Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/4060 (опубликовано 10 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 05.11.2015
Решение изготовлено в полном объеме 10.11.2015
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России М.С. Муравьёва,
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н.П. Казаковой,
члена Комиссии - специалиста - эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.С. Ребрикова, -
при участии:
представителей интересов государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольская стоматологическая поликлиника" (далее - ГАУЗРК "Симферопольская СП", Заказчик)
Павлюка А. В. (по доверенности), Липиева А. Н. (по доверенности),
генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛИЗОФОРМ" (далее - ООО "ЛИЗОФОРМ", Заявитель) Вишневецкого Д. А., представителей ООО "ЛИЗОФОРМ" Кондрашовой Ю. Ю. (по доверенности), Шевченко Д. Р. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя от 27.10.2015 N27/10 (вх. N876/09 от 27.10.2015) на действия Заказчика при проведении запроса котировок "На право заключения гражданско-правового договора на поставку дезинфицирующих средств для Государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольская стоматологическая поликлиника" (номер извещения 31502869898) (далее - Запрос котировок), предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком при описании объекта закупки в документации о Запросе котировок установлены параметры, необоснованно ограничивающие круг возможных к поставке товаров и потенциальных поставщиков.
2. Заказчиком установлены излишние требования к срокам годности закупаемых дезинфицирующих средств.
3. Заказчиком не размещен в единой информационной системе План закупок товаров, работ, услуг.
В ходе заседания Комиссии Заявитель, его представители поддержали доводы жалобы.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, документацией о Запросе котировок, ПОЛОЖЕНИЕМ О ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ НУЖД ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА", утвержденным и.о. главного врача ГАУЗРК "Симферопольская СП" от 01.09.2015 (с изменениями) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке.
Положением о закупках Заказчиком предусмотрено проведение закупки запросом котировок.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о Запросе котировок, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение (с изменениями) об осуществлении закупки (в новой редакции) размещено Заказчиком на официальном сайте - 26.10.2015;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок;
- дата и время окончания подачи заявок - 03.11.2015 в 09:30;
- дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок - 03.11.2015 в 12:00;
- начальная (максимальная) цена договора - 103 060,00 российских рублей.
В результате рассмотрения жалобы на основании документов и сведений, предоставленных Заказчиком и Заявителем, Комиссия установила следующее.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки в документации о Запросе котировок установлены параметры, необоснованно ограничивающие круг возможных к поставке товаров и потенциальных поставщиков.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с техническим заданием документации о Запросе котировок, размещенным Заказчиком на официальном сайте, предметом договора является закупка дезинфицирующих средств. Согласно техническим характеристикам, установленным Заказчиком, в рамках исполнения контракта по закупке N31502869898 могут быть поставлены по пункту N1 технического задания: дезинфицирующее средство "Абактерил" производства ООО "Рудез" (г. Москва), -по пункту N2 технического задания: дезинфицирующее средство "Триосепт Экспресс" производства ООО "НПО СпецСинтез" (г. Санкт-Петербург), - и по пункту N3 технического задания: дезинфицирующее средство "Триосепт Аква" производства ООО "НПО СпецСинтез" (г. Санкт-Петербург).
На заседании Комиссии представители Заказчика не смогли предоставить сведений о том, что в техническом задании документации о Запросе котировок установлены параметры дезинфицирующих средств, которые соответствуют не только продукции, производства ООО "Рудез", ООО "НПО СпецСинтез", но и другим производителям.
Учитывая приведенное, действия Заказчика, установившего характеристики закупаемых товаров конкретных производителей, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
2. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены излишние требования к срокам годности закупаемых дезинфицирующих средств.
В техническом задании документации о Запросе котировок Заказчик указал:
"_
N п/п |
Торговое наименование |
Технические характеристики |
Единица измерения |
Кол-во |
|
Дезинфицирующее средство |
Состав: в качестве активной основы: 2 вида ЧАС, третичные амины, производные гуанидина. Без альдегидов и фенолов. Суммарный процент активнодействующих веществ не более 9%. рН 1% водного раствора средства - в пределах 7,9 - 8,9. Микробная активность: Бактерицид (грамположительные, грамотрицательные бактерии, в т.ч. туберкулез), вирулицид (в т.ч. полиомиелит, гепатит, ВИЧ), фунгицид (в т.ч. кандида, трихофитон), плесени. Утвержденные режимы использования: _ _ срок годности дезинфицирующего средства - не менее 5 лет. _Форма выпуска: жидкий концентрат, флакон не менее 1 л. |
фл |
100 |
|
Дезинфицирующее средство |
Дезинфицирующее средство, представляющее собой готовый раствор, обязательно содержащее в составе смесь ЧАС, амина, гексидина и пропиловых спиртов. Средство должно обладать утвержденными режимами: _ Срок годности средства не менее 5 лет. Флакон с дозатором объемом не менее 0,75 л. |
фл |
40 |
|
Дезинфицирующее средство |
Дезинфицирующее средство, представляющее собой готовый раствор, кожный антисептик, обязательно содержащее в составе смесь ЧАС и гуанидинов. Средство должно обладать утвержденными режимами: _ Срок годности средства не менее 3 года. Флакон объемом не менее 1 л. |
фл |
50 |
_" (цитата документации о Запросе котировок).
Вместе с тем, согласно пояснениям представителей Заказчика, закупка дезинфицирующих средств осуществлялась на основании Плана закупок товаров, работ, услуг на 2015-2016 годы (на период с 16.06.2015 по 16.06.2016). Таким образом, требование Заказчика о сроке годности закупаемых дезинфицирующих средств превышает необходимый срок использования данных товаров в 3-5 раз.
При этом представители Заказчика пояснили, что данная характеристика не является основополагающей.
Учитывая приведенное, Комиссия приходит к выводу, что требование Заказчика о сроке годности дезинфицирующих средств, в несколько раз превышающих потребности Заказчика, нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
3. В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком не размещен в единой информационной системе План закупок товаров, работ, услуг.
Частью 2 статьи 4 Закона о закупках определено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
В соответствии частью 10 статьи 8 Закона о закупках до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные Законом о закупках, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссией установлено, что Заказчик разместил на официальном сайте План закупок товаров, работ, услуг на 2015-2016 годы (на период с 16.06.2015 по 16.06.2016):
"_
22.06.2015 17:16 (МСК-1) |
Опубликован план закупок N2150117059 "План закупки товаров (работ, услуг)" Период действия плана: с 16.06.2015 по 16.06.2016. Заказчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА". Организация, разместившая сведения: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА". |
_" (цитата информации официального сайта; http://zakupki.gov.ru/223/plan/public/plan/info/actual-common-info.htmlpl anId=198410&planInfoId=725812&versioned=&activeTab=0&epz=true).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Двадцать девятого октября 2015 года Заказчик принял решение об отказе от проведения закупки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛИЗОФОРМ" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Учитывая то, что процедура закупки отменена, предписание об устранении Заказчиком нарушений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/4060 (опубликовано 10 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016