Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
(опубликовано 16 ноября 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - Вялых С.В. - руководитель Приморского УФАС России, члены Комиссии: Яковенко Н.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Лазаревский Д.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, Нисинюк Л.А. - ведущий специалист-эксперт аналитического отдела,
рассмотрев в заседании 12.11.2009 дело N 36 от 28.10.2009, возбужденное по заявлению ООО "Бригантина плюс" (ул. Иртышская, 12, г. Владивосток, 690033) и иных лиц (далее - заявитель)
в отношении ФГУП "Почта России" (Управление Федеральной почтовой связи Приморского края - филиал ФГУП "Почта России") (ул. Варшавское шоссе, 37, Москва, 131000; ул. Верхнепортовая, 2, г. Владивосток, 690090),
по признакам нарушения ФГУП "Почта России" (Управление Федеральной почтовой связи Приморского края - филиал ФГУП "Почта России") (ул. Варшавское шоссе, 37, Москва, 131000; ул. Верхнепортовая, 2, г. Владивосток, 690090) п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления монопольно высоких цен на дополнительные услуги почтовой связи, установленных Управлением Федеральной почтовой связи Приморского края - филиалом ФГУП "Почта России" на основании Приказа N 121 от 19.05.2009 на 2009 год. при участии:
от заявителя: представители ООО "Бригантина плюс" по доверенности от 12.11.2009 - Демидова Д.А., Дубровская К.М.,
от ответчика по делу: заместитель руководителя Планово-экономического отдела Управления Федеральной почтовой связи Приморского края - филиала ФГУП "Почта России" - , Пальчевская Л.Ю. по доверенности от 11.11.2009; руководитель Юридического отдела Управления Федеральной почтовой связи Приморского края - филиала ФГУП "Почта России" - Савченко О.Н. по доверенности от 02.02.2009, заместитель директора Управления Федеральной почтовой связи Приморского края - филиала ФГУП "Почта России" - Колесникова Р.В. по доверенности от 02.02.2009. установила:
03.08.2009 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила жалоба ООО "Бригантина Плюс", а также ряда других организаций на действия ФГУП "Почта России" (Управление Федеральной почтовой связи Приморского края - филиал ФГУП "Почта России" (далее также - УФПС Приморского края) выразившихся, по мнению заявителей, в ущемлении их интересов в связи с повышением тарифов на предоставление дополнительных услуг почтовой связи, установленных на основании Приказа N 121 от 19.05.2009.
01.06.2009 заявителям стало известно о том, что на основании Приказа УФПС Приморского края N 121 от 19.05.2009, введены новые тарифы на услуги почтовой связи.
Заявители считают, что увеличение тарифа за каждый месяц хранения заявления о хранении в отделении почтовой связи письменной корреспонденции, извещений, периодических изданий с 30 до 270 рублей (на 900%), а также увеличение тарифа за каждый месяц хранения заявления о досыле почтовых отправлений по новому адресу от юридических лиц, ПБОЮЛ с 30 до 300 рублей в месяц является неправомерным.
При рассмотрении данного дела Комиссией Приморского УФАС России заявитель поддержал свою позицию, представив следующие пояснения.
1. ФГУП "Почта России", как предприятие, оказывающее услуги общедоступной почтовой связи, является субъектом естественной монополии согласно Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и занимает доминирующее положение на указанном рынке.
2. Приказом от 19.05.2009 года N 121 Управления Федеральной почтовой связи по Приморскому краю - филиала ФГУП "Почта России" был установлен тариф за каждый месяц хранения заявления в ОПС письменной корреспонденции, извещений, периодических изданий в размере 270 рублей, превышающий ранее действующий тариф (30 рублей) на 900 процентов.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О защите конкуренции":
"Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара".
Тариф был повышен до 270 рублей при соответствии, по мнению заявителя, всех условий, предусмотренных пп. а), б), в) п. 1 ст. 6 Федерального закона "О защите конкуренции". Соответственно, установленная цена является монопольно высокой.
Таким образом, по мнению заявителя, ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи по Приморскому краю - филиала ФГУП "Почта России", занимая доминирующее положение, осуществило запрещенное п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" действие (установило монопольно высокую цену), результаты которого ущемляют интересы ООО "Бригантина плюс" и других организаций, пользующихся услугами почтовой связи.
По существу настоящего дела ФГУП "Почта России" (Управление Федеральной почтовой связи Приморского края - филиала ФГУП "Почта России") пояснило следующее.
Изменения тарифов на дополнительные услуги почтовой связи произведены ФГУП "Почта России" (Управление Федеральной почтовой связи Приморского края - филиала ФГУП "Почта России") в соответствии с п.п. 3 и 4 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства от 15.04. 05. N 221 (далее - Правила).
Кроме того при формировании тарифов на дополнительные услуги почтовой связи, установленных приказом УФПС Приморского края от 19.05.09. N 121, были учтены понесенные предприятием затраты в 2008 году.
Согласно ст. 46 Правил, оплата услуги по досылке почтовых отправлений по новому адресу по заявлению получателя должна производиться за дополнительную плату.
В обоснование вышеуказанного размера платы УФПС Приморского края сообщило следующее.
Ранее при формировании тарифа на заявления о досыле предусматривалось, что согласно данным статистического учета обмена (ф. N 5-связь "Сведения об обмене на сетях почтовой связи") в адрес одного жителя Приморского края в среднем за месяц поступает одно почтовое отправление.
УФПС Приморского края антимонопольному органу представлены сведения о фактическом входящем обмене почтовой корреспонденции за 2008 г., согласно которым среднее количество входящих почтовых отправлений на 1 жителя в месяц составило 1,41 ед. На 2009 год с учётом планируемого роста среднее количество входящих почтовых отправлений на 1 жителя в месяц запланировано 1,7 ед. на 1 жителя.
Таким образом, планируемое увеличение входящего обмена почтовой корреспонденцией в 2009 году повлечет существенное увеличение затратной части бюджета УФПС Приморского края.
Также при установлении тарифов на дополнительные услуги в 2009 году было учтено, что в числе обслуживаемых организаций, есть такие, у которых юридический адрес иной, чем указан на почтовых отправлениях (например, филиальная сеть Сбербанка), при этом объемы поступающих в их адрес почтовых отправлений составляет до 300 единиц в месяц.
УФПС Приморского края предоставлены сведения о технологии выполнения услуги по заявлению о досыле, согласно которой трудозатраты на исполнение заявления о досылах значительно больше, чем на одно отправление.
С учётом изложенного, для юридических лиц расчетная стоимость услуги составила 300 руб. в месяц, для физических лиц - 30 руб.
До введения в действие тарифов на дополнительные услуги почтовой связи, установленных приказом от 19.05.2009 г. N 121, услуга "Заявление о хранении в отделении почтовой связи простой и заказной корреспонденции (кроме "До востребования"), извещений на РПО и переводы, периодических изданий, платежных квитанций и других, за каждый месяц хранения заявления" предусматривала оплату заявления на хранение одной единицы почтового отправления сверх установленного срока хранения, т.е. одного месяца установленного п. 35 Правил.
В связи с большими объёмами поступающей в адрес предприятий, организаций корреспонденции, извещений и периодической печати и их отказа от пользования абонентскими ящиками, почтамтами УФПС Приморского края было предложено ввести услугу по хранению почтовых отправлений, адресуемой юридическим лицам и ПБОЮЛ, в отделении связи при наличии необходимого места.
Услуга по хранению почтовых отправлений для юридических лиц и ПБОЮЛ подразумевает хранение почты не сверх установленного срока хранения (1 месяц), как установлено в статье 35 Правил, а предоставление места хранения до момента выдачи в пределах установленного срока и является новой услугой, которую необходимо отразить в договоре. Данная услуга должна оформляться договором с организацией, предприятием (п. 4 Правил).
Расчетная стоимость тарифа о хранении в почтовом отделении письменной корреспонденции, извещений, периодической печати для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 270 руб./мес.
При этом представителями УФПС Приморского края на рассмотрении данного дела были даны пояснения о том, что ООО "Бригантина плюс" не обязано было оплачивать тарифную ставку за услугу "Заявление о хранении в ОПС простой и заказной корреспонденции (кроме "До востребования"), извещений на РПО и переводы, периодических изданий, платежных квитанций и др., за каждый месяц хранения заявления" в размере 30 рублей, поскольку свою почту общество забирало в отделении связи регулярно, а не по истечении одного месяца, как предусмотрено ст. 35 Правил.
В связи со сложившейся ситуацией, по неоднозначности формулировок предоставляемых услуг, УФПС Приморского края в настоящее время проводится работа по изменению формулировок вышеперечисленных услуг и доведения разъяснительной информации до потребителей.
Комиссия, исследовав материалы дела, считает, что оно подлежит прекращению.
При этом Комиссия исходит из следующего.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ФГУП "Почта России" является субъектом естественной монополии на рынке услуг общедоступной почтовой связи внесено в "Реестр хозяйствующего субъекта естественной монополии в области связи" Постановлением ФСТ России от 23.08.2005 N 394-с.
Также ФГУП "Почта России" включено в федеральный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов на основании приказа ФАС России от 31.12.2004 N 216 и внесены изменения в Реестр, приказом ФАС России от 17.11.2005 N 263 по видам услуг, предоставляемых УФПС Приморского края филиал ФГУП "Почта России" (пересылка почтовых карточек простых, заказных (код ОКВЭД 64.11.11), пересылка бандеролей простых, заказных (код ОКВЭД 64.11.11), подписка на периодические печатные изделия (код ОКВЭД 64.11.14), доставка периодических печатных изданий по подписке (код ОКВЭД 64.11.14).
С учётом изложенного, Комиссией обосновано сделан вывод о том, что ФГУП "Почта России" занимает доминирующие положение на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи.
Услуга по хранению в отделении почтовой связи заявления о хранении письменной корреспонденции, извещений, периодических изданий относится к услугам общедоступной почтовой связи.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.
В соответствие со ст. 4 Правил оказания почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, тарифы на оказание универсальных услуг почтовой связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и контролю в отношении вопросов, связанных с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи.
В соответствии с Постановлением Правительства от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" государственному регулированию подлежат следующие услуги почтовой связи:
- пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);
- передача внутренней телеграммы.
Услуга хранения в отделении почтовой связи заявления о хранении письменной корреспонденции не относится к регулируемым в установленном законом порядке видам услуг почтовой связи.
До 01.06.2009 цена на дополнительных услуг, оказываемых ФГУП "Почта России", таких как хранение заявлений о досыле почтовой корреспонденции и иных, составляла 30 рублей за каждый месяц хранения заявления.
С даты введения в действие приказа N 121 от 19.05.2009 ФГУП "Почта России", которым установлены новые тарифы на дополнительные услуги, оказываемые ФГУП "Почта России" цена дополнительных услуг составляет:
- хранение заявления о досыле почтовых отправлений по новому адресу от юридических лиц, ПБОЮЛ 300 рублей в месяц;
- хранение заявления о хранении в ОПС письменной корреспонденции, извещений, периодических изданий от юридических лиц, ПБОЮЛ 270 рублей в месяц.
Проведённый анализ затрат и доходов УФПС Приморского края, положенных в основу расчёта вышеуказанных тарифов, не показал наличия факта установления монопольно высокой цены.
Кроме того, взаимоотношения заявителя и ответчика с учетом выяснившихся в заседании комиссии вышеизложенных обстоятельств не являются нарушением антимонопольного законодательства, поскольку данные правоотношения регламентируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и являются гражданско-правовыми взаимоотношениями.
УФПС Приморского края ошибочно взимало с заявителя тарифную ставку за услугу "Заявление о хранении в ОПС простой и заказной корреспонденции (кроме "До востребования"), извещений на РПО и переводы, периодических изданий, платежных квитанций и др., за каждый месяц хранения заявления". Вместе с тем, в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). В случае отказа УФПС Приморского края возвратить ООО "Бригантина плюс" неосновательно полученные средства, последнее вправе обратится в суд за взысканием с УФПС Приморского края означенных средств.
Антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, связанные с возвратом необоснованно полученных средств. Также Комиссией установлено следующее.
Правилами предоставления услуг почтовой связи регулируются взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей (п.1 Правил).
П. 3 Правил, определяет, что операторы почтовой связи оказывают пользователям услуги почтовой связи на условиях договора. Договор об оказании услуг почтовой связи, заключаемый с физическими лицами, является публичным договором.
П. 4 Правил регламентирует порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица, который определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В соответствие со ст. 161 Гражданского кодекса РФ, сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.
В соответствие со ст.162 Гражданского кодекса РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Однако, ООО "Бригантина плюс" не представлены доказательства оплаты предоставляемых ФГУП "Почта России" (Управление Федеральной почтовой связи Приморского края - филиал ФГУП "Почта России") услуг, цена на которые по мнению заявителя поднялась в 2009 году до 270 рублей, в частности не представлены квитанции по оплате услуг хранения заявлений о хранении почтовых отправлений в размере 30 рублей. С учётом вышеизложенного, Комиссией обосновано сделаны следующие выводы.
В связи с тем, что услуга за каждый месяц хранения заявления в отделении почтовой связи для юридических лиц была установлена Приказом УФПС Приморского края N 121 от 19.05.2009, и ранее не была включена в состав дополнительных услуг, т.е. является новой услугой, в связи с отсутствием факта установления монопольно высокой цены, в связи с тем, что заявитель документально не подтвердил взимание платы за данный вид услуг с ООО "Бригантина плюс" в размере 30 рублей, Комиссия считает, что в действиях ФГУП "Почта России", не усматривается нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 36, возбужденного по признакам нарушения ФГУП "Почта России" п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"" в части установления Управлением Федеральной почтовой связи Приморского края - филиалом ФГУП "Почта России" приказом N 121 от 19.05.2009 монопольно высоких цен на дополнительные услуги почтовой связи (хранение заявления о досыле почтовых отправлений по новому адресу от юридических лиц, ПБОЮЛ; хранение заявления о хранении в ОПС письменной корреспонденции, извещений, периодических изданий от юридических лиц, ПБОЮЛ), в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ФГУП "Почта России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (опубликовано 16 ноября 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016