Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 5 ноября 2015 г. N 26-ФАС22-АМ/09-15
Резолютивная часть Решения оглашена 30.10.2015 г.
В полном объеме Решение изготовлено 05.11.2015 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 26-ФАС22-АМ/09-15 по признакам нарушения ООО "Барнаульская сетевая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило письменное обращение ИП Горбунова <_> (вх. N 158984 от 21.07.2015) в отношении ООО "Барнаульская сетевая компания".
Приказом антимонопольного органа от 18.09.2015 N 234 возбуждено дело N 26-ФАС22-АМ/09-15 в отношении ООО "Барнаульская сетевая компания" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 18.09.2015 N 3914/5 дело N 26-ФАС22-АМ/09-15 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 6 октября 2015 г.
6 октября 2015 г., руководствуясь статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела N 26-ФАС22-АМ/09-15 определением от 06.10.2015 N 4144/5 отложила рассмотрение дела на 28 октября 2015 г.
28 октября 2015 г., в силу статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия объявила перерыв в рассмотрении дела N 26-ФАС22-АМ/09-15 до 30 октября 2015 г.
Из текста заявления следовало, что заявитель является собственником энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г.Барнаул, ул.Молодежная, 109 (здание гаража).
Между АО "Барнаульская горэлектросеть" и физическим лицом Г<_> был заключен договор энергоснабжения N 6454 от 04.03.2005 гаража мастерской, расположенной по адресу: г.Барнаул, ул.Молодежная, 109.
На основании дополнительного соглашения от 04.07.2014 к договору поставки электрической энергии N 6454 от 04.03.2005 абонентом по договору N 6454 от 04.03.2005 стал Г<_>
07.04.2015 года Г<_> в адрес АО "Барнаульская горэлектросеть" было направлено заявление о расторжении договора N 6454 от 04.03.2005.
05.05.2015 года договор N 6454 от 04.03.2005 был расторгнут дополнительным соглашением от 05.05.2015 к договору энергоснабжения N 6454 от 04.03.2005.
Впоследствии, 09.06.2015 ИП Горбунов обратился в адрес АО "Барнаульская горэлектросеть" с заявлением (вх. N 08ю-4010) о заключении договора на пользование электроэнергией объекта-гаража, расположенного по адресу: г.Барнаул, ул.Молодежная, 109.
Письмом от 16.06.2015 N 08ю-3158 АО "Барнаульская горэлектросеть" уведомило ИП Горбунова о необходимости представить документы о допуске в эксплуатацию прибора учета для заключения договора в порядке пункта 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Согласно пункту 37 Основных положений заявитель, в случае если прошло не более 3 лет со дня расторжения договора энергоснабжения, ранее заключенного им с гарантирующим поставщиком, с которым он имеет намерение заключить договор вновь, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 34 или абзаце третьем пункта 35 Основных положений, и по желанию - проект договора. Иные документы, указанные в пункте 34 или в пункте 35 Основных положений, заявитель представляет только в том случае, если они не были ранее предоставлены гарантирующему поставщику или в них были внесены изменения после их предоставления гарантирующему поставщику при заключении предыдущего договора. В этом случае при заключении договора гарантирующий поставщик использует документы, имеющиеся у него в отношении соответствующей точки поставки потребителя.
ИП Горбуновым в гараже мастерской был установлен новый, ранее неизвестный АО "Барнаульская горэлектросеть", прибор учета N 011076091066797.
Таким образом, на основании пункта 34 Основных положений ИП Горбунову для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком необходимо было представить документы о допуске в эксплуатацию приборов учета.
В силу пункта 153 Основных положений собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес гарантирующего поставщика или сетевой организации.
13.07.2015 года ИП Горбуновым в адрес сетевой организации ООО "Барнаульская сетевая компания" была подана заявка N 08-3094 на допуск в эксплуатацию прибора учета.
На основании вышеуказанной заявки, представителем ООО "Барнаульская сетевая компания" был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 20.07.2015 N АН 042207. Согласно вышеназванному акту установлено, что на момент осмотра установлено самовольное подключение гаража-мастерской к сетям стройки жилого дома, расположенного по адресу: ул.Молодежная, 111, и осуществлялось пользование электрической энергией в отсутствие заключенного договора.
Из пояснения представителя ООО "Барнаульская сетевая компания" следует, что акт допуска прибора учета в эксплуатацию не составлялся ввиду отсутствия оснований для составления данного акта, поскольку в ходе допуска прибора учета в эксплуатацию было установлено несоблюдение требований (самовольное присоединение к сетям стройки и потребление электрической энергии в отсутствие договора) пункта 154 Основных положений.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
Бездоговорным потреблением электрической энергии, в силу пункта 2 Основных положений, признается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Согласно абзацу 3 пункта 121 Основных положений при выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.
На основании пункта 193 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление, или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Из представленных ООО "Барнаульская сетевая компания" документов и материалов по рассматриваемому делу следует, что представителем ООО "Барнаульская сетевая компания", составившим акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 20.07.2015 N АН 042207, является П<_> незаинтересованными лицами, подписавшими акт являются Ф<_> и П<_> - работники стройки, к которой было осуществлено самовольное подключение энергопринимающих устройств ИП Горбунова.
ИП Горбунов от подписи акта от 20.07.2015 N АН 042207 отказался, о чем сделана отметка в самом акте, но причины такого отказа не указаны.
П<_> на заседании комиссии 28 октября 2015 г. пояснил, что распределительный щит, расположенный внутри гаража мастерской, ИП Горбунова был самовольно подключен к сетям стройки жилого дома, однако незаинтересованные лица, подписавшие акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 20.07.2015 N АН 042207, фактически не видели самовольное подключение распределительного щита ИП Горбунова к электросетям стройки. Ф<_> и П<_> присутствовали, когда отключали самовольное подключение со стороны стройки объектов электросетевого хозяйства.
На основании вышеизложенного, следует, что акт от 20.07.2015 N АН 042207 составлен с нарушением порядка, установленного пунктом 193 Основных положений.
Со слов заявителя, расчет задолженности за бездоговорное потребление электрический энергии по акту от 20.07.2015 N АН 042207 до настоящего времени ему не выставлен, таким образом права ИП Горбунова составленным вышеназванным актом в настоящее время не ущемлены.
Согласно пункту 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;
фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре;
лица, которые принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;
характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;
решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;
наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;
лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия;
результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии);
дата следующей поверки.
Следовательно, ООО "Барнаульская сетевая компания" обязано было рассмотреть заявку ИП Горбунова от 13.07.2015 N 08-3094 с учетом требований пункта 154 Основных положений.
Приказом управления ФАС по Алтайскому краю от 18.12.2006 N 152 ООО "Барнаульская сетевая компания" включено в реестр хозяйствующих субъектов, доминирующих в области предоставления услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности сетей г.Барнаула Алтайского края.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Таким образом, вменяемое ООО "Барнаульская сетевая компания" нарушение допущено на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку допуск прибора учета в эксплуатацию является неотъемлемой технологической частью услуг по передаче электрической энергии и самостоятельного рынка не образует.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Третьего Арбитражного Апелляционного суда от 04.07.2013 по делу N А33-1938/2013.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" передача электрической энергии отнесена к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Следовательно, на ООО "Барнаульская сетевая компания" распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, действия ООО "Барнаульская сетевая компания", выразившиеся в несоставлении акта допуска прибора учета в эксплуатацию при рассмотрении заявки ИП Горбунова от 13.07.2015 N 08-3094, предусмотренного пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, ущемляют интересы потребителя и нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ООО "Барнаульская сетевая компания", выразившиеся в несоставлении акта допуска прибора учета в эксплуатацию при рассмотрении заявки ИП Горбунова от 13.07.2015 N 08-3094, предусмотренного пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ущемляющими интересы потребителя и нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Барнаульская сетевая компания" предписание о прекращении нарушении антимонопольного законодательства и устранении его последствий путем рассмотрения заявки ИП Горбунова от 13.07.2015 N 08-3094 в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
<_>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 26-ФАС22-АМ/09-15
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Резолютивная часть оглашена "30" октября 2015 г.
В полном объеме изготовлено "5" ноября 2015 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "5" ноября 2015 г. по делу N 26-ФАС22-АМ/09-15 о нарушении ООО "Барнаульская сетевая компания" (656015, г.Барнаул, ул.Деповская, 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "Барнаульская сетевая компания" в срок до 25 ноября 2015 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в несоставлении акта допуска прибора учета в эксплуатацию при рассмотрении заявки ИП Горбунова от 13.07.2015 N 08-3094, предусмотренного пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
ООО "Барнаульская сетевая компания" рассмотреть заявку ИП Горбунова от 13.07.2015 N 08-3094 в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.
<_>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 5 ноября 2015 г. N 26-ФАС22-АМ/09-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016