Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 10 декабря 2009 г.)
Принято и объявлена резолютивная часть
04 декабря 2009 года
Решение изготовлено в полном объеме
10 декабря 2009 года г.Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии:
- Протченко В.К., представителя Собрания депутатов Зубцовского района;
- Татионовой Н.У., первого зам.Главы администрации Зубцовского района;
- Шевченко Н.В., начальника отдела комитета по управлению имуществом администрации Зубцовского района;
рассмотрев дело N 04-6/35-2009, возбужденное в отношении Собрания депутатов Зубцовского района по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Тверского УФАС России, по результатам планового контрольного мероприятия по проверке принятых органами местного самоуправления Зубцовского района Тверской области за период с октября 2008 года по октябрь 2009 года нормативно-правовых и распорядительных актов индивидуального характера.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с "Порядком предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденным решением Собрания депутатов Зубцовского района от 19.08.2008 N 361 (далее Порядок, решение N 361).
Пунктом 1.3 Порядка определено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность, в аренду гражданам или юридическим лицам осуществляется за плату по месту постоянной регистрации.
Указанное положение принято в нарушение статьи 8 Конституции РФ, которая гарантирует единство экономического пространства в Российской Федерации, и статьи 28 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (без условия о регистрации на определенной территории).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, ограничение предоставления земельных участков для строительства в собственность, в аренду гражданам или юридическим лицам местом их постоянной регистрации противоречит конституционным принципам, не предусмотрено федеральным законодательством и ограничивает права хозяйствующих субъектов на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на покупку, иное приобретение товаров.
Собрание депутатов Зубцовского района признало факт нарушения антимонопольного законодательства в части ограничения пунктом 1.3 Порядка прав хозяйствующих субъектов на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства, что подтверждается представленным проектом решения, пунктом 1 которого предусматривается внесение изменений в пункт 1.3 Порядка, исключающих право на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства только хозяйствующим субъектам, имеющим постоянную регистрацию на территории Зубцовского района.
В соответствии с пунктом "а" части 3 статьи 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Собрание депутатов Зубцовского района нарушившим статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения пунктом 1.3 "Порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденного решением Собрания депутатов Зубцовского района от 19.08.2008 N 361, прав хозяйствующих субъектов на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства.
2. Выдать Собранию депутатов Зубцовского района предписание о внесении в пункт 1.3 "Порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденного решением Собрания депутатов Зубцовского района от 19.08.2008 N 361 изменений, исключающих право на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства только хозяйствующим субъектам, имеющим постоянную регистрацию на территории Зубцовского района.
Председатель комиссии
Л.В.Посохова
Члены Комиссии:
Л.К.Красюкова
И.В.Киртоакэ
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-6/35-2009
04 декабря 2009 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии:
- Протченко В.К., представителя Собрания депутатов Зубцовского района;
- Татионовой Н.У., первого зам.Главы администрации Зубцовского района;
- Шевченко Н.В., начальника отдела комитета по управлению имуществом администрации Зубцовского района;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона и на основании своего решения от 04.12.2009 по делу N 04-6/35-2009 о нарушении Собранием депутатов Зубцовского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Собранию депутатов Зубцовского района в срок до 29 января 2010 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем исключения из пункта 1.3 "Порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденного решением Собрания депутатов Зубцовского района от 19.08.2008 N 361, права на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства только хозяйствующим субъектам, имеющим постоянную регистрацию на территории Зубцовского района.
2. О выполнении настоящего предписания проинформировать в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области в срок до 08.02.2009 года.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.
Председатель комиссии
Л.В.Посохова
Члены Комиссии:
Л.К.Красюкова
И.В.Киртоакэ
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 10 декабря 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016