Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 19 ноября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 19 ноября 2009 года.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии 05 ноября 2009 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Бобровой О.А. |
ИО руководителя Калининградского УФАС России, |
членов Комиссии:
|
Кучушева К.А. |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России, |
|
Черных Т.В. |
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
в присутствии представителей: |
|
|
администрации МО "Краснознаменский муниципальный район" |
Шкуратова В.В. |
по доверенности N 3021 от 09.10.2009 г. |
заявителя: Правительства Калининградской области |
Борисова Н.А |
по доверенности N 104-Д от 14.10.2009 г.
|
министерства ЖКХ и строительства Калининградской области |
Медведевой Ю.С. |
по доверенности N 3303-7/7 от 28.10.2009 г.
|
рассмотрев дело N АМЗ-107/2009, возбужденное по признакам нарушения администрацией муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район" (238730, Калининградская область, г. Краснознаменск, ул. Калининградская, 56) (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
1. 08 июля 2009 года в Калининградское УФАС России поступило обращение Правительства Калининградской области (вход. N 3730), содержащее информацию о не завершении Краснознаменским муниципальным районом в срок до 01 мая 2008 года процедуры по выбору способа управления жилищным фондом, проведение которой, органам местного самоуправления, предписано положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации". На территории Краснознаменского муниципального района ни в одном из 510 многоквартирных домов не определен способ управления.
Приказом Калининградского УФАС России N 331 от 08 сентября 2009 года по данному факту возбуждено дело N АМЗ-107/2009 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Определением от 22.09.2009 г. рассмотрение дела было назначено на 14 октября 2009 года. Определением от 14 октября 2009 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 05 ноября 2009 года.
2. Правительством Калининградской области и министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Калининградской области при рассмотрении дела даны следующие пояснения.
Во исполнение положений ЖК РФ и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления в срок до 1 мая 2008 года должны были провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы. Ежемесячный мониторинг исполнения жилищного законодательства в части завершения процедур по выбору способа управления жилищным фондом показывает, что требования закона Администрацией в полном объеме не выполнены.
По состоянию на 01 октября 2009 года на территории Краснознаменского муниципального района ни в одном из 510 многоквартирных домов не определен способ управления.
Границы муниципальных образований на территории Краснознаменского муниципального района в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены Законом Калининградской области от 30 июня 2008 года N 256 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Краснознаменский городской округ". Законом определена дата проведения выборов в представительные органы вновь созданных муниципальных образований - 12 октября 2008 года.
Администрация муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район" была должным образом уполномочена и, в соответствии с действующим законодательством, обязана провести вышеуказанный конкурс, как минимум - до 12 октября 2008 года, то есть до момента разграничения полномочий (определения границ) между муниципальными образованиями, созданными на территории данного района.
Вместе с тем, муниципальным образованием "Краснознаменский муниципальный район" требования жилищного законодательства в полном объеме исполнены не были.
3. Администрацией представлены следующие пояснения и информация по существу дела.
На территории муниципального образования имеется 510 многоквартирных домов. Способ управления в них не определен.
Причиной неисполнения в полном объеме положений ЖК РФ и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", в части требований проведения органами местного самоуправления в срок до 1 мая 2008 года открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, является отсутствие коммерческой привлекательности обслуживания старого жилого фонда для частных предпринимателей.
Постановлением главы администрации МО "Краснознаменский муниципальный район" N 722 от 17 сентября 2009 года объявлен конкурс по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирными домами.
4. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом.
На основании ч. 1 ст. 45 Устава муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район" утвержденного Решением Краснознаменского окружного Совета депутатов от 14.11.2008 N 108 "О принятии Устава муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район" Администрация Краснознаменского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или, если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора на его управление с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
На основании статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
В соответствии с п. 4 Письма Минрегиона РФ от 26.03.2007 N 5280-СК/07 "Об изменении жилищного законодательства Российской Федерации" если субъект РФ не принял нормативный правовой акт об уточнении периода проведения конкурсов, то, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Вводного закона, органы местного самоуправления обязаны в срок с 1 января 2007 года по 1 мая 2008 года провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
На территории Калининградской области нормативный правовой акт об уточнении периода проведения конкурсов не принимался.
Таким образом, оценивая в совокупности вышеуказанные правовые акты, Комиссия приходит к выводу о том, что Администрация была уполномочена и обязана провести на территории муниципального образования открытый конкурс по выбору управляющей организации до 1 мая 2008 года, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Способ управления на территории муниципального образования не определен ни в одном из 510 многоквартирных домов, в отношении которых Администрацией должны были быть проведены конкурсы по выбору управляющей организации.
Жилой фонд из муниципальной собственности муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район" в муниципальную собственность других муниципальных образований (первого уровня) не передан.
В соответствии с Соглашением от 03 августа 2009 года органы местного самоуправления Краснознаменского городского поселения передают, а органы местного самоуправления Краснознаменского муниципального района принимают также осуществление следующих полномочий:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения;
- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
На основании положений Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, Соглашения от 03 августа 2009 года полномочия и обязанность по организации проведения конкурсов по выбору управляющей организации относятся к компетенции Администрация.
Постановлением главы администрации МО "Краснознаменский муниципальный район" N 722 от 17 сентября 2009 года объявлен конкурс по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирными домами.
В соответствии с конкурсной документацией объектом открытого конкурса по отбору управляющей организацией для управления многоквартирными домами в г. Краснознаменске является общее имущество 158 многоквартирных домов. Между тем, на территории муниципального района всего находится 510 многоквартирных домов.
В отношении 352 многоквартирных домов Администрацией также должны были быть проведены конкурсы по выбору управляющей организации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к ограничению конкуренции.
На территории Краснознаменского муниципального района управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществляют: МУП ЖКХ г. Краснознаменска, МУП "Мастер", МУП "Родник", МУП "Надежда", ООО "Управляющая компания Наш дом".
Необеспечение (бездействие) Администрацией проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации на территории муниципального образования в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами на территории Неманского района.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать администрацию муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район" нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части необеспечения (бездействия) проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации на территории муниципального образования в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок, способное привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг управления многоквартирными домами.
2. Выдать администрации муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район" предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Боброва О.А.
Члены Комиссии Кучушев К.А.
Черных Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 19 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016