Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 19 ноября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 19 ноября 2009 года.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии 05 ноября 2009 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Бобровой О.А. |
ИО руководителя Калининградского УФАС России, |
членов Комиссии:
|
Кучушева К.А. |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России, |
|
Черных Т.В. |
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
в присутствии представителей: |
|
|
администрации МО "Черняховский муниципальный район" |
Емлиной Е.П. |
по доверенности N 5987 от 03.11.2009 г. |
заявителя: Правительства Калининградской области |
Борисова Н.А |
по доверенности N 104-Д от 14.10.2009 г.
|
министерства ЖКХ и строительства Калининградской области |
Медведевой Ю.С. |
по доверенности N 3303-7/7 от 28.10.2009 г.
|
рассмотрев дело N АМЗ-106/2009, возбужденное по признакам нарушения администрацией муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (238150, Калининградская область, г. Черняховск, ул. Калинина, 7) (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
1. 08 июля 2009 года в Калининградское УФАС России поступило обращение Правительства Калининградской области (вход. N 3730), содержащее информацию о не завершении Черняховским муниципальным районом в срок до 01 мая 2008 года процедуры по выбору способа управления жилищным фондом, проведение которых, органам местного самоуправления, предписано положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации". В Черняховском муниципальном районе из 1757 многоквартирных домов способ управления определен в 124 многоквартирных домах.
Приказом Калининградского УФАС России N 330 от 08 сентября 2009 года по данному факту возбуждено дело N АМЗ-106/2009 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Определением от 22.09.2009 г. рассмотрение дела было назначено на 14 октября 2009 года. Определением от 14 октября 2009 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 05 ноября 2009 года.
2. Правительством Калининградской области и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Калининградской области при рассмотрении дела даны следующие пояснения:
Во исполнение положений ЖК РФ и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) органы местного самоуправления в срок до 1 мая 2008 года должны были провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы. Ежемесячный мониторинг исполнения жилищного законодательства в части завершения процедур по выбору способа управления жилищным фондом показывает, что требования закона Администрацией в полном объеме не выполнены.
В Черняховском муниципальном районе из 1757 многоквартирных домов способ управления определен только в 124 многоквартирных домах.
Границы муниципальных образований на территории Черняховского муниципального района в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены Законом Калининградской области от 30 июня 2008 года N 262 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Черняховский городской округ". Пунктом 1 статьи 5 данного закона определена дата проведения выборов в представительные органы вновь созданных муниципальных образований - 12 октября 2008 года.
Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район" была должным образом уполномочена и в соответствии с действующим законодательством обязана провести вышеуказанный конкурс, как минимум - до 12 октября 2008 года, до момента разграничения полномочий (определения границ) между муниципальными образованиями, созданными на территории данного района.
Вместе с тем, муниципальным образованием "Черняховский муниципальный район" требования жилищного законодательства в полном объеме исполнены не были.
3. Администрацией представлены следующие пояснения и информация по существу дела.
На территории муниципального образования находится 1757 многоквартирных домов. Способ управления выбран в 124 домах (собственниками помещений). Способ управления не определен в 1633 многоквартирных домах.
Постановлением главы муниципального образования "Черняховский городской округ" от 14 февраля 2008 года N 168 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами" было принято решение о проведении соответствующего конкурса. Дата проведения конкурса назначена на 29 апреля 2008 года. От трех претендентов поступили заявки на участие в конкурсе.
25 апреля 2008 года в ходе рассмотрения заявок претендентов на участие в конкурсе комиссия приняла решение о невозможности проведения конкурса и отказе в допуске к участию в конкурсе всем претендентам, в связи с тем, что во многих многоквартирных домах, включенных в лоты, ко дню проведения конкурса собственниками помещений были проведены собрания и выбран способ управления домом.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса РФ проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организаций. Субъекты РФ вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Согласно письму "Об изменении жилищного законодательства Российской Федерации" от 26 марта 2007 года N 5280-СК Министерство регионального развития РФ разъяснило, что предельный срок проведения органами местного самоуправления конкурсов не может быть продлен.
В связи с изложенным, после 1 мая 2008 года администрацией муниципального образования открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами не проводились.
В настоящее время жилищный фонд муниципального образования "Черняховский муниципальный район" передан в установленном законом порядке муниципальному образованию "Черняховское городское поселение".
4. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом.
На основании ч. 1 ст. 41 Устава муниципального образования "Черняховский муниципальный район" утвержденного Решением районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 25.12.2008 N 273 "О принятии Устава муниципального образования "Черняховский муниципальный район" администрация Черняховского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
4.1. В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора на его управление с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
На основании статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
В соответствии с п. 4 Письма Минрегиона РФ от 26.03.2007 N 5280-СК/07 "Об изменении жилищного законодательства Российской Федерации" если субъект РФ не принял нормативный правовой акт об уточнении периода проведения конкурсов, то, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Вводного закона, органы местного самоуправления обязаны в срок с 1 января 2007 года по 1 мая 2008 года провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
На территории Калининградской области нормативный правовой акт об уточнении периода проведения конкурсов не принимался.
Таким образом, оценивая в совокупности вышеуказанные правовые акты, Комиссия приходит к выводу о том, что Администрация была уполномочена и обязана провести до 1 мая 2008 года на территории муниципального образования открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
4.2. В соответствии с постановлением главы МО "Черняховский городской округ" N 168 от 14 февраля 2008 года:
1) утвержден состав конкурсной комиссии по организации и проведению конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами;
2) конкурсная комиссия обязана разработать в срок до 10.03.08 г. разработать конкурсную документацию;
3) управление экономического развития администрации МО "Черняховский городской округ" в срок до 15.03.2008 г. обязан обеспечить размещение информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций.
На основании извещения о проведении открытого конкурса, опубликованного в газете "Полюс" (N 11 от 21 марта 2008 года), рассмотрение заявок на участие в конкурсе назначено на 25 апреля 2008 года.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 25 апреля 2008 года в связи с тем, что на момент рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом членам конкурсной комиссии стали известны факты о том, что собственниками помещений в 57 многоквартирных домах проведены собрания собственников и выбран способ управления этими домами, членами конкурсной комиссии большинством голосов принято решение об отказе в участии в конкурсе всех претендентов (ООО "Управляющая компания служба заказчика", ООО "Юниор", ООО "МАИР"), признании конкурса не состоявшимся.
Из содержания указанного Протокола от 25 апреля 2008 года усматривается, что открытым конкурсом проводился отбор управляющей организации для управления 1119 многоквартирными домами (11 лотов). Между тем, на территории муниципального образования находится 1757 многоквартирных домов. Способ управления определен в 124 многоквартирных домах.
Таким образом, в установленный законодательством срок до 1 мая 2008 года, Администрацией не обеспечено включение в конкурсные лоты и проведение отбора управляющей организации для управления 514 многоквартирными домами.
4.3. На основании положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по: владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности; содержанию муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся также: учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 4 Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 марта 2007 г. N 5280-СК "Об изменении жилищного законодательства" (далее- Письмо Минрегиона РФ) с учетом пп. 37 и 59 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила проведения конкурса), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, извещение о проведении конкурса следует опубликовать не менее чем за 3 месяца до 1 мая 2008 г.
Пп. 59 названных Правил гласит о том, что в случае, если до начала процедуры вскрытия конвертом с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 10 Письма Минрегиона РФ установлено, что согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать и изменить в любое время на основании решения общего собрания способ управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс РФ и Вводный закон не содержат положений, прекращающих или ограничивающих право собственников помещений в многоквартирном доме выбирать на своем общем собрании способ управления многоквартирным домом. Такое решение общего собрания может быть принято, в частности, до или после объявления органом местного самоуправления открытого конкурса, до или после проведения открытого конкурса, до или после заключения управляющей организацией и собственниками помещений договора управления по результатам открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 11 Письма Минрегиона РФ на основании ч. 6 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, обязан созвать общее собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом.
Согласно п. 12 Письма Минрегиона РФ договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, не подлежит продлению на основании ч. 6 ст. 162 Кодекса, поскольку в соответствии со специальной нормой ч. 4 ст. 161 Кодекса в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, то орган местного самоуправления обязан провести новый открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правилами проведения конкурса;
На основе системного анализа вышеуказанных норм Комиссия приходит к следующим выводам:
3) Администрацией при проведении открытого конкурса допущено нарушение п. 59 Правил проведения конкурса в части публикации извещения о проведении конкурса менее чем за 3 месяца до 1 мая 2008 года. Проведение Администрацией конкурса 25 апреля 2008 года, за несколько дней до истечения установленного законодательством срока проведения таких конкурсов (1 мая 2008 года) не позволило Администрации провести повторный конкурс, при условии признания его не состоявшимся. Следовательно, Администрацией не был в установленный срок обеспечен конкурсный отбор управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования.
2) На Администрацию, как орган местного самоуправления, возложена обязанность обеспечить выбор управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования и после 1 мая 2008 года. Указанная обязанность возложена на Администрацию в силу положений ч. 4 ст. 161 ЖК РФ (диспозиция которой не содержит пресекательных сроков осуществления такой обязанности). Правила проведения конкурса также не содержат таких сроков.
3) В соответствии с положениями ст. ст. 161, 163 ЖК РФ Администрация, как собственник муниципального жилищного фонда, не имела препятствий для организации общих собраний собственников многоквартирных домов с целью выбора способа управления многоквартирными домами, проведения конкурсов для выбора управляющих организаций (в муниципальных многоквартирных домах). Законодательством РФ не установлен предельный срок, в течение которого собственники жилищного фонда (в том числе и Администрация) могут выбрать управляющую компанию. Этот выбор в соответствии с упомянутыми положениями Жилищного кодекса РФ может быть сделан собственниками помещений без каких-либо ограничений во времени.
Комиссия считает, что не осуществление (бездействие) Администрацией обязанности проведения конкурсов по выбору управляющих организаций после 1 мая 2008 года, бездействие в реализации прав собственника муниципального жилищного фонда, в условиях, когда в течение 2008-2009 г.г. подавляющая часть многоквартирных домов муниципального образования находится без управления, а обслуживание жилищного фонда осуществляется муниципальными унитарными предприятиями, не обладающими полномочиями на ведение деятельности в сфере управления многоквартирными домами, сдерживает демонополизацию, реформирование и переход к рыночному регулированию сферы обслуживания многоквартирных домов, ограничивает возможность собственников помещений в получении качественных услуг, и, как следствие может ограничивать конкуренцию на данном товарном рынке. Своим бездействием Администрация препятствует созданию условий для конкурентной борьбы управляющих компаний в сфере ЖКХ.
С учетом изложенных обстоятельств, а также вышеуказанного факта не обеспечения включения в конкурсные лоты и проведение отбора управляющей организации для управления 514 многоквартирными домами (п. 4.2 настоящего Решения) Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части осуществления бездействия, которое может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с Законом Калининградской области от 30.06.2008 N 262 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Черняховский городской округ" (принят Калининградской областной Думой 25.06.2008) муниципальное образование "Черняховский городской округ" наделено статусом муниципального района. На территории Черняховского муниципального района созданы муниципальные образования: "Черняховское городское поселение" "Калужское сельское поселение" "Каменское сельское поселение" и "Свободненское сельское поселение"
В соответствии с актами приема-передачи от 28 августа 2009 года жилищный фонд из муниципальной собственности МО "Черняховский муниципальный район" передан в муниципальную собственность следующих муниципальных образований первого уровня: МО "Черняховское городское поселение", МО "Каменское сельское поселение", МО "Калужское сельское поселение", МО "Свободненское сельское поселение". Комиссия считает, что с указанной даты обязанность проведения конкурсов по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами возлагается на муниципалитеты первого уровня. По изложенной причине отсутствуют основания для выдачи предписания в адрес Администрации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать Администрацию муниципального образования "Черняховский муниципальный район" нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части необеспечения (бездействия) проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации на территории муниципального образования в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок, бездействия в реализации прав собственника муниципального жилищного фонда с целью выбора способа управления многоквартирными домами, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг управления многоквартирными домами.
2. Предписание не выдавать в связи с утратой полномочий по проведению открытых конкурсов по выбору управляющей организации на территории муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Боброва О.А.
Члены Комиссии Кучушев К.А.
Черных Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 19 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016