Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 23 июля 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:
председатель комиссии - Чеченина С.А.;
члены комиссии: Калитина Н.А., Ким Е.Г.,
рассмотрев дело N 06-03-09/20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по фактам распространения рекламы сети магазинов "Компьютермаг" на транспортных средствах, в региональных рекламных блоках на телеканалах "НТВ" и "ТНТ-Блиц"
в присутствии представителей:
Благова В.Н. - и.о. начальника отдела - центра общественных связей администрации города Мурманска;
ООО "КТС Север" - не явилось, надлежащим образом уведомлено, установила:
22.07.2009 от ООО "КТС Север" поступило ходатайство о переносе рассмотрения дела в связи с отсутствием генерального директора ООО "КТС Север" на территории Мурманской области по 27.09.2009.
В связи с тем, что дело N 06-03-09/20 в отношении ООО "КТС Север" 14.07.2009 уже откладывалось, в удовлетворении ходатайства решено отказать.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в связи с устными обращениями граждан была проведена проверка рекламы сети магазинов "КомпьютерМаг", распространяемой на территории Мурманской области, на предмет ее соответствия требованиям Закона о рекламе.
Рекламодателем сети магазинов "КомпьютерМаг" является ООО "КТС Север".
По письменным запросам информация была предоставлена ООО "КТС Север" (реклама на транспортных средствах), ООО "Рек-Тайм" (реклама на телеканале НТВ), ООО "ТРК "Блиц" (телеканал Блиц-ТНТ).
Согласно договору на размещение рекламно-информационных материалов от 08.05.2009 N61-09-Э, заключенному ООО "КТС Север" с ООО ТРК "Блиц" реклама магазинов "КомпьютерМаг" распространялась на телеканале Блиц-ТНТ с 22.05.2009 по 06.06.2009.
В региональных блоках рекламы на телеканале "НТВ" в период с 28.05.2009 по 17.06.2009 распространялась реклама в соответствии с договором на оказание рекламных услуг от 27.05.2009 N11/Р, заключенным ООО "КТС Север" с ООО "Рек-Тайм".
Договор на рекламное оформление бортов троллейбуса от 20.01.2009 N20/01 заключен ООО "КТС Север" с ООО "АРТ Салют" на изготовление и прокат рекламы на бортах троллейбуса в течение 12 месяцев.
1. Содержание рекламы на бортах троллейбуса: Пожалуй, самые соблазнительные и доступные цены на ЖК телевизоры в сети магазинов "КомпьютерМаг. Интернет-магазин www.computermag.ru. Сеть универсальных магазинов КомпьютерМаг. Магия цены и качества. На одном из бортов троллейбуса, обращенного на проезжую часть, на фоне ЖК телевизора изображение лежащей девушки в нижнем белье, над головой девушки текст: "Пожалуй, самые соблазнительные и доступные цены".
2. Содержание рекламного видеоролика:
Видеоролик начинается с показа лежащей обнаженной девушки, от ног к голове. Затем на бегущей полосе в нижней части экрана появляются изображения бытовой техники, далее всплывают надписи - "Сеть универсальных магазинов КомпьютерМаг. Магия цены и качества. ДЦ "Меридиан". Возьми меня дешевле!". Надпись "Возьми меня дешевле" частично пересекает тело девушки.
В течение показа женский голос с призывными, интригующими интонациями произносит: "Зайди в меня. Я жду тебя в отеле "Меридиан". Магазин КомпьютерМаг. Там где много телевизоров и бытовой техники. Возьми меня дешевле".
Согласно части 6 статьи 5 Закона в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
ООО "КТС Север" в письменном заявлении, представленном к заседанию комиссии 14.07.2009 пояснило, что фраза "Пожалуй, самые соблазнительные и доступные цены" указывает на то, что покупатель может приобрести такую аппаратуру по очень умеренным и доступным ценам, а образ симпатичной девушки, был размещен для привлечения внимания потенциального покупателя, а не в целях противоречия общепринятым нормам морали.
Пояснений по поводу рекламы магазинов "КомпьтерМаг" на телевидении не представлено.
Сведения, затребованные определением о возбуждении дела, ООО "КТС Север" к заседанию комиссии не представило.
Статьей 3 Закона о рекламе установлено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель определил объекты рекламирования как сеть магазинов "КомпьютерМаг" и товары, реализуемые в этих магазинах.
Следовательно, реклама должна была привлекать внимание к объектам рекламирования - к товарам и магазинам, как продавцам этих товаров.
Для привлечения внимания потребителей рекламы ООО "КТС Север" активно эксплуатирует в качестве центрального элемента рекламы привлекательные образы полуобнаженных и обнаженных женщин.
Изображение в рассматриваемой рекламе полуобнаженных и обнаженных женщин не содержит никаких сведений о характеристиках, качестве либо иных потребительских свойствах рекламируемой продукции, или сведений о продавце товаров.
Выражениями: "Зайди в меня. Я жду тебя в отеле "Меридиан". Возьми меня дешевле", "Пожалуй, самые соблазнительные и доступные цены" одновременно с изображением в рекламных материалах обнаженных и полуобнаженных девушек создают впечатление, что объектами рекламирования и являются сами девушки.
Совокупность всех представленных в рекламе элементов (изображение, текст и звуковой ряд) представляет собой непристойный образ в отношении женщин.
Созданные в рассматриваемой рекламе образы не содержат никаких сведений о характеристиках, качестве либо иных потребительских свойствах рекламируемых товаров, или сведений о продавце товаров - магазинах "КомпьтерМаг" и не соответствует объекту рекламирования.
Комиссия, проанализировав распространяемую рекламу, приходит к выводу, что для привлечения внимания к объектам рекламирования ООО "КТС Север" использовало непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения в отношении женщин, тем самым, нарушив часть 6 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона несет рекламодатель.
Рекламодатель - ООО "КТС Север".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу сети магазинов "КомпьютерМаг", распространявшуюся в мае-июне 2009 года на телеканалах "НТВ" и "Блиц-ТНТ", распространяемую на бортах городского троллейбуса, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе, а именно, реклама содержит непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения в отношении пола.
2. Выдать предписание ООО "КТС Север" о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя указанной рекламы ООО "КТС Север".
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель комиссии: С.А.Чеченина
Члены комиссии: Н.А.Калитина, Е.Г.Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016