Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
N 5-219/ТР (опубликовано 10 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "26" октября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "10" ноября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту - Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
_ _
_
|
заместитель руководителя, Председатель Комиссии; начальник отдела контроля товарных рынков, член Комиссии; ведущий специалист - эксперт отдела контроля товарных рынков, член Комиссии, |
|
|
рассмотрев дело N 5-219/тр по признакам нарушения ОАО "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 66) и ПАО "Саратовэнерго" (410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 124) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Саратовское УФАС России поступило заявление _на действия ОАО "Облкоммунэнерго" и ПАО "Саратовэнерго", выразившиеся в прекращении подачи электрической энергии в дома _в г. Красноармейске Саратовской области и необоснованной установке прибора учета электрической энергии на опоре.
В ходе рассмотрения дела N 5-219/тр_ пояснил, что 12.11.2014 в _в г. Красноармейске Саратовской области представители ОАО "Облкоммунэнерго" прекратили подачу электрической энергии.
В ходе рассмотрения дела представители ОАО "Облкоммунэнерго" пояснили, что прекращение подачи электрической энергии в доме N _в г. Красноармейске Саратовской области было произведено в 2004 году, в связи со смертью бывшего владельца дома N _в г. Красноармейске Саратовской области _
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права серии 64 АБ N 006552 от 25.02.2005 гр_ на праве собственности принадлежит часть жилого дома _г. Красноармейске Саратовской области.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии 64 N 006554 от 25.02.2005 гр_ на праве собственности принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 412 м2 по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, ул_
В ходе рассмотрения дела гр_ пояснил, что приобрел по договору купли-продажи части жилого дома с земельным участком от 04.02.2005 часть жилого дома и земельный участок, находящиеся по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, ул_
Прибор учета электрической энергии "Счетчик электрический однофазный СО-И446" заводской номер 23053586 был установлен на внутренней стене дома. Данное обстоятельство подтверждается фотоснимками, представленной в заседании Комиссии. Кроме того, факт первоначальной установки прибора электрической энергии на внутренней стене дома _в г. Красноармейске Саратовской области сторонами дела не оспаривался.
Как пояснил гр_, 12.11.2014 в доме N 66/1 по ул. Луначарского в г. Красноармейске Саратовской области было отключено электроснабжение. Появилось электроэнергия в его доме лишь 22.12.2014.
Свой довод об отключении представителями ОАО "Облкоммунэнерго" дома _в г. Красноармейске Саратовской области гр_ подтвердил представленными на CD диске фотографиями. 26.10.2015, в ходе рассмотрения дела, члены Комиссии и лица, присутствующие на заседании Комиссии, просмотрели представленные фотографии. На фотографиях с датой изготовления 03.10.2014, 09.10.2014 и 12.11.2014 в 10 час. 40 мин. видны электрические провода, протянутые от опоры ВЛ-0,4 кВ к дому _в г. Красноармейске Саратовской области. На фотографиях с датой изготовления 16.11.2014, 22.11.2014 и 25.11.2014 электрические провода в дом _в г. Красноармейске Саратовской области не проходят.
Определением от 13.07.2015 к участию по делу N 5-219/тр в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, был привлечен _
В ходе рассмотрения дела 22.09.2015_ пояснил, что в филиале ОАО "Облкоммунэнерго" Красноармейские городские электрические сети работает в должности электромонтера.
Причиной замены электрического провода в доме _в г. Красноармейске Саратовской области, как пояснил_, явилось его плохое техническое состояние. В соответствии с листом осмотра (проверки) ВЛ от 12.11.2014 в доме _в г. Красноармейске Саратовской области провода ответвления провисли из-за того, что приемные крючья из корпуса здания удалены при ремонте фасада здания, габарита с тротуаром нет, возможно прикосновение к проводам, которые находятся под напряжением.
03.12.2014 электромонтер. прибыл по адресу: г. Красноармейск, ул. _и произвел замену электрических проводов, а также установил прибор учета электрической энергии на ближайшей опоре ВЛ-0,4 кВ к дому. Данное обстоятельство подтверждается актом N 2/397 осмотра электроустановки гражданина-потребителя.
Как следует из показаний начальника службы по транспорту электрической энергии филиала Красноармейские городские электрические сети ОАО "Облкоммунэнерго"., указанные действия были проведены без отключения подачи электрической энергии.
Кроме того, в журнале заявок от абонентов филиала ОАО "Облкоммунэнерго" Красноармейские городские электрические сети не зарегистрирована заявка собственника дома N _в г. Красноармейске Саратовской области об отключении в доме электрической энергии в период с ноября по декабрь 2014 года.
С учетом данных журнала заявок от абонентов филиала ОАО "Облкоммунэнерго" Красноармейские городские электрические сети, пояснений электромонтера., начальника службы по транспорту электрической энергии филиала Красноармейские городские электрические сети ОАО "Облкоммунэнерго"., а также анализа представленных представителями ОАО "Облкоммунэнерго" и гр_ фотоснимков, Комиссия пришла к выводу о том, что факт отключения электрической энергии ОАО "Облкоммунэнерго" 12.11.2014 в доме N.в г. Красноармейске Саратовской области ОАО "Облкоммунэнерго" не нашел своего подтверждения.
Согласно части 1 пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В соответствии с частью 2 пункта 146 Основных положений под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. А под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.
В соответствии с пунктом 1.5.6 и 1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 N 242, счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С.
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
В акте N 2/397 осмотра электроустановки гражданина-потребителя от 03.12.2014 указано, что прибор учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701 установлен на границе балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановки) и эксплуатационной ответственности. Однако, на момент установки ОАО "Облкоммунэнерго" прибора учета электрической энергии на опоре ВЛ-0,4 кВ, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности (далее - АРБП) между ОАО "Облкоммунэнерго" и собственником дома _в г. Красноармейске подписан не был.
Доказательств, подтверждающих, что объекты электросетевого хозяйства _расположены за границей его земельного участка, не представлены, довод ОАО "Облкоммунэнерго" относительно того, что граница балансовой принадлежности находится на столбе, является необоснованным.
Вместе с тем, при замене прибора учета электрической энергии изменение прежнего места его установки Основными положениями не допускается.
Учитывая, что прибор учета электрической энергии гр_ ранее установлен на внутренней стене его дома, следовательно, действия ОАО "Облкоммунэнерго" по замене прибора учета электрической энергии с выносом на опору ВЛ-0,4 кВ неправомерны, не соответствует пунктам 144, 146 Основных положений.
В соответствии с пунктом 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленным настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки, с участием уполномоченных представителей.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений, установленный прибор учета электрической энергии должен быть введен в эксплуатацию. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Так как прибора учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701, был установлен на опоре ВЛ-0,4 кВ 03.12.2014, следовательно должен был быть введен в эксплуатацию не позднее 03.01.2015.
Однако, установленный прибор учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701 ОАО "Облкоммунэнерго" не ввело в эксплуатацию и не составило акт о вводе, тем самым нарушило пункты 152, 154 Основных положений.
Представитель ОАО "Облкоммунэнерго" _на заседании Комиссии 25.05.2015 пояснил, что установленный прибор учета электрической энергии "Меркурий 201" является техническим, а не контрольным и не расчетным, в связи с чем, в эксплуатацию введен не был. Кроме того, он не влияет на права и обязанности потребителя.
Представители ПАО "Саратовэнерго" пояснили, что Основные положения не содержат понятия "технический прибор учета электрической энергии".
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, а также представленных пояснений Комиссия пришла к выводу о том, что прибор учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701, установленный на опоре ВЛ-0,4 кВ, является расчетным.
Так, из письменных пояснений ОАО "Облкоммунэнерго" от 18.05.2015 и показаний директора филиала ОАО "Облкоммунэнерго" Красноармейские городские электрические сети _прибор учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701 был установлен на балансе и в границах балансовой принадлежности ОАО "Облкоммунэнерго" для контроля месячного потребления абонента, проживающего в доме _в г. Красноармейске Саратовской области.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представителями ПАО "Саратовэнерго" был представлен оригинал акта осмотра электроустановки гражданина-потребителя 0616 от 03.12.2014, составленного представителем ОАО "Облкоммунэнерго"_, из которого следовало, что 03.12.2014 в доме _в г. Красноармейске Саратовской области произведена замена электрического счетчика с выносом на границу балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО "Облкоммунэнерго" и Нестерович К.Н. Установлен "Меркурий 201" заводской номер 20925701, показания 00001, снят "СО-2-М" заводской номер 23053586, показания 2640.
Таким образом, установлено, что ОАО "Облкоммунэнерго" 03.12.2014 составлено два акта осмотра электроустановки гражданина-потребителя 0616 от 03.12.2014 различного содержания.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что ОАО "Облкоммунэнерго" направляло в адрес ПАО "Саратовэнерго" сведения об объемах потребленной электрической энергии по дому N _в г. Красноармейске исходя из показаний прибора учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701.
В ходе рассмотрения дела обозревались Сводные ведомости об объемах переданной электроэнергии гражданам-потребителям за период с декабря 2014 по май 2015 включительно, в которых ОАО "Облкоммунэнерго" указывало прибор учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701 в качестве расчетного.
25.05.2015 в ходе рассмотрения дела было установлено, что ПАО "Саратовэнерго" выставляло гр_ счета на оплату электрической энергии исходя из данных об объемах, указанных в Сводных ведомостях об объемах переданной электрической энергии гражданам-потребителям. В связи с чем, определением от 25.05.2015 к участию по делу N 5-219/тр в качестве Ответчика было привлечено ПАО "Саратовэнерго".
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о незаконности действий ОАО "Облкоммунэнерго" по указанию в Сводных ведомостях об объемах переданной электрической энергии гражданам-потребителям по данным прибора учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701 в качестве расчетного по дому _в г. Красноармейске Саратовской области за период с декабря 2014 года по май 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представители ПАО "Саратовэнерго" пояснили, что письмом от 17.08.2015 исх. N 161 ОАО "Облкоммунэнерго" уведомило их о том, что прибор учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701 не считать расчетным и попросило вернуть подлинный экземпляр акта осмотра электроустановки гражданина-потребителя N 0616 от 03.12.2014 года.
Так, 22.09.2015 начальник службы по ТЭЭ филиала ОАО "Облкоммунэнерго" Красноармейские городские электрические сети _пояснил, что акт осмотра электроустановки гражданина-потребителя N 0616 от 03.12.2014, в котором указано, что в доме в г. Красноармейске Саратовской области был снят прибор учета "СО-2-М" заводской номер 23053587, является недействительным.
Как следует из показаний гр. Еськина В.А., 21.09.2015 им был снят прибор учета электрической энергии "Счетчик электрический однофазный СО-И446" заводской номер 23053586, установленный на внутренней стене дома и установлен новый прибор учета электрической энергии "Энергомер СЕ 101" заводской номер 093166283.
Письмом от 24.09.2015 гр_ обратился в ОАО "Облкоммунэнерго" произвести осмотр, опломбировку и ввести прибор учета электрической энергии "Энергомер СЕ 101" заводской номер 093166283 в эксплуатацию.
Согласно акту N 22 осмотра электроустановки гражданина-потребителя от 29.09.2015 в доме _в г. Красноармейске Саратовской области произведена замена прибора учета внутри квартиры. дома _в г. Красноармейске. Снят прибор учета электроэнергии "СО-2-М" заводской номер 23053587, показания 2802, установлен прибор учета электрической энергии "Энергомер СЕ 101" заводской номер 093166283, показания 00010. Данный акт подписан представителями ОАО "Облкоммунэнерго" и гр_ без замечаний.
Также, 29.09.2015 между ОАО "Облкоммунэнерго" и гр. _был подписан Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО "Облкоммунэнерго" и_ N 681590, согласно которому, точка присоединения электроустановок гр_ к электрическим сетям ОАО "Облкоммунэнерго" расположена на границе балансовой принадлежности вводной СПП в _в г. Красноармейске Саратовской области, граница эксплуатационной ответственности установлена на контактных соединениях отходящих сетей в сторону потребителя.
При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России не усматривает в действиях ПАО "Саратовэнерго" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, считает необходимым прекратить производство по делу N 5-219/тр в отношении ПАО "Саратовэнерго".
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии, согласно статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "Облкоммунэнерго" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Следовательно, ОАО "Облкоммунэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих (эксплуатируемых) сетей филиала ОАО "Облкоммунэнерго"-"Красноармейские городские электрические сети".
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что ОАО "Облкоммунэнерго", осуществив неправомерные действия:
1) по установке прибора учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701 на ближайшей опоре ВЛ-0,4 кВ к дому N 66/1 по ул. Луначарского в г. Красноармейске Саратовской области,
2) по указанию в Сводных ведомостях об объемах переданной электрической энергии гражданам-потребителям прибора учета электрической энергии "Меркурий 201" заводской номер 20925701 в качестве расчетного по дому _в г. Красноармейске Саратовской области за период с декабря 2014 по май 2015,
злоупотребило доминирующим положением и ущемило интересы_, тем самым нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что ОАО "Облкоммунэнерго" установило гр. _в доме _в г. Красноармейске прибор учета электрической энергии "Энергомер СЕ 101" заводской номер 093166283, предписание ОАО "Облкоммунэнерго" не выдается.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Облкоммунэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание ОАО "Облкоммунэнерго" не выдавать, в связи с отсутствием оснований к его выдачи.
3. Производство по делу N 5-219/тр в отношении ПАО "Саратовэнерго" прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Председатель Комиссии _ |
|
Члены Комиссии: _
_
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 5-219/ТР (опубликовано 10 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016