Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 03-05/37-2015 (опубликовано 9 ноября 2015 г.)
Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N 03-05/37-2015
Резолютивная часть решения оглашена "20" октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "02" ноября 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 03-05/37-2015 по признакам нарушения ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") в отношении ООО "Комфорт" (307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина д. 63; ИНН 4633022993 ОГРН 1094633000990), ООО "Управляющая компания "Комфорт" (далее - ООО "УК "Комфорт") (307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина д. 63; ИНН 4633036428 ОГРН 1144633000632), в присутствии генерального директора ООО "Комфорт" и ООО "УК "Комфорт" <_> представителя ООО "УК "Комфорт" <_>представителей ООО "Сигнал" <_> представителя ОАО "Мобильные ТелеСистемы" <_> в отсутствии представителя заявителя - Администрации г. Железногорска, заинтересованных лиц - <_>(уведомлены о месте и времени рассмотрения дела), установила:
18.03.2015 г. в адрес Курского УФАС России поступило заявление Главы города Железногорска о проверке законности действий ООО "Комфорт" по воспрепятствованию деятельности ООО "Сигнал" по оказанию услуг связи жителям многоквартирного дома N 71/2 по ул. Ленина г. Железногорска (далее - МКД N 71/2).
В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России была затребована документированная информация у Администрации г. Железногорска, ООО "Комфорт", ООО "УК "Комфорт", ООО "Сигнал", ОАО "МТС", ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг", ОАО "Вымпел-коммуникации", ОАО "Ростелеком".
Кроме того, в Курское УФАС России поступили заявления гр. <_>о проверке законности действий ООО "УК "Комфорт" по воспрепятствованию деятельности ООО "Сигнал" по оказанию услуг связи жителям МКД N 71/2, управляемого ООО "УК "Комфорт".
В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России установлено, что ООО "УК "Комфорт" создает препятствия в осуществлении деятельности по оказанию услуг связи в многоквартирных домах для ООО "Сигнал", однако в то же время осуществляет сотрудничество с другим оператором связи (ОАО "Мобильные Теле Системы" (далее - ОАО "МТС")), оказывающим аналогичные услуги абонентам, проживающим в многоквартирных домах, управляемых ООО "УК "Комфорт", в т.ч. МКД N 71/2.
Согласно ч. 14 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.
Частью 5 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Заявление, прилагаемые к нему документы и дополнительные представленные материалы, в соответствии с ч. 8 ст. 44 ФЗ "О защите конкуренции" послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ООО "Комфорт" и ООО "УК "Комфорт".
ООО "Сигнал", ОАО "МТС", гр. <_> привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц.
Дело рассматривалось Комиссией на заседаниях 21.07.2015 г., 26.08.2015 г., 14.09.2015 г., 20.10.2015 г.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Курского УФАС России установила следующее.
ООО "Комфорт" с октября 2014 г. деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) не осуществляет.
ООО "УК "Комфорт" с октября 2014 г. осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда в 22 МКД микрорайона N 13 г. Железногорска, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.08.2014 г., имеет лицензию N 41 от 27.04.2015 г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
ООО "УК "Комфорт" и ООО "Комфорт" входят в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку функции единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц осуществляет одно лицо - генеральный директор Сухоруков В.А.
В период с сентября 2014 г. по июль 2015 г. ООО "Сигнал" вело переписку по вопросу доступа к размещенному в МКД N 71/2 оборудованию с ООО "Комфорт", входящую в группу лиц с ООО "УК "Комфорт". С августа 2015 г. ООО "Сигнал" осуществляет переписку с ООО "УК "Комфорт".
ООО "Сигнал" оказывает услуги связи (кабельное телевещание) на основании лицензии N 76561 от 29.06.2015 г. в 21 МКД, управляемом ООО "УК "Комфорт", в которых оказывает услуги кабельного телевещания 201 абоненту.
В МКД N 71/2 было размещено оборудование ООО "Сигнал" для оказания услуг связи, но услуги связи не оказывались в виду отказа ООО "УК "Комфорт" в подключении оборудования ООО "Сигнал" к сети электроснабжения.
Согласно письменным пояснениям, представленным ООО "Сигнал" (вх. N 2661 от 06.05.2015 г., вх. N 3965 от 21.07.2015 г., вх. N 4316 от 12.08.2015 г., вх. N 5372 от 12.10.2015 г., вх. N 5547 от 21.10.2015 г.) установлено следующее.
Размещение оборудования и линий связи в МКД N 71/2 производилось ООО "Сигнал" при строительстве указанного МКД по запросу застройщика ЗАО "ЗЖБИ-3" от 20.02.2006 г. N 149, согласно которому ЗАО "ЗЖБИ-3" просило выдать технические условия на проектирование кабельного телевидения в микрорайоне N 13 г. Железногорска. Однако, с октября 2014 г. ООО "Комфорт" препятствовало в допуске сотрудникам ООО "Сигнал" к размещенному в МКД N 71/2 оборудованию, в частности в подключении к электрическим сетям.
ООО "Сигнал" направило в адрес ООО "Комфорт" заявки для присоединения к электрическим сетям, которые 17.10.2014 г. были приняты и зарегистрированы под N 1345 и N 1346. Однако в период с октября 2014 г. и по настоящее время, ООО "Комфорт" ответы на указанные заявки не направляло.
27.06.2015 г. было проведено общее собрание собственников помещений МКД N 71/2. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 27.06.2015 г. в повестку дня был включен вопрос N 6 "Подключение телевидения телекомпании "СТВ", вещание которого осуществляется ООО "Сигнал". В соответствии с указанным протоколом по данному вопросу повестки дня собственники помещений приняли решение о подключении телевидения телекомпании "СТВ".
ООО "Сигнал" в адрес ООО "УК "Комфорт" были направлены запросы (исх. N 64 от 06.08.2015 г.; N 67 от 12.08.2015 г.) о допуске сотрудников ООО "Сигнал" к линиям связи и размещенному в МКД N 71/2 оборудованию. В ответ на указанные запросы, ООО "УК "Комфорт", письмом от 14.08.2015 г. исх. N 742 сообщило, что у управляющей организации отсутствует информация о наличии и расположении линий связи и оборудования, принадлежащего ООО "Сигнал" в МКД, управляемых ООО "УК "Комфорт".
Согласно докладным запискам радиомонтажников Лопарева Ю.В. от 30.07.2015 г. и Антипова В.Ю. от 31.07.2015 г., при предъявлении служебных удостоверений, диспетчерская служба ООО "УК "Комфорт" отказывает в выдаче ключей от крыши и технического этажа МКД N 71/2 для проведения ремонта и монтажа оптоволоконного кабеля.
17.08.2015 г. ООО "Сигнал" было получено от ООО "УК "Комфорт" требование об устранении последствий самовольно произведенных работ по установке в МКД N 71/2 оборудования.
25.08.2015 г. ООО "УК "Комфорт", в присутствии представителей ООО "Сигнал", произвело демонтаж размещенного в МКД N 71/2 оборудования, ссылаясь на предписание Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.08.2015 г. N 3811 (в дело N 03-05/37-2015 представлены фотоматериалы).
Кроме того, согласно докладной записке начальника отдела оптической сварки Найдина В.В., согласно которой 01.09.2015 г. радиомонтажники Кусков М.А. и Лопарев Ю.В. не смогли провести ремонтные работы на крыше МКД N 61 по ул. Ленина г. Железногорска (далее - МКД N 61), в связи с отказом диспетчерской службы ООО "УК "Комфорт" в выдаче ключей от выхода на крышу.
ООО "Сигнал" представило сведения, согласно которым, в адрес указанного общества поступили заявления граждан (жителей МКД N 71/2) <_> о заключении договоров об оказании услуг связи для целей кабельного вещания. В указанных заявлениях жители МКД N 71/2 просят заключить договор на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, сформировать абонентскую линию, разместив линии и средства связи на принадлежащем им имуществе (в т.ч. общем имуществе), предоставив в постоянное пользование абонентскую линию и произвести подключение пользовательского (оконечного) оборудования в МКД N 71/2.
Кроме того, между ООО "Сигнал" и жителями МКД N 71/2 гражданами <_> были заключены договоры N <_> об оказании услуг связи для целей кабельного вещания. Однако оказание услуг так и не было начато ООО "Сигнал", поскольку сотрудники ООО "Сигнал" не были допущены к линиям связи и размещенному в МКД N 71/2 оборудованию (Докладные записки от 30.07.2015 г., от 31.07.2015 г.).
В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии от 14.09.2015 г. представитель ООО "Сигнал" <_> подтвердил, что продолжается воспрепятствование со стороны ООО "УК "Комфорт" осуществлению деятельности по оказанию услуг связи в МКД N 71/2, N 61 управляемых ООО "УК "Комфорт". Кроме того, согласно пояснениям <_> в МКД N 71/2 ситуация ухудшилась в связи с тем, что ООО "УК "Комфорт" произвело демонтаж всех линий связи, размещенных в указанном МКД.
Согласно заявлению<_> являющейся собственником квартиры в МКД N 71/2, она обратилась в ООО "Сигнал" по вопросу подключения к услугам кабельного телевидения. Сотрудники ООО "Сигнал" пояснили, что в указанном МКД размещено их оборудование, но ООО "УК "Комфорт" отказывает в согласовании подключения данного оборудования к электрическим сетям, и услуги связи не оказываются. Гр. <_> пояснила, что устно обратилась к генеральному директору ООО "УК "Комфорт", который указал на то, что оборудование ООО "Сигнал" размещено незаконно, и в указанном МКД услуги связи оказывает только ОАО "МТС", к которому и предложил подключаться.
Согласно заявлению гр. <_> также являющегося собственником квартиры в МКД N 71/2, с момента заселения, телевидение и интернет в данном МКД предоставляет только одна организация - ОАО "МТС". Гр. <_> обратившись в ООО "Сигнал" по вопросу подключения к услугам кабельного телевидения, был уведомлен о том, что оборудование в указанном МКД размещено, идет согласование с управляющей организацией. При обращении гр. <_> в ООО "УК "Комфорт" был получен ответ о том, что телевидения от ООО "Сигнал" в МКД N 71/2 не будет, при этом было предложено подключиться к ОАО "МТС"
05.10.2015 г. поступило ходатайство гр. <_> как заинтересованного лица по делу N 03-05/37-2015, о приобщении к материалам дела ответа из Государственной жилищной инспекции Курской области (исх. N 07.303-03/6245 от 30.09.2015 г.) по вопросу демонтажа оборудования ООО "Сигнал" в МКД N 71/2. Государственная жилищная инспекция Курской области сообщила, что ООО "УК "Комфорт" было выдано предписание, обязывающее в срок до 20.09.2015 г. устранить последствия незаконного размещения интернет и телевизионного оборудования в местах общего пользования, предписания о демонтаже оборудования управляющей организации жилищная инспекция не выдавала. Указанное ходатайство гр-на <_> удовлетворено, ответ из Государственной жилищной инспекции Курской области был приобщен к материалам дела N 03-05/37-2015.
ООО "УК "Комфорт", в ходе рассмотрения дела, подтвердило, что в МКД N 71/2 было размещено оборудование ООО "Сигнал". Согласно письменным пояснениям, представленным ООО "УК "Комфорт" (вх. N 3237 от 08.06.2015 г.) оборудование ООО "Сигнал" было размещено, по мнению управляющей компании, с нарушением действующего законодательства, а именно в отсутствии проектной документации на размещение линий коммуникаций, а также в отсутствии решения собственников помещений в МКД об использовании общего имущества в МКД.
Кроме того ООО "УК "Комфорт" пояснило, что сведениями об операторах связи, оказывающих услуги связи в МКД, управляемых ООО "УК "Комфорт" не располагает, соглашений с операторами связи, провайдерами о предоставлении в пользование (аренду и т.п.) части общего имущества в МКД для размещения телекоммуникационного оборудования не заключало. Оплата операторами связи за предоставление общего имущества МКД для размещения оборудования связи в период с 01.01.2014 г. по 01.06.2015 г. в ООО "УК "Комфорт" не производилась, в связи с отсутствием оснований.
Согласно представленной ОАО "МТС" информации (вх. N 3579 от 30.06.2015 г.), между ООО "Комфорт" и ЗАО "Железногорские Городские Телефонные Коммуникации" (далее - ЗАО "ЖелГорТелеКом") был заключен договор субаренды оборудования и других технических средств <_> ОАО "МТС" как правопреемник ЗАО "ЖелГорТелеКом" заключило дополнительное соглашение N 02 к договору субаренды оборудования и других технических средств <_> с ООО "Комфорт", входящим в группу лиц с ООО "УК "Комфорт".
По данному договору ООО "Комфорт" предоставляет ОАО "МТС" за плату и во временное пользование оборудование и технические средства для оказания услуг связи (телевидение, интернет). Плата за пользование оборудованием составляет <_> от полученных в результате использования арендованного имущества доходов в результате оказания услуг связи населению.
ОАО "МТС" оказывает услуги связи (кабельное телевещание) в 22 МКД, управляемых ООО "УК "Комфорт", в т.ч. в МКД N 71/2, ОАО "МТС" оказывает услуги кабельного телевещания <_> абонентам, в МКД N 61 -<_> абонентам.
Из документов и пояснений, представленных иными операторами связи, установлено следующее.
ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг", ОАО "Вымпел-коммуникации", ОАО "Ростелеком" услуги связи (предоставление доступа к сети Интернет, кабельное и цифровое телевидение) жильцам в МКД, управляемых ООО "Комфорт" и ООО "УК "Комфорт", не оказывают, абоненты в указанных МКД отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации г. Железногорска поддержал доводы, изложенные в заявлении, об отказе в доступе к размещенному телекоммуникационному оборудованию ООО "Сигнал" в МКД N 71/2, подчеркнул, что от жителей МКД, управляемых ООО "УК "Комфорт", поступают жалобы о воспрепятствовании со стороны указанной управляющей компании деятельности ООО "Сигнал", телевидение которого освещает местные новости.
Представитель ОАО "МТС" подтвердил, что ОАО "МТС" арендует оборудование у ООО "Комфорт" и пояснил, что в соответствии с определением Верховного суда РФ от 13.07.2015 г. N 309-ЭС15-7019 по делу N А50-4669/2014 достаточным основанием для размещения оборудования и кабельных линий связи является наличие заключенного с кем-либо из собственников МКД (абонентом) договора на оказание соответствующих услуг связи, при этом решения общего собрания собственников не требуется.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, к которой согласно ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" относится координация экономической деятельности.
В силу ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
В соответствии с ч. 14 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.
В силу ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1-3 настоящей статьи, т.е. если подобные действия могут привести к следующим последствиям:
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- сокращению или прекращению производства товаров;
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
ОАО "МТС" и ООО "Сигнал" осуществляют деятельность по оказанию услуг связи в г. Железногорске Курской области (предоставление доступа к сети Интернет, оказание услуг кабельного и цифрового телевидения) и являются конкурентами.
ООО "УК "Комфорт" является коммерческой организацией, осуществляет деятельность по управлению МКД и не осуществляет деятельность на рынке услуг связи, и не входит в группу лиц ни с одним из указанных операторов связи. Однако, управляющая организация может оказывать существенное влияние на деятельность операторов по оказанию услуг связи в управляемых МКД, поскольку осуществляет управление общим имуществом МКД по поручению собственников, и следовательно, может координировать экономическую деятельность операторов связи в части условий доступа/создания препятствий доступа операторов связи в управляемые МКД.
При этом необходимо учитывать следующие положения действующего законодательства.
Каждый из собственников помещений в многоквартирном доме вправе пользоваться общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе и в целях размещения на нем телекоммуникационного оборудования, которое необходимо для пользования данным собственником услугами связи выбранного этим собственником оператора связи.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
В соответствии со ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 247 ГК РФ участник долевой собственности имеет право на предоставление в его пользование части общего имущества, соразмерной его доле.
Услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"). Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором, то есть заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, а отказ от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (п. 1
ст. 45 Закона о связи и п. 1 ст. 426 ГК РФ).
При этом, оператором связи общее имущество многоквартирного дома используется для размещения на нем оборудования и линий связи для оказания услуг связи в интересах жильцов дома. Пользователями общих помещений в многоквартирном доме продолжают оставаться сами граждане - заказчики услуг связи.
Таким образом, размещение оборудования связи обусловлено необходимостью предоставления услуг связи жителям данного дома, и проведение общего собрания собственников в порядке, предусмотренном ЖК РФ, при наличии договоров на оказание услуг связи, заключенных с жильцами МКД, не является обязательным.
Вместе с тем собственники жилых помещений в МКД, одновременно являясь собственниками общего имущества МКД, имеют право принять решение о запрете проведения каких-либо работ на территории общего имущества, размещения коммуникаций и т.п. в порядке, предусмотренном ЖК РФ и ГК РФ.
Согласно материалам дела N 03-05/37-2015 такие решения собственники помещений МКД N 61 и 71/2 не принимали. Более того, собственники помещений МКД N 71/2 на собрании 27.06.2015 г. приняли решение о подключении телевидения телекомпании "СТВ", вещание которого осуществляется ООО "Сигнал".
Управляющая компания управляет многоквартирным домом на основании договора управления.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники вправе в соответствии со ст. 44 ЖК РФ общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме принять решение об определении порядка пользования организацией связи общим имуществом дома, либо изменении сложившегося в результате заключения собственниками квартир договоров на оказание возмездных услуг по предоставлению доступа к сети Интернет порядка пользования имуществом, либо о запрете конкретному оператору связи (или всем операторам связи) размещать принадлежащее ему (им) оборудование в доме.
Таким образом, управляющая организация не вправе самостоятельно принимать решение об определении возможности доступа, порядка пользования организацией связи общим имуществом дома, так как это право предоставлено только собственникам помещения в многоквартирном доме.
Собственники помещений МКД N 71/2, N 61 ясно и недвусмысленно выразили свое волеизъявление, заключив с ООО "Сигнал" и ОАО "МТС" договоры об оказании услуг связи, том числе для целей кабельного вещания.
Согласно ч. 1.1. и п.п. 4.1.3 ч. 4.1 договора управления, технического обслуживания и эксплуатации МКД, применяемого ООО "УК "Комфорт", управляющая компания "_обязуется по поручению собственника в течение согласованного срока за плату выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, поддержанию МКД в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, предоставлять услуги по содержанию и ремонту цифровой охранной системы видеонаблюдения "Безопасный город", домофонной системы, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД, деятельность"; ".представлять интересы собственника и(или) пользователя по предмету договора, в том числе по заключению договоров, направленных на достижение целей договора управления, во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно-правовых форм и уровней".
Согласно имеющимся в материалах дела N 03-05/37-2015 протоколам ранее проведенных общих собраний собственников помещений всех МКД, управляемых ООО "УК "Комфорт", собственники помещений решений о порядке предоставления операторам связи общего имущества МКД не принимали.
Жильцы МКД, управляемых ООО "УК "Комфорт", не определившие на общем собрании порядок предоставления доступа к общему имуществу МКД операторам связи, выразили свое согласие на размещение такого оборудования, заключив договоры на оказание услуг связи с ООО "Сигнал" и ОАО "МТС".
Таким образом, в ходе рассмотрения дела выявлено, что ООО "УК "Комфорт" устанавливает необоснованные требования по доступу оператора связи ООО "Сигнал" к размещенному оборудованию связи, а также препятствует деятельности операторам связи, а именно:
- создает препятствия ООО "Сигнал" в доступе к размещенному оборудованию связи в МКД;
- требует от ООО "Сигнал" представить проектную документацию на размещение линий коммуникаций, а также решение собственников помещений в МКД об использовании общего имущества в МКД;
- демонтирует оборудование ООО "Сигнал" в МКД N 71/2.
При этом ООО "УК "Комфорт" осуществляет сотрудничество с другим оператором связи - ОАО "МТС", оказывающим аналогичные услуги абонентам, проживающим в МКД, управляемых ООО "УК "Комфорт", не требуя аналогичных условий.
Согласно ч. 14 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.
Частью 5 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
ООО "УК "Комфорт" по своему усмотрению, не руководствуясь волеизъявлением собственников жилых помещений в МКД, согласовывает/не согласовывает доступ операторов связи в жилые дома для оказания услуг связи и согласовывает/не согласовывает доступ операторов связи к общему имуществу собственников МКД для размещения телекоммуникационного оборудования.
При этом действия ООО "УК "Комфорт" по согласованию деятельности хозяйствующих субъектов - операторов связи, оказывающих услуги связи в МКД, привели к разделу товарного рынка услуг связи по составу продавцов: ООО "Сигнал" вследствие невозможности доступа к собственному оборудованию, размещенному в МКД, вынуждено не оказывать услуг связи в МКД, вследствие чего услуги связи (услуги кабельного телевидения и доступа к сети Интернет) оказываются только ОАО "МТС".
Кроме того, вышеуказанные действия ООО "УК "Комфорт" могут привести к отказу абонентов от заключения договоров с ООО "Сигнал" в МКД N 61 и 71/2 по ул. Ленина г. Железногорска, поскольку жильцы указанных МКД убедились, что данный оператор связи не может исполнять обязательств по надлежащему оказанию услуги.
Таким образом, ООО "УК "Комфорт", действуя в отсутствие прямого волеизъявления собственников относительно порядка распоряжения общим имуществом МКД N 61 и 71/2 по ул. Ленина г. Железногорска, в отсутствии запрета со стороны собственников квартир для ООО "Сигнал" размещать оборудование на общем имуществе данного жилого дома, и предоставляя ОАО "МТС" право осуществлять деятельность в МКД, управляемых ООО "УК "Комфорт", осуществляет координацию экономической деятельности ООО "Сигнал" и ОАО "МТС в части оказания услуг связи абонентам - собственникам жилых помещений в МКД, что свидетельствует о нарушении ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ООО "УК "Комфорт".
ООО "УК "Комфорт" факт нарушения ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" не признало. По мнению ООО "УК "Комфорт" оборудование ООО "Сигнал" в МКД N 71/2 было размещено с нарушением, а именно в отсутствии проектной документации на размещение линий коммуникаций, а также в отсутствии решения собственников помещений в МКД об использовании общего имущества в МКД. ООО "УК "Комфорт", обосновывая свою позицию, сослалось на абз. 6 п. 4.2, 4.9 Постановления Госстроя N 170; Постановление Правительства N 491; п. 8.4.6 СНиП 52-01-2003; ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Указанные нормативно-правовые акты регламентируют порядок содержания общего имущества собственников жилья, а также вопросы контроля за техническим состоянием строительных объектов. При этом данные нормативно-правовые акты предусматривают права собственников МКД, а не полномочия управляющих компаний в установлении требований к операторам связи, не содержат запретов для размещения оборудования операторов связи. Действующим законодательством не предусматривается предоставление операторами связи проектной документации на размещение линий коммуникаций управляющим организациям. Кроме того, у операторов связи отсутствуют полномочия по инициированию и проведению общих собраний собственников по вопросам использования общего имущества в МКД (ст. 44 ЖК РФ). В этой связи, у операторов связи отсутствуют полномочия по проведению общего собрания собственников МКД и утверждение его повестки.
Таким образом, доводы ООО "УК "Комфорт" не основаны на действующем законодательстве.
ООО "УК "Комфорт" подтвердило факт аренды оборудования ОАО "МТС" у ООО "Комфорт", входящей в группу лиц с ООО "УК "Комфорт". Также подтвердило, что ОАО "МТС" осуществляет деятельность в МКД, управляемых ОАО "УК "Комфорт", в частности МКД N 61 и 71/2.
В соответствии с позицией ФАС России, отраженной в Протоколе Экспертного совета ФАС России по вопросам связи N 8 от 26.05.2014 г., в отсутствие легитимного волеизъявления собственников достаточным основанием для размещения оператором связи средств и линий связи на общем имуществе в многоквартирном доме и их энергоснабжения является договор об оказании услуг связи, заключаемый с абонентом.
Вопросы несогласия со стороны иных участников долевой собственности с заключением и (или) порядком исполнения подлежат разрешению исключительно в судебном порядке.
Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: постановление ФАС Уральского округа от 07.03.2014 г. по делу N А60-12654/2013, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 г. по делу N А60-27273/2013, определение Верховного суда РФ от 13.07.2015 г. N 309-ЭС15-7019 по делу N А50-4669/2014.
В соответствии с определением Верховного суда РФ от 13.07.2015 г. N 309-ЭС15-7019 по делу N А50-4669/2014 достаточным основанием для размещения на общем имуществе многоквартирного дома средств (коммутационного оборудования) и сооружений (кабельных линий) связи является наличие заключенного с кем-либо из собственников помещений многоквартирного дома (абонентом) договора на оказание соответствующих услуг связи, предусматривающего, в том числе, строительство (прокладку) до абонента физической (абонентской) линии связи (медной, оптиковолокнистой и т.д.).
В ходе рассмотрения дела N 03-05/37-2015 ООО "Сигнал" в соответствии с правом, предоставленным п.п. "и" п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции", заявило ходатайство о выдаче предписания ООО "УК "Комфорт" о заключении соглашения о взаимодействии при производстве работ в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "УК "Комфорт", предусматривающего безвозмездное сотрудничество.
Рассмотрев ходатайство ООО "Сигнал", учитывая необходимость соблюдения баланса интересов оператора связи, управляющей компании и абонентов данного оператора связи - собственников помещений МКД, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия приняла решение ходатайство ООО "Сигнал" удовлетворить.
Нарушение ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" ООО "УК "Комфорт" документально подтверждено с 14.08.2015 г. и на момент вынесения решения по настоящему делу не прекращено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 39,
ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Рассмотрение дела N 03-05/37-2015 в отношении ООО "Комфорт" (307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина д. 63; ИНН 4633022993 ОГРН 1094633000990) прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения.
2. Признать ООО "УК "Комфорт" (307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина д. 63; ИНН 4633036428 ОГРН 1144633000632) нарушившим требования ч. 5 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов - операторов связи ООО "Сигнал" и ОАО "МТС", которая приводит/может привести к разделу рынка услуг связи по составу продавцов, к сокращению или прекращению оказания услуг связи, отказу абонентов от заключения договоров с определенными операторами связи - ООО "Сигнал".
3. Выдать ООО "УК "Комфорт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и/или могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков <_>
5. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 03-05/37-2015 (опубликовано 9 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016