Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 9 ноября 2015 г. N 47-А-15
Резолютивная часть решения оглашена 05 ноября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Лебедева К.А. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;
Члены комиссии: Тукачева А.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Чиж Д.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы - отсутствует, в связи с нахождением в очередном отпуске;
Марова О.О. - специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,
в присутствии представителя лица, участвующих в деле N 47-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, уведомленных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом: "_", представителя ГБПОУ РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" на основании доверенности от 02.11.2015 года 1365,
в отсутствии представителя заинтересованного лица Абаканского регионального отделения Сибирского филиала ОАО "МегаФон", уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
рассмотрев материалы дела N 47-А-15, возбужденного по признакам нарушения Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования Республики Хакасия "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действий (бездействия) при проведении закупки N 0380200008615000004 на оказание услуг связи, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части включения в Договор об оказании услуг связи N 431 от 04.02.2015 года услуг, не относящихся к сфере естественных монополий, установила:
В отдел антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы внеплановой камеральной проверки, проведенной с вязи с поступившим 02.07.2015 года (входящий N 3591) заявлением ОАО "МегаФон" в отношении ГБОУ СПО РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" при проведении закупки на оказание услуг связи (закупка N 0380200008615000004).
В ходе данной проверки отделом контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти были выявлены нарушения части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которые выразились в следующем.
При анализе запрошенных документов и сведений, материалов проверки антимонопольный орган усмотрел признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ГБОУ СПО РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса", на основании чего Приказом от 31.08.2015 года N 290, возбудил дело N 47-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГБОУ СПО РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действий (бездействия) при проведении закупки N 0380200008615000004 на оказание услуг связи, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части включения в Договор об оказании услуг связи N 431 от 04.02.2015 года услуг, не относящихся к сфере естественных монополий
Определением о назначении дела N 47-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 31.08.2015 года рассмотрение дела назначено на 05.10.2015 года.
Определением об отложении рассмотрения дела N 47-А-15 от 05.10.2015 года рассмотрение дела отложено на 05.11.2015 года.
29.10.2015 года (входящий N 6001) в адрес антимонопольного органа поступила копия Дополнительного соглашения N 1 о расторжении договора об оказании услуг связи N 431 от 04.02.2015 года. Также поступила информация о переименовании ГБОУ СПО РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" на Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 22.06.2015 года N 295 "О переименовании государственных образовательных организаций и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Хакасия".
В связи с чем ответчиком по делу N 47-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства следует считать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" (ГБПОУ РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса".
На заседание комиссии 05.11.2015 года представитель ответчика по делу согласился с вменяемым нарушением.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле N 47-А-15 и установила следующее.
29.01.2015 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о закупке у единственного поставщика на оказание услуг связи. Закупка N 0180200008615000004.
04.02.2015 года государственным заказчиком - ГБОУ СПО РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" заключен Договор об оказании услуг связи N 431 с ОАО "Ростелеком" на оказание услуг: местной телефонной связи; внутризоновой связи; междугородной и международной телефонной связи; предварительного выбора оператора междугородной, международной связи; предоставление доступа к сети Интернет и услуг связи по передачи данных. Цена договора = 160 000 рублей.
Государственный договор заключен на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.
Оказание услуг международной телефонной связи, а также услуга связи по передаче данных, предоставление доступа к сети Интернет не относятся к услугам сферы деятельности субъектов естественных монополий (к сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи).
Таким образом, заказчик, включив в объект закупки, осуществляемой у единственного исполнителя по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе услуги международной телефонной связи, а также услугу связи по передаче данных и предоставлении доступа к сети Интернет, не являющиеся деятельностью субъектов естественных монополий допустил нарушение части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку в данном случае закупка на оказание услуг международной телефонной связи, а также услуг связи по передаче данных и предоставлении доступа к сети Интернет должна быть осуществлена конкурентным способом (запрос котировок, электронный аукцион).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле N 47-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу пункта 7 статьи 4 вышеназванного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется, прежде всего, на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 года N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
В соответствии с перечнем услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 года N 637 установлено, что к услугам общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся:
1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
2. Передача внутренней телеграммы.
3. Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
4. Услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир.
4(1). Услуга по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:
соединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;
разъединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;
сжатия сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
шифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
дешифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов регионального наполнения;
вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов местного наполнения.
4(2). Услуга по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат;
ресурса космического аппарата;
наземных радиорелейных линий связи;
наземных кабельных линий связи;
наземных волоконно-оптических линий связи;
средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов).
5. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи.
6. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов).
7. Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
8. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
В соответствии с условиями Договора об оказании услуг связи от 04.02.2015 года N 431, ОАО "Ростелеком" обязуется оказывать ГБОУ СПО РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса", в том числе услуги международной телефонной связи, услуги связи по передаче данных, предоставления доступа к сети Интернет.
Однако, услуги международной телефонной связи и услуги связи по передаче данных, предоставления доступа к сети Интернет не входят в перечень услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 года N 637.
Таким образом, ГБПОУ РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса", включив в объект закупки, осуществляемой у единственного исполнителя по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, услуги международной телефонной связи и услуги связи по передаче данных, предоставления доступа к сети Интернет, не являющиеся деятельностью субъектов естественных монополий, допустил нарушение части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку в данном случае закупка на оказание услуг международной телефонной связи и услуги связи по передаче данных, предоставления доступа к сети Интернет должна быть осуществлена конкурентным способом (запрос котировок, электронный аукцион).
Данные действия привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на основании следующего.
Согласно статье 8 Закона о закупках в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Нарушение антимонопольного законодательства рассматривается на рынке по оказанию услуг связи. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 года N 17, данный вид деятельности обозначен как Услуги электрической связи код 6420000. Географическими границами рынка является Республика Хакасия.
Данный рынок является высоконкурентным, что подтверждается количеством хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующие лицензии.
По смыслу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции достаточным основанием для вывода о нарушении установленного в ней антимонопольного запрета является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Признаки ограничения конкуренции определены по тем основаниям, что иные хозяйствующие субъекты, имевшие возможность претендовать на оказание услуг связи (в том числе ПАО "МегаФон", ПАО "МТС", ПАО "Вымпелком"), были лишены законной возможности претендовать на осуществление деятельности на рассматриваемом товарном рынке.
Материалами дела установлены факты ограничения конкуренции на данном рынке путем нарушения прав третьих лиц (иных хозяйствующих субъектов - лицензиатов).
Таким образом, материалами настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства доказано, что действия (бездействие) ГБПОУ РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Вместе с тем ответчиком не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая ему осуществить спорные действия (бездействие), норма же пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе разрешает заключать договоры только в случае осуществления закупки товара, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
На основании вышеизложенного в действиях ГБПОУ РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" содержатся нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий (бездействия) при проведении закупки N 0380200008615000004 на оказание услуг связи, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части включения в Договор об оказании услуг связи N 431 от 04.02.2015 года услуг, не относящихся к сфере естественных монополий.
В ходе рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа установлено, что ответчиком устранено нарушение антимонопольного законодательства путем расторжения Договора об оказании услуг связи от 04.02.2015 года N 431 с 01.10.2015 года (представлена копия Дополнительного соглашения N 1 о расторжении договора об оказании услуг связи N 431 от 04.02.2015 года).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать ГБПОУ РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" нарушившим положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части осуществления действий (бездействия) при проведении закупки N 0380200008615000004 на оказание услуг связи, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части включения в Договор об оказании услуг связи N 431 от 04.02.2015 года услуг, не относящихся к сфере естественных монополий.
2. Предписание ГБПОУ РХ "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" не выдавать.
3. Рассмотрение дела N 47-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии |
|
|
К.А. Лебедева |
|
|
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: |
|
|
А.А. Тукачева |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О.О. Марова |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 9 ноября 2015 г. N 47-А-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016