Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 10 ноября 2015 г. N 6180/02
Резолютивная часть решения оглашена "27" октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "10" ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Пашкова Г.Н. - заместитель руководителя Управления; начальник отдела антимонопольного контроля;
Члены Комиссии:
Попович Л.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Аванесян М.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
при участии: генерального директора открытого акционерного общества Боровичский опытный машиностроительный завод" (далее - ОАО "БОМЗ", Предприятие) - <_> рассмотрев дело N 47 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Рекорд-инжиниринг" (место нахождения: пр. Ленина, д.10, 1-й подъезд, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) (далее - ООО "Рекорд-инжиниринг", Общество) пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Новгородское УФАС России поступило заявление от 24.07.2015 вх. N 6297 ОАО "БОМЗ". В своем заявлении ОАО "БОМЗ" указывает на размещение на официальном сайте ООО "Рекорд-Инжиниринг" некорректной информации относительно продукции, которую выпускает Заявитель, в частности относительно манипулятора шарнирно-балансирного ШБМ-150-М. Предприятием представлена копия протокола осмотра сайта ООО "Рекорд-инжиниринг" от 29.05.2015, выполненного временно исполняющим обязанности нотариуса города Москвы Н.В. Репиным.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральный антимонопольный орган вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.
В связи с тем, что Заявитель находится на территории Новгородской области, лицо, в отношении которого подано заявление, находится на территории Свердловской области, а распространение информации осуществляется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то есть на всей территории Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции и на основании пункта 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных Приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244, ФАС России письмом от 10.08.2015 исх. N АК/40960/15 поручила Новгородскому УФАС России рассмотреть заявление ОАО "БОМЗ".
В ходе рассмотрения заявления ОАО "БОМЗ" Управлением было установлено, что на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://www.rekord-eng.com/, размещена информация, касающаяся манипуляторов ШБМ-150, ШБМ-150-М.
Некоторые из приведенных технических характеристик, а также информация о снятии с производства манипуляторов ШБМ не соответствуют действительности.
На основании вышеизложенного Управление, приказом от 02.10.2015 N 177 возбудило дело N 47 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Рекорд инжиниринг" части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела N 47 о нарушении антимонопольного законодательства, представитель ОАО "БОМЗ" пояснил, что манипуляторы ШБМ-150 выпускались на заводе в Общества с 1983 года, в настоящее же время Предприятием также выпускаются манипуляторы ШБМ, в частности ШБМ-150-М, а также ШБМ-185-М. Информация, размещенная на сайте ООО "Рекорд-инжиниринг", не соответствует действительности в части приведенных технических характеристик манипулятора. Кроме того, размещенное на официальном сайте ООО "Рекорд-инжиниринг" изображение шарнирно-балансирного манипулятора под заголовком "Манипулятор шарнирно-балансирный ШБМ-150" является фотографией ШБМ-150-М. В адрес предприятия поступают звонки от потенциальных приобретателей шарнирно-балансирных манипуляторов Предприятия, которые ссылаясь на ознакомление с информацией, размещенной на сайте ООО "Рекорд-инжиниринг", просят разъяснить, осуществляет ли предприятие свою деятельность, соответствует ли действительности информация, размещенная на сайте Общества. Ущерб от действий Общества для Предприятия заключается в отказе потенциальных приобретателей шарнирно-балансирных манипуляторов, выпускаемых в настоящее время ОАО "БОМЗ", от приобретения манипуляторов, произведенных Предприятием, ввиду ознакомления с информацией, размещенной на сайте ООО "Рекорд-инжиниринг".
Представитель ООО "Рекорд-инжиниринг" на рассмотрении дела N 47 не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела Общество было уведомлено надлежащим образом. В пояснениях по делу, поступивших от ООО "Рекорд-инжиниринг" 21.10.2015 вх. N 8749, Общество ссылается на отсутствие факта нарушения антимонопольного законодательства ввиду того, что информация, размещенная на сайте ООО "Рекорд-инжиниринг" относится к шарнирно-балансирному манипулятору ШБМ-150, не выпускаемому в настоящее время, а не ШБМ-150-М, а также ввиду того, что ООО "Рекорд-инжиниринг" не является конкурентом ОАО "БОМЗ", поскольку данные хозяйствующие субъекты зарегистрированы на территории разных субъектов Российской Федерации, и ООО "Рекорд-инжиниринг" не осуществляет какой-либо хозяйственной деятельности на территории Новгородской области. Также Общество сообщило об удалении информации относительно всех манипуляторов ШБМ со своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ходатайствовало, в данной связи, о прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 47.
Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Рекорд-инжиниринг" нарушения пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
При этом Комиссия руководствуется следующим.
Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
Что подтверждается представленными ОАО "БОМЗ" копиями договоров поставки, в настоящее время Обществом производятся шарнирно-балансирные манипуляторы ШБМ-150-М.
Довод ООО "Рекорд-инжиниринг" о том, что Общество и ОАО "БОМЗ" не являются конкурентами представляется несостоятельным, ввиду того, что под товарным рынком, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции, понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, хозяйствующими субъектами - конкурентами являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на одном товарном рынке.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), представленной ООО "Рекорд-Инжиниринг", основным видом деятельности Общества является производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки - код 29.56 по классификации, утвержденной ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС. Ред. 1.)
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОАО "БОМЗ" является производство прочих машин и оборудования специального назначения - код 29.5 по классификации, утвержденной ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС. Ред. 1.)
Таким образом, у обоих хозяйствующих субъектов основным видом деятельности является производство прочих машин и оборудования специального назначения.
Что следует из информации, опубликованной на сайте ОАО "БОМЗ", расположенном в информационно-телекоммуникационной сети интернет по адресу: http://www.bomz.su/catalog/ и на сайте ООО "Рекорд-Инжиниринг", оба хозяйствующих субъекта реализуют промышленные манипуляторы, то есть специальные механизмы, осуществляющие подъем, захват и перемещение в вертикальной и горизонтальной плоскости различного рода грузов массой, как правило, от 100 до 175 кг.
Географическими границами данного рынка, ввиду особенностей его функционирования и небольшого количества хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве продавцов, является вся территория Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается географией продаж ОАО "БОМЗ", которое, согласно представленным в материалы дела копиям договоров поставки, реализует свою продукцию на территорию таких отдаленных от места нахождения производственных мощностей ОАО "БОМЗ" субъектов Российской Федерации как республика Бурятия, а также Свердловская область, которая является и местом нахождения ООО "Рекорд-Инжиниринг".
Таким образом, ОАО "БОМЗ" и ООО "Рекорд-Инжиниринг" являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, ввиду осуществления ими своей хозяйственной деятельности на одном и том же товарном рынке.
Пояснения представителя ОАО "БОМЗ", данные на рассмотрении дела, о поступающих на предприятие звонках потенциальных приобретателей продукции Предприятия с вопросами, касающимися достоверности информации, размещенной на сайте ООО "Рекорд-инжиниринг", свидетельствует о наличии введенных в заблуждение относительно продукции ОАО "БОМЗ" ее потенциальных приобретателей.
Что следует из ответа Общества от 14.09.2015 исх. N 203/09, информация на странице http://www.rekord-eng.com/analogi/shbm-150 была размещена Обществом еще в 2011 году.
На дату издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства N 47 - 02.10.2015, указанная информация присутствовала на сайте ООО "Рекорд-инжиниринг", что подтверждается "скрин-шотами" страницы, сделанными 02.10.2015.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о продолжительном периоде размещения данной информации на сайте Общества, а также о возможном наличии широкого круга потенциальных приобретателей продукции ОАО "БОМЗ", введенных в заблуждение данной информацией.
Что следует из ответа Общества от 14.09.2015 N 203/09 официальным сайтом ООО "Рекорд-инжиниринг" в информационно-телекоммункакционной сети "Интернет" является сайт, расположенный по адресу: http://rekord.eng.com
Информация для размещения на официальном сайте ООО "Рекорд-инжиниринг" готовится отдельными сотрудниками по мере необходимости. Далее материалы редактируются директором ООО "Рекорд-инжиниринг", который принимает решение об их публикации.
Следовательно, информация, содержащаяся на странице в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://rekord-eng.com/analogi/shbm-150 размещена на сайте ООО "Рекорд-инжиниринг", и размещена непосредственно Обществом.
Довод Общества о том, что размещенная на сайте информация касается исключительно модели шарнирно-балансирного манипулятора ШБМ-150, снятого в настоящее время с производства, представляется Комиссии несостоятельным ввиду следующих обстоятельств.
Что следует из проведенного Управлением анализа страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по адресу: http://rekord-eng.com/analogi/shbm-150/, а также протокола осмотра вещественных доказательств от 29.05.2015, размещенная на ней информация способна ввести в заблуждение относительно всех моделей манипуляторов, именуемых "ШБМ", и выпускаемых в настоящее время ОАО "БОМЗ".
Так, вверху страницы располагается текст:
"Рекорд-инжиниринг" производит достойную альтернативу не выпускаемому сейчас советскому манипулятору ШБМ-150. По некоторым показателям пневмоманипулятор "Рекорд-инжиниринг" превосходит ШБМ-150, по остальным показателям наш манипулятор не уступает ШБМ-150". В верхнем левом углу страницы размещено изображение манипулятора ШБМ-150-М.
Далее следует таблица сравнительных характеристик ШБМ-150 и пневмоманипулятора Рекорд-инжиниринг, последняя строка которой "Приобретение" содержит следующий текст:
ШБМ-150:
"Манипуляторы ШБМ - сняты с производства. Возможное приобретение манипулятора бывшего в употреблении, либо с консервации. Отсутствие гарантийных обязательств изготовителя".
Пневмоманипулятор Рекорд-Инжиниринг:
"Выпускаются серийно, гарантия производителя 12-24 мес. Элементы пневмоситемы после окончания гарантии могут быть приобретены потребителем самостоятельно согласно поставляемым с пневмоманипулятором спецификациями. Конструкция защищена патентом РФ".
Под таблицей располагается текст, содержащий технические характеристики промышленного манипулятора ШБМ-150-М, следующего содержания:
"Технические характеристики ШБМ-150-М:
1 Грузоподъёмность шарнирно-балансирного манипулятора ШБМ-150-М с учетом веса грузоподъемного приспособления, кГ 160-150
2 Минимальная скорость вертикального перемещения груза, не более, м/с 0,25-0,4
3 Максимальный вылет стрелы для ШБМ-150-М, мм 3000
4 Максимальная высота перемещения груза, не менее, мм 1750
5 Усилие при перемещении макс. груза в горизонтальной плоскости, при макс. вылете стрелы, не более, кГ 25-10
6 Поворот манипулятора ШБМ-150-М вокруг оси опорно-поворотного устройства, не более, град 360
7 Электропитание ШБМ-150-М: напряжение трехфазное 380В частота 50 Гц
8 Регулировка остановки при движении по вертикали бесступенчатая
9 Поворот головки схвата вокруг своей оси без ограничений".
Внизу страницы размещен текст следующего содержания: "Пневмоманипуляторы "Рекорд-инжиниринг" достойно заменили устаревшие, и как результат снятые с производства, шарнирно-балансирные манипуляторы ШБМ-150. Применение современных материалов и технологий в пневмоманипуляторах "Рекорд-инжиниринг" позволяет решать задачи недоступные для сложных и устаревших манипуляторов ШБМ-150", а также изображение манипулятора ШБМ-150.
В то же время, несмотря на то, что текст о снятии с производства ШБМ расположен в графе таблицы "ШБМ-150", приведенная обобщенная формулировка "Манипуляторы ШБМ" с последующим указанием на странице технических характеристик ШБМ-150-М, который и в настоящее время выпускается ОАО "БОМЗ", способна ввести потенциального покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств всех шарнирно-балансирных манипуляторов, именуемых ШБМ, в том числе и производящихся в настоящее время ШБМ-150-М.
Приведенные на странице Общества характеристики ШБМ-150-М также частично не соответствуют действительности. Так, минимальная скорость перемещения груза по вертикали составляет не 0,25-0,4 м/с как указано на странице Общества, а 0,005 м/с, что подтверждается технической документацией на изделие, представленной Предприятием в материалы дела.
Таким образом, потенциальные приобретатели могут быть введены в заблуждение относительно потребительских свойств производимых ОАО "БОМЗ" манипуляторов ШБМ.
Приведенные на сайте ООО "Рекорд-инжиниринг" сравнительные технические характеристики манипуляторов "Рекорд-инжиниринг" и ШБМ-150 не соответствуют действительности.
Некорректное сравнение шарнирно-балансирных манипуляторов, производимых ОАО "БОМЗ" и манипуляторов ООО "Рекорд-инжиниринг", подтверждаются техническими характеристиками представленным Предприятием в материалы дела паспортом шарнирно-балансирного манипулятора ШБМ-150.
Так, в графе сравнительной таблицы "Грузоподъемность" указано, что грузоподъемность манипулятора ШБМ-150 - фиксированная, и составляет 150 кг.
В то же время, грузоподъемность манипулятора ШБМ-150 не является фиксированной.
Манипулятор ШБМ-150 может поднимать грузы любой массы до 150 кг.
В графе таблицы "Радиус действия" указано, что радиус действия ШБМ-150 является фиксированным и составляет 4 м. В то же время, согласно данным, указанным в паспорте манипулятора, максимальный вылет стрелы составляет 3000+/- 150 мм., а минимальный вылет стрелы 600+/- 30 мм. Таким образом, радиус действия ШБМ-150 не является фиксированным, и составляет от 0,6 +/- 0,03-м до 3 +/- 0,15 м.
В графе таблицы "Привод и энергоноситель" указано, что усилие оператора при перемещении груза по диагонали составляет 25 кг. В то же время, согласно техническим данным из паспорта изделия, усилие оператора составляет от 10 до 25 кг. 25 кг - максимальное усилие оператора.
Следует отметить, что именно указанные выше характеристики являются одними из основных характеристик любого манипулятора. Таким образом, якобы фиксированная грузоподъемность, а также радиус действия манипулятора ШБМ -150, о которых заявлено на странице Общества, фактически говорят о крайне узком диапазоне решаемых данной моделью манипулятора задач и делают данный товар непривлекательным для подавляющего большинства покупателей.
В графе таблицы "Эксплуатация" указано, что манипуляторы ШБМ-150 являются грузоподъемными механизмами, и в данной связи требуется их регистрация в органах Ростехнадзора, а также периодические поверки.
В той же графе для манипуляторов производства ООО "Рекорд-инжиниринг" указано, что они не являются грузоподъемным механизмом.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 148 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013, краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т*м включительно не подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).
Таким образом, в настоящее время и манипуляторы ОАО "БОМЗ" ШБМ-150, ШБМ-150-М, и манипуляторы, производимые ООО "Рекорд-инжиниринг", не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора.
Необходимость регистрации манипулятора и его периодических поверок органами Ростехнадзора требует от приобретателя дополнительных временных и материальных затрат, подобное некорректное сравнение негативно характеризует манипуляторы ШБМ на фоне манипуляторов, производимых ООО "Рекорд-инжиниринг".
Более того, изложение столь некорректных характеристик манипулятора ШБМ-150 способно ввести в заблуждение и относительно характеристик выпускаемого в настоящее время манипулятора ШБМ-150-М, поскольку потенциальный покупатель может не понять, что речь идет о различных модификациях манипуляторов.
Таким образом, Общество разместило на своей странице некорректное сравнение производимых и реализуемых им манипуляторов с манипуляторами, производимыми и реализуемыми ОАО "БОМЗ".
По запросу Управления Обществом 14.09.2015 исх. N 204/09 был представлен ряд сведений и документов, в частности, копия договор оказания услуг от 08.04.2013, заключенный между ООО "Рекорд-инжиниринг и ООО "Далеран" (далее - Договор). Согласно пункту 1 Договора, ООО "Рекорд-инжиниринг" (далее именуемое Заказчик) поручает, а ООО "Далеран (далее именуемое Исполнитель) обязуется оказать услуги по продвижению сайта, расположенного по адресу http://rekord-eng.com в поисковых системах Интернета, по согласованным с Заказчиком ключевым запросам в порядке и на условиях, установленных Договором, Заказчик обязуется эти услуги принять и оплатить в соответствии с условиями договора.
Приложением N 1 к Договору, определен список целевых (ключевых) запросов.
В данном списке присутствуют, помимо прочих, запросы "Манипулятор шбм", "шбм 150".
Таким образом, Общество планировало продвижение собственной продукции с использованием наименований шарнирно-балансирных манипуляторов, производимых ОАО "БОМЗ", что свидетельствует о целеполагании Общества при размещении сведений о технических характеристиках продукции ОАО "БОМЗ" на своем сайте. Иными словами, целевой аудиторией сайта являются потенциальные покупатели продукции ОАО "БОМЗ".
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводам о том, что действия по размещению на странице Общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащей ложные сведения, могущие причинить ущерб ОАО "БОМЗ", вводящие в заблуждение относительно потребительских свойств производимых ОАО "БОМЗ" шарнирно-балансирных манипуляторов, а также информации, содержащей некорректное сравнение манипуляторов, производимых Обществом, с манипуляторами, производимыми ОАО "БОМЗ", были совершены непосредственно Обществом, целью данных действий являлась переориентация покупателей хозяйствующего субъекта-конкурента на собственную продукцию.
Таким образом, в действиях Общества содержатся признаки нарушения пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Что прямо следует из текста вышеназванной правовой нормы, по данному основанию прекращение дела о нарушении антимонопольного законодательства возможно лишь при устранении как самого нарушения антимонопольного законодательства, так и его последствий, лицом, совершившим такое нарушение.
Удаление с сайта Общества страницы, содержащей недостоверную информацию, не свидетельствует об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Последствия нарушения антимонопольного законодательства в данном случае выражаются в наличии потенциальных приобретателей продукции ОАО "БОМЗ" введенных в заблуждение информацией, размещенной на сайте Общества.
В данной связи, Комиссия считает необходимым выдать Обществу предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем предоставления потенциальным приобретателям промышленных манипуляторов из того же источника - сайта Общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", расположенного по адресу: http://rekord-eng.com - достоверной информации о производимых в настоящее время ОАО "БОМЗ" манипуляторах.
При таких обстоятельствах, прекращение дела N 47 о нарушении антимонопольного законодательства на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции не представляется возможным.
Иных оснований для прекращения дела, в соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать в действиях ООО "Рекорд-инжиниринг" нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Рекорд-инжиниринг" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии: Л.И. Попович
М.В. Аванесян
Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 10 ноября 2015 г. N 6180/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016