Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 26 ноября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Заместитель председателя Комиссии - и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Каримов Р.Ф.;
члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа - Шакирьянова А.А.;
начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков - Борисов Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа - Никонова Ю.С. (секретарь комиссии);
в присутствии представителей:
Заказчик:
Государственное унитарное предприятие проектный институт "Башжилкоммунпроект" Республики Башкортостан - Еремеев Сергей Александрович (доверенность от 27.03.2009 г.)
Заявитель:
ООО "ЮграБухИнфо" - не явился установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 20.11.2009 г. (вх. N 11191) поступила жалоба от ООО "ЮграБухИнфо" (далее - Заявитель) на действия заказчика в лице Государственного унитарного предприятия проектный институт "Башжилкоммунпроект" (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого конкурса N 10114394 на право заключения договора по обязательному аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ПИ "Башжилкоммунпроект" РБ за 2009 год.
Заявитель указывает, что ООО "ЮграБухИнфо" подавало документы на участие в открытом конкурсе на право заключения договора по обязательному аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ПИ "Башжилкоммунпроект" РБ за 2009 год.
Как сообщает Заявитель, конкурсной комиссией было принято решение о признании победителем конкурса ООО "ЮграБухИнфо".
Заявитель обращает внимание, что цена, предложенная ООО "ЮграБухИнфо", значительно отличается в меньшую сторону от предложений конкурентов. Протокол N 10114394/3 от 30.10.2009 г., согласно которому Заявитель был признан победителем, был вывешен в Интернете и находился в первоначальном виде несколько дней.
Заявитель утверждает, что в настоящий момент протокол N 10114394/3 от 30.10.2009 г. претерпел изменения, а именно: победителем конкурса значится ЗАО АА "Урал-Защита проф.".
Заявитель считает, что поскольку критерием оценки заявок была наименьшая цена контракта, решение о признании победителем ЗАО АА "Урал-Защита проф." неправомерно, так как ООО "ЮграБухИнфо" предложило более низкую цену.
Жалоба была подана по истечении срока, установленного частью 2 статьи 57 Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) для обжалования действий заказчика, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов пропуск предусмотренного законодательством срока для обжалования является основанием для возвращения жалобы заявителю.
Вместе в тем в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов в случае обращения участника размещения заказа с жалобой, поступления информации о нарушении законодательства РФ, Башкортостанское УФАС России обязано провести внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов.
На основании вышеизложенного в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 209 от 07.07.2009 г., Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов была проведена внеплановая проверка соблюдения Государственным унитарным предприятием проектный институт "Башжилкоммунпроект" законодательства о размещении заказов, в результате которой было выявлены следующие нарушения.
1. В нарушении части 2 статьи 27 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 10114394/2 от 28.10.2009 г. был размещен на официальном сайте в сети Интернет 08.11.2009 г.
2. К участию в конкурсе был допущен участник размещения заказа ЗАО АА "Урал-Защита проф.", заявка которого была подана с нарушением требований части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, пункта 3.3.1.1. конкурсной документации, а именно: в составе заявки на участие в конкурсе отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа. В составе заявки представлена выписка из протокола N 2 от 30.04.2009 г. общего собрания акционеров Закрытого акционерного общества Аудиторское Агентство "Урал-Защита проф.", которая по смыслу подпункта "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов не является документом, подтверждающим полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов. Данное требование продублировано Заказчиком в пункте 1.6.1 конкурсной документации.
Согласно пункту 3.3.1.3. конкурсной документации участник размещения заказа должен представить в составе заявки на участие в конкурсе документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и условиям допуска к участию в конкурсе.
Как установила Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, предметом конкурса является оказание аудиторских услуг.
Правовое регулирование аудиторской деятельности на данный момент осуществляется Федеральным законом РФ от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 30.12.2008 г.), а также вступившим с 01.01.2009 г. в законную силу Федеральным законом РФ от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", частью 3 статьи 15 Федерального закона РФ от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 30.12.2008 г.) и частью 3 статьи 23 Федерального закона РФ от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", к аудиторам и аудиторским организациям предъявляются следующие обязательные требования:
-наличие у аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности и членство такой организации в саморегулируемой организации аудиторов;
-ежегодное повышение квалификации аудиторов.
Таким образом, к заявке на участие в конкурсе участники размещения заказа должны были приложить:
-копию лицензии на осуществление аудиторской деятельности,
-копии документов, подтверждающих членство участника размещения заказа в саморегулируемой организации аудиторов
-копии квалификационных аттестатов аудиторов, предлагаемых участниками размещения заказа для участия в аудиторской проверке. При этом для подтверждения соответствия требованию о ежегодном повышении квалификации на оборотной стороне квалификационных аттестатов должна быть специальная отметка о прохождении аудитором в 2008 году повышения квалификации. В случае, если на оборотной стороне отсутствует такая отметка (за 2008 год), то к заявке на участие в конкурсе должны быть приложены иные документы, подтверждающие соблюдение аудиторами требования о прохождении в 2008 году повышения квалификации, к примеру, документы, выданные аудиторам по итогам проведения курсов повышения квалификации.
Проанализировав заявку на участие в конкурсе ЗАО АА "Урал-Защита проф.", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установила, что в составе заявки ЗАО АА "Урал-Защита проф." имеются копии квалификационных аттестатов, на оборотных сторонах которых отсутствует данные о повышении аудиторами (Литвак Е.М., Петренко О.Г., Иксанова А.Ш., Хакимов Р.А., Каримова З.Р., Грубов А.В., Зубарева Е.В.) в 2008 году квалификации. Какие-либо документы, подтверждающие прохождение аудиторами курсов повышения квалификации в 2008 году, в составе заявки на участие в конкурсе не представлены. Следовательно, к заявке не приложены документы, подтверждающие выполнение аудитором требования законодательства РФ о ежегодном повышении квалификации.
Таким образом, ЗАО АА "Урал-Защита проф." было допущено к участию в конкурсе в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
3. Незаконно были отменены протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса: протокол N 10114394/2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокол N10114394/3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов было установлено, что 21.08.2009 г. в ГУП ПИ "Башжилкоммунпроект" РБ поступило указание от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (исх. N ДС-61/10442 от 18.08.2009 г.) о проведении государственным унитарным предприятием открытого конкурса на право заключения договора на оказание аудиторских услуг по проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности, согласно которому на ГУПы возложена обязанность представления в отдел аудита и мониторинга финансового состояния Минземимущества РБ протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе для утверждения аудитора и стоимости аудиторских услуг.
Как установила Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, 25.09.2009 г. на официальном сайте www.goszakaz.bashkortostan.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание аудиторских услуг по проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ПИ "Башжилкоммунпроект" РБ за 2009 год. До окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе поступило 2 заявки. Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе состоялась 27.10.2009 г., 28.10.2009 г. была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе. По результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией Заказчика все участники размещения заказа были допущены к участию в торгах, о чем были разосланы соответствующие уведомления участникам конкурса. Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе была проведена 30.10.2009 г., по итогам оценки победителем торгов было признано ООО "ЮграБухИнфо". 02.11.2009 г. протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе был направлен на утверждение в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Присутствующий на рассмотрении представитель ГУП ПИ "Башжилкоммунпроект" пояснил, что 13.11.2009 г. от Минземимущества РБ был получен отказ в утверждении протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (исх. N ДС-61/14241 от 11.11.2009 г.). Решение об отказе в утверждении было принято на основании того, что победитель конкурса ООО "ЮграБухИнфо" установил продолжительность оказания аудиторских услуг менее установленного конкурсной документацией, а именно: 112 часов вместо 483 часов, установленных техническим заданием конкурсной документации.
Еремеев С.А. (представитель Заказчика) пояснил, что ГУ ПИ "Башжилкоммунпроект" было исполнено указание Министерства земельных и имущественных отношений РБ о недопущении к участию в конкурсе ООО "ЮграБухИнфо", о признании конкурса несостоявшимся и о признании единственным участником торгов ЗАО АА "Урал-Защита проф.". Протоколы, составленные в результате проведения открытого конкурса, также были исправлены соответствующим образом, направлены в Минземимущество РБ на утверждение. Впоследствии протоколы были утверждены Заместителем Министра земельных и имущественных отношений Д.Р. Садыковым.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установила, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Таким образом, на отношения, возникающие в процессе проведения конкурса на оказание аудиторских услуг по проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ПИ "Башжилкоммунпроект", распространяются требования Закона о размещении заказов, который устанавливает единый порядок проведения процедуры размещения заказа путем проведения отрытого конкурса.
Так, согласно части 6 статьи 7 Закона о размещении заказов отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией. Частью 2 статьи 27 Закона о размещении заказов предусмотрено, что протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с частью 10 статьи 28 Закона о размещении заказов составляется в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, заказчик передает победителю конкурса в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола.
Процедура согласования или утверждения протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса, Законом о размещении заказов не предусмотрена.
Часть 1 статьи 2 Закона о размещении заказов предусматривает, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. При этом законодательно закреплено, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.
Право принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, предоставлено также Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации исключительно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Таким образом, указание Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (исх. N ДС-61/10442 от 18.08.2009 г.) об обязательном представлении государственными унитарными предприятиями в отдел аудита и мониторинга финансового состояния Минземимущества РБ протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе для утверждения аудитора и стоимости аудиторских услуг, противоречит законодательству РФ о размещении заказов.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов посчитала указания Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о недопущении ООО "ЮграБухИнфо" к участию в конкурсе и о признании конкурса несостоявшимся незаконным.
Руководствуясь ст.17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать в действиях заказчика в лице Государственного унитарного предприятия проектный институт "Башжилкоммунпроект" нарушения части 2 статьи 27, части 10 статьи 28 Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии заказчика в лице Государственного унитарного предприятия проектный институт "Башжилкоммунпроект" нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 12, части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов.
3. Заказчику в лице Государственного унитарного предприятия проектный институт "Башжилкоммунпроект"/конкурсной комиссии заказчика выдать предписание об устранении нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N ГЗ -527/09
об устранении нарушений Федерального Закона "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и
муниципальных нужд"
26 ноября 2009 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Заместитель председателя Комиссии - и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Каримов Р.Ф.;
члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа - Шакирьянова А.А.;
начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков - Борисов Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа - Никонова Ю.С. (секретарь комиссии);
на основании своего Решения N ГЗ - 527/09 от "26" ноября 2009 г. и в соответствии со ст.ст. 17,60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предписывает
Заказчику в лице Государственного унитарного предприятия проектный институт "Башжилкоммунпроект" Республики Башкортостан / конкурсной комиссии заказчика в лице Государственного унитарного предприятия проектный институт "Башжилкоммунпроект" Республики Башкортостан:
-отменить результаты протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе аукционе N 10114394/2;
-отменить результаты протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 10114394/3;
-провести процедуру размещения заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и с учетом положений решения ГЗ- 527/09 от "26" ноября 2009 г.
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения.
В пятидневный срок с момента исполнения предписания проинформировать об этом Башкортостанское УФАС России с приложением копий документов, подтверждающих данный факт.
Неисполнение настоящего предписания в срок влечет за собой ответственность согласно существующему законодательству.
Настоящее предписание может быть обжаловано в 3-месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 26 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016