Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 11 ноября 2015 г. N 017085
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Баранова Д. Е., начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
Белова А. Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Литвинова П. И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
рассмотрев жалобу ОАО "Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект" (вх. N 017085) (далее - заявитель) на действия АО "Корпорация развития Пермского края" (далее - заказчик, организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Комплекс зданий "Школа Сколково в Пермском крае", извещение N 31502700107 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) в сети "Интернет" (далее - закупка, торги, конкурс), установила:
05.11.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении торгов. По мнению заявителя, его заявка в полной мере соответствовала требованиям закупочной документации и, следовательно, отказ в допуске к конкурсу не основан на нормах законодательства РФ, а именно Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (от 11.11.2015 г., б/н), в которых указывает на законность и обоснованность процедуры торгов.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1,5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, обязан руководствоваться, в том числе Гражданским кодексом РФ, а также утверждённым советом директоров и размещённым на официальном сайте Положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, при этом могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, однако заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).
Частью 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
Первоначальная редакция плана закупок заказчика на 2015 год опубликована на официальном сайте 29.12.2014 г. Информация о рассматриваемой закупке включена в план закупок на дату размещения извещения о торгах под номером 3.9.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Корпорация развития Пермского края" (с учётом изменений, действующих на дату размещения извещения о торгах) утверждено решением совета директоров 13.07.2015 г. (протокол N 11) и опубликовано на официальном сайте 14.07.2015 г. Пунктом 11.1 Положения предусмотрено осуществление закупок способом - конкурс, т.е. конкурентным способом закупок, в результате проведения которого победителем признаётся лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании настоящего положения.
Пунктами 11.1.43, 11.1.44 Положения установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, который подписывается непосредственно в день рассмотрения и оценки заявок и размещается на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола. В протоколе указываются сведения об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, информация о направленных запросах и ответах на них, об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были признаны несоответствующими конкурсной документации, с указанием причин, о порядке оценки заявок на участие в конкурсе, о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров.
26.08.2015 г. (08.09.2015 г. с учётом внесения изменений) заказчиком на официальном сайте размещено извещение о проведении конкурса, закупочная документация, техническое задание, иные необходимые документы и информация. Датой окончания подачи заявок и вскрытия конвертов установлено 24.09.2015. Подведение итогов определено провести не позднее 14.10.2015 г.
Согласно пункта 1 раздела 6 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе подается в письменной форме, в запечатанном конверте. На конверте указывается следующая информация: "Заявка на участие в конкурсе на _", наименование и адрес Заказчика, наименование участника закупки и его почтовый адрес. Заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена в письменной форме по формам, установленным в Главе VII "Образцы форм, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе".
В силу п.п. 3 п. 2, п. 3 раздела 6 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение участника конкурса в отношении объекта закупки по форме, установленной в главе 7 "образцы форм, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе", оформленное с учётом инструкции по её заполнению. Показатели, характеризующие работы, должны соответствовать показателям, установленным в Главе V "Техническое задание". Предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно быть конкретным, не должно содержать неточностей. Показатели работ, в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться, в заявке на участие в конкурсе должны быть указаны конкретным значением (марка, характеристика, величина и т.д.). Показатели работ, в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", знак тире и т.п.), и которые могут изменяться в рамках установленных минимальных и (или) максимальных значений, в заявке на участие в конкурсе должны быть указаны конкретным значением (марка, характеристика, величина и т.д.). Использование при указании конкретных показателей (значений) слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", знака тире и т.п. возможно исключительно в случае, если указать такой показатель (значение) без использования таких слов, знака тире невозможно.
В соответствии с п. 6 раздела 10 документации основаниями для отклонения заявки на участие в конкурсе и (или) отстранения участника конкурса могут являться следующие случаи:
- участник закупки не предоставил информацию и/или документы, предусмотренные документацией о закупке, за исключением подпункта 5 пункта 2 раздела 6 документации о закупке;
- участник закупки представил недостоверную (в том числе неполную, противоречивую) информацию и/или документы об участнике закупки и/или товарах, работах, услугах;
- лицо, подавшее заявку на участие в закупке, не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке;
- заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора;
- участник закупки совершил недобросовестные действия, которые выражаются в том, что участник закупки, представивший заявку на участие в закупке, прямо или косвенно предлагает, дает либо соглашается дать любому должностному лицу Общества вознаграждение в любой форме в целях оказания воздействия на проведение процедуры закупки.
Из анализа "Технического задания" (глава 5 конкурсной документации) следует, что целью проведения закупки является новое строительство комплекса зданий "Школа Сколково в Пермском крае" (школа, общежитие, детский сад, инженерные сети) на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2118001:1897.
Также техническим заданием установлено, в т.ч. следующее:
- обязанность подрядчика получить все необходимые согласования проектной документации. При этом, оплата стоимости согласований ПСД и выдачи необходимых заключений, в том числе оплата стоимости Государственной экспертизы производится Подрядчиком (п. 1.13);
- требования к проектированию здания детского сада (Подготовительная группа - 2 группы (6-7 лет), наполняемость до 15 детей каждая; Спортивный блок - детский бассейн с чашей шириной 6 м при длине 10 м. Предусмотреть помещения для тренера, раздевалки с душевыми и санузлами для девочек и мальчиков, лабораторию анализа воды. Температура воды должна составлять не менее 30-32 С.) (п. 2.3);
- требования к проектированию здания школы (3 учительские: для преподавателей начальной, подростковой, старшей школ на 15-20 преподавателей каждая) (п. 2.4).
25.09.2015 г., 30.10.2015 г. (с учётом решения и предписания антимонопольного органа от 16.10.2015 г. по жалобам АО "ГСПИ" "КПИИ "ВНИПИЭТ" (вх. N 015415), ТУ Росимущества по Пермскому краю (вх.N015481), АО "ЭлТех Спб" (вх.N015248)) на официальном сайте размещены протоколы вскрытия конвертов и рассмотрения заявок согласно которых ОАО Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект" отказано в допуске к участию в конкурсе, в связи с несоблюдением требований конкурсной документации (не описаны все требования главы 5 "Техническое задание"-отсутсвуют конкретные значения количественных и качественных показателей работ); АО "ЭлТех Спб" единственный участник, чья заявка допущена до участия в конкурсе.
Таким образом, на официальном сайте размещены все обязательные сведения и информация, в т.ч. причины отклонения заявки заявителя и основания принятия такого решения, в объёме, позволяющем в последствии ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" реализовать право на досудебное обжалование итогов торгов. Нарушения срок размещения информации не допущено.
Комиссия Пермского УФАС России не находит нарушений в отказе в допуске к участию в торгах заявителю, поскольку из анализа его заявки следует, что требования закупочной документации (технического задания) выполнены не полностью. В частности не конкретизированы показатели наполняемости подготовительных групп детского сада, температуры воды в детском бассейне, количества преподавателей в учительских.
Комиссией Пермского УФАС России учтено отсутствие в положении о закупках, конкурсной документации норм, устанавливающих малозначительность, либо несущественность нарушений, допущенных претендентами на этапе подготовки и подачи заявок. Также учтено отсутствие, со стороны закупочной комиссии, иного подхода при рассмотрении заявок других лиц, - претендентов.
В части доводов ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" (со ссылкой на СанПин 2.4.1.3049-13, СП 118.13330.2012, СП 31-113-2004) необходимо отметить, что при проведении конкурса установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик является компетенцией исключительно заказчика (п.п. 1, 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках). В данном случае лица, заинтересованные в заключение договора, либо принимают условия, указанные в извещении, либо вправе в торгах не участвовать. Возможность вольной трактовки положений конкурсной документации не основано на нормах Закона о закупках, положения о закупках заказчика.
Заявитель подал заявку на участие в торгах, с заявлением о разъяснении положений закупочной документации не обращался, в установленном порядке их не обжаловал, т.е. наравне с иными претендентами в полной мере был согласен с требованиями заказчика, в т.ч. в части положений Технического задания и условий описания предложения участника конкурса, порядка его рассмотрения. Следовательно, ссылки заявителя на невозможность использования конкретных показателей на этапе до начала исполнения обязательств по договору (т.е. исполнения требований конкурсной документации) обоснованными признаны быть не могут.
Более того, указанная "невозможность" опровергается материалами жалобы, например заявкой АО "ЭлТех Спб" в которой требования документации, в т.ч. в части использования конкретных показателей соблюдены в полном объёме. Данное обстоятельство лицами, участвующими в рассмотрении жалобы не оспаривается.
Также Комиссия Пермского УФАС России особо отмечает, что наличие невозможности расчёта конкретных показателей, на которую ссылается заявитель, неизбежно должно иметь результатом невозможность определения любого из числовых значений до момента исполнения обязательств по договору, как низшего, так и высшего из них или их диапазона и т.п. Однако, из заявки ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" следует, что такой расчёт конкретных показателей данным обществом сделан, но без должной конкретизации. В частности предложение Общества содержит согласие на проектирование учительской минимум на 15 преподавателей и наполняемости подготовительной группы детского сада до 15 детей (с учётом предельной стоимости строительства).
Основания для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" (вх. N 017085) необоснованной.
Заместитель Председателя Комиссии Д. Е. Баранов
Члены Комиссии П. И. Литвинов
А.Н. Белова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Д. Е. Баранов,
тел.: (342) 235-10-36.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 ноября 2015 г. N 017085
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016