ "Азнакаевская центральная районная больница" <_> в отсутствие заявителя ООО "Медитрейд", о времени и месте рассмотрения жалобы, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Медитрейд" (вх.N2259/ж) на действия заказчика - ГАУЗ "Азнакаевская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N 0311300052315000081 на предмет: "Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (компрессор стоматологический)", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311300052315000081, размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 19.10.2015 г. (с изменением от 27.10.2015 г.).
Заказчик - ГАУЗ "Азнакаевская центральная районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта - 97 810,00 руб.
Дата проведения электронного аукциона - 30.10.2015 г.
Суть жалобы, заявитель считает, что аукционная документация содержит нарушения законодательства о контрактной системе, а именно: заказчик в аукционной документации установил требование к лицам осуществляющим поставку товара, являющихся объектом закупки о представлении лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. ООО "Медитрейд" считает, что данными требованиями, заказчик ограничил участие в аукционе, так как предметом данной закупки являются два разных объекта, в частности поставка товара и монтажные работы, по мнению заявителя объединение разных предметов в рамках проведения одной закупки незаконно.
Представитель заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Заслушав представителя заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла довод заявителя, изложенный в жалобе, частично обоснованным, ввиду следующего.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Вместе с тем, заказчики (организаторы торгов), не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком - ГАУЗ "Азнакаевская центральная районная больница" положение о закупках не размещено. Следовательно, ГАУЗ "Азнакаевская центральная районная больница" при проведении вышеуказанного электронного аукциона руководствуется требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона; 3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; 4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; 5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов; 6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов; 7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
При этом, частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Объектом вышеуказанного аукциона является: "Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (компрессор стоматологический)".
Согласно письму ФАС России от 31.03.14г. АЦ/11940/14, заказчик вправе объединить в один лот поставку оборудования и выполнение сопутствующих работ, если такое объединение не повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
В аукционной документации заказчик установил требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Вместе с тем, согласно вышеуказанному письму ФАС России, при осуществлении указанной закупки, установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению работ (услуг), подлежащих лицензированию в составе заявки на участие в электронном аукционе может привести к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления требований, влекущих за собой ограничение доступа к участию в таком аукционе. К выполнению указанных сопутствующих работ (услуг) поставщик вправе привлечь субподрядчиков, имеющих лицензии на данные виды деятельности.
Таким образом, в случае объединения в один предмет закупки поставки медицинской техники с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупки о предоставлении лицензий в составе заявки на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, заказчиком нарушено требование части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя является частично обоснованным.
Кроме того, в ходе проведения выборочной внеплановой проверки электронного аукциона N0311300052315000081 выявлены следующие нарушения.
В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении и аукционной документации установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
В пункте 6.4 части 6 проекта контракта указано, что "Оплата стоимости товара производится с отсрочкой платежа до 60 дней с даты поставки товара, но не позднее 31.12.2015 г. по мере выделения денежных средств путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика".
Вместе с тем, данное указание в проекте контракта нельзя расценивать как порядок оплаты товара, как это предусмотрено частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, проект контракта не содержит порядок оплаты товара поставщику, который предусмотрен частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, что является нарушением данной нормы закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Медитрейд" на действия заказчика - ГАУЗ "Азнакаевская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N0311300052315000081 на предмет: "Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (компрессор стоматологический)", частично обоснованной.
2. Признать заказчика - ГАУЗ "Азнакаевская центральная районная больница" нарушившим требования части 6 статьи 66,части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - ГАУЗ "Азнакаевская центральная районная больница", оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 ноября 2015 г. N 04-04/17625
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016