Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 21 октября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Шевченко В.И. - руководителя управления, членов комиссии: Панькова С.А. - начальника отдела экономического анализа, Куликова В.В. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Бердниковой Т.Н. - главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии заведующей МУ "Центральная районная аптека N 31" Бурмистровой А.А., рассмотрев дело N 02-10/79-09 о нарушении МУ "Центральная районная аптека N 31" (636500, Томская область, Верхнекетский район, п. Белый Яр, ул.Гагарина, 47) п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
По итогам мониторинга розничных цен на лекарственные средства среди хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, проведенного Томским УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы, выявлен факт завышения предельных розничных надбавок на лекарственные средства по состоянию на 01.07.2009 муниципальным учреждением "Центральная районная аптека N 31".
Анализ имеющихся документов и нормативных актов показал следующее:
в соответствии с постановлением Главы Администрации Томской области от 26.08.2004 N 149 "Об установлении предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в Томской области" (в редакции постановлений от 13.12.2006 N 124 и от 23.04.2009 N 25), предельные размеры надбавок на лекарственные средства (кроме наркотических средств и психотропных веществ) и изделия медицинского назначения для муниципальных образований, расположенных на территории районов, приравненных к районам Крайнего Севера, при реализации в розницу составляют 32% на лекарственные средства, включенные в утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и 43% на прочие лекарственные средства.
По информации, полученной от МУ "Центральная районная аптека N 31", розничная реализация лекарственного препарата Диклофенак 25 мг/мл N 5 осуществлялась учреждением с надбавкой 41,9% при установленной вышеуказанным постановлением 32,0%, реализация лекарственного препарата - Таблетки от кашля N 10 осуществлялась с надбавкой 44,4% при установленной 43,0%.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 5 вышеназванного Федерального закона, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно аналитического отчёта по итогам исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах муниципального образования "Верхнекетский район" за 2008 год, рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами характеризуется высоким уровнем концентрации. Преобладает доля одного хозяйствующего субъекта, осуществляющего данный вид деятельности, - МУ "ЦРА N 31". Кроме того, рассматриваемый товарный рынок не имеет аналогов или заменителей за пределами обозначенной товарной группы. Отрицательной можно назвать оценку перспектив изменения конкурентной среды. Также необходимо отметить, что МУ "ЦРА N 31" по результатам предшествующих исследований данного рынка включено приказом Томского УФАС России от 15.04.2008 года N 89 в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов по позиции "услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами" в географических границах Верхнекетского района с долей более 50%.
Значительная доля на рынке одного хозяйствующего субъекта, низкая вероятность быстрого входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, отсутствие заменителей говорит о наличии рыночного потенциала у МУ "ЦРА N 31". Последнее обстоятельство подразумевает наличие возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства", если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов (МУ "ЦРА N 31"), то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
Таким образом, на основании анализа вышеуказанного товарного рынка можно сделать следующий вывод. По мнению отдела экономического анализа Томского УФАС России, муниципальное учреждение "Центральная районная аптека N 31" имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Верхнекетского района Томской области, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Следовательно, в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального Закона от 26.07.2008 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение МУ "Центральная районная аптека N 31" может быть признано на вышеуказанном товарном рынке доминирующим.
Из указанного следует, что МУ "Центральная районная аптека N 31" при реализации лекарственных средств в розницу, применив размер надбавок выше, чем предусмотрено постановлением Главы Администрации Томской области от 26.08.2004 N 149 "Об установлении предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в Томской области", злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке и совершило действия, в которых усматриваются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
На заседании комиссии заведующая МУ "Центральная районная аптека N 31" пояснила, что в аптеке с декабря 2007 года введен автоматизированный учет препаратов. Наценка производится компьютером, в который внесены предельные розничные наценки. Препарат Диклофенак 25 мг/мл N 5 производителя Хемофарм в 2009 году в аптеку не поступал. Цена за препарат указана ошибочно, что подтверждается копиями фактур, имеющимися в деле. Таблетки от кашля N 10 поступили по фактуре от 18.05.2009 по цене 1,87 руб. Компьютером была произведена наценка 43%, полученная цена 2,674 руб. была округлена компьютером до 2,7 руб. Поэтому была нарушена предельно допустимая наценка. Следующий приход был 13.07.2009, наценка составила 39%. По мнению заведующей аптеки по описанной ситуации сделаны выводы, производится внимательный просмотр наценок в накладных.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителя МУ "Центральная районная аптека N 31", комиссия считает, что МУ "Центральная районная аптека N 31", используя доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, нарушило требования п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать МУ "Центральная районная аптека N 31" нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального Закона "О защите конкуренции", в результате применения завышенных надбавок при реализации лекарственного средства Таблетки от кашля N 10 в розницу.
2. Выдать МУ "Центральная районная аптека N 31" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении МУ "Центральная районная аптека N 31" к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии В.И.Шевченко
Члены комиссии:
С.А.Паньков
В.В.Куликов
Т.Н.Бердникова
ПРЕДПИСАНИЕ
"21"октября 2009 года г.Томск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Шевченко В.И. - руководителя управления, членов комиссии: Панькова С.А. - начальника отдела экономического анализа, Куликова В.В. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Бердниковой Т.Н. - главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело N 02-10/79-09 о нарушении МУ "Центральная районная аптека N 31" (636500, Томская область, Верхнекетский район, п. Белый Яр, ул.Гагарина, 47) п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. МУ "Центральная районная аптека N 31" не допускать нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в применении завышенных надбавок при реализации лекарственных средств в розницу.
2. В двухнедельный срок после получения предписания сообщить в Томское УФАС России о выполнении настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии В.И.Шевченко
Члены комиссии:
С.А.Паньков
В.В.Куликов
Т.Н.Бердников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 21 октября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016