Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 19 ноября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 04-01/37-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг, предоставляемых Обществом с ограниченной ответственностью "Аквамарин", в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- общества с ограниченной ответственностью "Аквамарин" (далее - ООО "Аквамарин", Общество), место нахождения: 150003, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 7, в лице <_>,
- индивидуального предпринимателя Лункиной О.М. (далее - ИП Лункина О.М.), <_>- индивидуального предпринимателя Жуковой В.М. (далее - ИП Жукова В.М.), <_>
УСТАНОВИЛА:
18 июня 2009 года в торговом центре "Флагман" (г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 7) на стенде на первом этаже распространялись листовки следующего содержания: "Внимание! Эффективные омолаживающие процедуры по доступной цене RevitalRF Омолаживающее тепло Технология лучших клиник Швейцарии, Италии, Австрии теперь в Ярославле В SPA-салоне "Аквамарин" нехирургическое омоложение; разглаживание морщин; восстановление упругости и подтяжка кожи лица; лечение возрастной гиперпигментации; лечение акне, рубцовых изменений, подростковых проблем; лечение выпадения волос; лечение целлюлита и стрий, подтяжка кожи тела; активная профилактика "сосудистой сетки". Аппарат эстетической медицины RevitalRF воздействует теплом_ Услуга медицинская. Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом-дерматокосметологом." Текст сопровожден фотографиями. Указаны адрес, телефоны, наименование юридического лица, номер лицензии: ул. Республиканская, д. 7, ТЦ Флагман, 4 этаж, 58-59-48, 58-29-28. ООО "Аквамарин". Медицинская лицензия N ЛО-76-01-000017 от 16.04.08 N 418.
К листовке прикреплен листок с текстом: "Суперантикризисная акция на процедуры Омоложение: Лицо и шея - 1000 руб. Пигментация: 1 зона - 400 руб. Антицеллюлит, подтяжка кожи: ягодицы - 1000 руб. Рубцы, растяжки, шрамы: 1 зона - 400 руб. Мед. Лицензия ООО "Аквамарин" N ЛО-76-01-000017 от 16.04.08 Внимание: процедура медицинская. Проведение процедур в учреждениях, не имеющих медицинской лицензии, может нанести вред вашему здоровью".
Факт распространения листовки зафиксирован в акте проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе от 18 июня 2009 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федеральныго закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информации о предоставлении медицинских услуг ООО "Аквамарин" обладает всеми перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
В силу части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
Реклама о медицинских услугах, предоставляемых ООО "Аквамарин", содержит предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации врача-дерматокосметолога. При этом данное предупреждение в нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", составляет менее одного процента рекламной площади листовки.
ООО "Аквамарин" полагает, что, как рекламодатель рассматриваемой рекламы, предприняло все необходимое для соблюдения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе". ООО "Аквамарин" в соответствии с договором б/н от 08.08.2008 согласовало с изготовителем листовки ИП Жуковой В.М. макет, который соответствовал требованиям части 7 статьи 24 Закона (макет N 2). При вскрытии упаковки листовок, изготовленных по указанному договору и принятых по товарной накладной N 58 от 19.08.2008, ООО "Аквамарин" установило несоответствие всего тиража печатной продукции утвержденному макету. ООО "Аквамарин" направило ИП Жуковой В.М. претензию и предложило изготовить в срок до 30.09.2008 листовки в соответствии с условиями договора и согласованным макетом N 2 без взимания дополнительной платы. ИП Жукова В.М. изготовила листовки в количестве 10 000 штук заново в соответствии с утвержденным макетом и передала весь тираж ООО "Аквамарин", о чем сторонами составлен акт выполненных работ б/н от 23.09.2008. ООО "Аквамарин" пояснило, что не распространяло рекламные листовки, не соответствующие требованиям Федерального закона "О рекламе", в том числе и 18 июня 2009 года на информационном стенде, расположенном на первом этаже торгового центра "Флагман". Информационный стенд не принадлежит Обществу, является собственностью ИП Лункиной О.М., которая является единственным учредителем и участником Общества.
Изготовитель листовки ИП Жукова В.М. пояснила, что ошибочно утвердила в печать макет листовки, который был отклонен ООО "Аквамарин" (макет N 1), изготовила листовки в количестве 10 000 экземпляров по отклоненному макету и передала весь тираж заказчику. После получения от ООО "Аквамарин" претензии о несоответствии тиража листовки окончательно согласованному макету, изготовила листовки вновь в соответствии с утвержденным макетом и передала заказчику по акту выполненных работ от 23.09.2008. ООО "Аквамарин" претензий к качеству переданной печатной продукции не имело.
Представитель ИП Лункиной О.М. пояснила, что информационный стенд (рекламная стойка с карманами под печатную продукцию) является собственностью индивидуального предпринимателя (изготовлена ИП Жуковой В.М. в соответствии с договором б/н от 04.12.2009, принята по товарной накладной N 47 от 28.12.2007). Рекламная стойка установлена на первом этаже торгового центра "Флагман" в помещении N 47, принадлежащем ИП Лункиной О.М. на праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.12.2007 серия 76АА 648987. ИП Лункина О.М. признает себя рекламораспространителем рекламной листовки указанного содержания.
Рассмотрев материалы дела и приняв во внимание пояснения ООО "Аквамарин", ИП Жуковой В.М. и ИП Лункиной О.М., Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов. Такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади.
Из текста рассматриваемой рекламы следует, что информация, распространявшаяся в виде листовки 18 июня 2009 года в торговом центре "Флагман" (г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 7) на рекламной стойке на первом этаже, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам, оказываемым ООО "Аквамарин": по нехирургическому омоложению; разглаживанию морщин; восстановлению упругости и подтяжке кожи лица; лечению возрастной гиперпигментации; лечению акне, рубцовых изменений, подростковых проблем; лечению выпадения волос; лечению целлюлита и стрий, подтяжке кожи тела; активной профилактике "сосудистой сетки" с помощью аппарата эстетической медицины RevitalRF.
ООО "Аквамарин имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-76-01-000017 от 16.04.08 на выполнение работ (услуг) по медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии, косметологии, мануальной терапии.
Таким образом, рассматриваемая реклама об услугах, предоставляемых ООО "Аквамарин", распространявшаяся в виде листовки 18 июня 2009 года в торговом центре "Флагман" на рекламной стойке на первом этаже, является рекламой медицинских услуг. При этом реклама медицинских услуг сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов, однако площадь предупреждения составляет менее одного процента рекламной площади, что является нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона несет рекламодатель и рекламораспространитель. Частью 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что ответственность на нарушение вышеназванного требования Закона несет рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Согласно пункту 6 статьи 3 Закона рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы медицинских услуг является ООО "Аквамарин", оказывающее эти услуги. Рассмотрев материалы дела, Комиссии не установила нарушения рекламодателем ООО "Аквамарин" части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе". Рекламораспространителем данной рекламы является ИП Лункина О.М., которая осуществила распространение рекламы медицинских услуг с использованием имущества, принадлежащего ей на праве собственности, с нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе". Рекламопроизводитель ИП Жукова В.М., изготовившая листовки с рассматриваемой рекламой медицинских услуг по отклоненному рекламодателем макету, способствовала тем самым распространению рекламы медицинских услуг с нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несет ИП Лункина О.М. и ИП Жукова В.М.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, предоставляемых ООО "Аквамарин", распространявшуюся в виде листовки 18 июня 2009 года в торговом центре "Флагман" (г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 7) на рекламной стойке на первом этаже, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Лункиной О.М. и ИП Жуковой В.М. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "02" декабря 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"19" ноября 2009 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 19 ноября 2009 года по делу N 04-01/37-09 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, предоставляемых ООО "Аквамарин", распространяемой 18 июня 2009 года в торговом центре "Флагман" (г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 7) на рекламной стойке на первом этаже с нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Лункиной О.М., <_> в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписанияпрекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: сопровождать распространение рекламы медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов в размере, составляющем не менее пяти процентов рекламной площади.
2. ИП Лункиной О.М., <_> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 18 декабря 2009 года.
3. ИП Жуковой В.М., <_> в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписанияпрекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: сопровождать рекламу медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов в размере, составляющем не менее пяти процентов рекламной площади.
4. ИП Жуковой В.М., <_> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания до 18 декабря 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 04-01/37-09
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016