Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 3 ноября 2015 г. N 2-03/21-2015
Резолютивная часть решения объявлена "20" октября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "3" ноября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии со стороны ОАО "Газпром газораспределение Пенза":
<_>- заместителя генерального директора по капитальному строительству и инвестициям по доверенности от 21.08.2015 N 173;
<_>- начальника отдела по капитальному строительству и инвестициям по доверенности от 21.08.2015 N 172 (на заседании Комиссии 25.08.2015);
<_> - начальника производственно-технического отдела по доверенности от 21.08.2015 N 171 (на заседании Комиссии 25.08.2015),
<_> - заместителя главного инженера по доверенности от 21.08.2015 N 169 (на заседании Комиссии 25.08.2015, 20.10.2015);
<_> - начальника юридического отдела по доверенности от 21.08.2015 N 170;
со стороны заявителя - З<_>
со стороны ГАУ "Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области" (далее - ГАУ "РЦЭЦС"):
- <_>- главного специалиста-начальника отдела ценообразования, служебное удостоверение N 04 (на заседании Комиссии 20.10.2015);
со стороны Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области:
- <_>- начальника отдела правового и информационного обеспечения по доверенности от 23.09.2015 N 30/5165/01 (на заседании Комиссии 20.10.2015),
рассмотрев дело N 2-03/21-2015 по признакам нарушения ОАО "Газпром газораспределение Пенза" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Пензенское УФАС России поступило обращение З<_> (далее - З<_> в отношении ОАО "Газпром газораспределение Пенза" по вопросу применения ненадлежащего индекса изменения сметной стоимости при определении платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства З<_> к газораспределительным сетям Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Пензенского УФАС России от 17.07.2015 N 129 в отношении ОАО "Газпром газораспределение Пенза" возбуждено дело N 2-03/21-2015 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 17.07.2015 дело N 2-03/21-2015 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 25.08.2015.
На заседании Комиссии 25.08.2015 З<_> пояснил, что при расчете платы по договору от 08.06.2015 N 388 за технологическое присоединение объекта заявителя Общество применило индекс изменения сметной стоимости не предназначенный для взаиморасчетов и не предусмотренный методическими рекомендациями по расчету платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям, что привело к нарушению порядка ценообразования, установленного нормативно-правовыми актами РФ и повлекло ущемление его интересов.
На заседании Комиссии 25.08.2015 представители ОАО "Газпром газораспределение Пенза" пояснили, что индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованный письмом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 06.02.2015 N 3004-ЛС/08 и предназначенный для формирования начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, применятся ОАО "Газпром газораспределение Пенза" при определении платы потребителей за технологическое присоединение к газораспределительным сетям Общества в связи с отсутствием индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованного уполномоченным органом Пензенской области и подлежащего применению для расчета указанной платы согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3. За указанным индексом изменения стоимости строительно-монтажных работ для определения стоимости технологического присоединения Общество не обращалось в связи с отсутствием на момент расчета платы за технологическое присоединение проектно-сметной документации и ее подготовкой со стороны Общества только после заключения договора о подключении.
Поскольку документы, запрошенные Определением Пензенского УФАС России от 17.07.2015 со стороны ОАО "Газпром газораспределение Пенза" в установленный срок представлены не в полном объеме, Комиссией принято решение об отложении рассмотрения данного дела.
Определением от 25.08.2015 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 2-03/21-2015 отложено и назначено к рассмотрению на 17.09.2015.
На заседании Комиссии 17.09.2015 представители ОАО "Газпром газораспределение Пенза" заявили ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
З<_> не возражал против удовлетворения ходатайства.
Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении, в целях получения дополнительных сведений по рассматриваемому вопросу.
Определением от 17.09.2015 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 2-03/21-2015 отложено и назначено к рассмотрению на 29.09.2015.
На заседание Комиссии 29.09.2015 лица, участвующие в деле не явились (уведомлены надлежащим образом).
ОАО "Газпром газораспределение Пенза" представило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 2-03/21-2015, назначенного на 29.09.2015, в связи с невозможностью участия в рассмотрении данного дела уполномоченного представителя Общества по причине его нахождения в служебной командировке в период с 26.09.2015 по 03.10.2015 гг.
Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении.
Определением от 29.09.2015 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 2-03/21-2015 отложено и назначено к рассмотрению на 20.10.2015.
В связи с тем, что срок рассмотрения дела N 2-03/21-2015 истекал 17.10.2015 определением от 29.09.2015 Комиссия приняла решение о продлении срока рассмотрения дела N 2-03/21-2015 о нарушении антимонопольного законодательства до 01.12.2015.
В письме от 04.08.2015 N 05-02/2045 на запрос антимонопольного органа ГАУ "РЦЭЦС" сообщило, что право на применение индекса, рекомендованного письмом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 06.02.2015 N 3000-ЛС/08, при расчете за выполненные работы ОАО "Газпром газораспределение Пенза" не рекомендовано.
Согласно письму ГАУ "РЦЭЦС" от 28.08.2015 N 01-14-948 на запрос ОАО "Газпром газораспределение Пенза" от 26.08.2015 N 1183 учреждение указало, что Общество при расчете платы за технологическое присоединение вправе применять индексы изменения сметной стоимости, рекомендованные Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации к установленным стандартизированным тарифным ставкам.
На заседании Комиссии 20.10.2015 представитель ГАУ "РЦЭЦС" пояснил, что индексы, рекомендованные письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.02.2015 N 3004-ЛС/08, применяются для планирования инвестиций с привлечением средств федерального бюджета. Индексы, применяемые для взаиморасчетов за выполненные работы должны быть рассчитаны в ГАУ "РЦЭЦС" по конкретному объекту, в том числе на прокладку газопровода, присоединение к газораспределительным сетям и т.д., на основании проектно-сметной документации, составленной заказчиком в ценах 2001 года. ГАУ "РЦЭЦС" рассматривает представленную проектно-сметную документацию и переводит ее в текущие цены на тот момент, на который укажет заказчик.
На заседании Комиссии представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области пояснил, что Управление в рамках возложенных на него полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управлением установлены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределение ОАО "Газпром газораспределение Пенза" на территории Пензенской области, в том числе в ценах 2001 года. Указанные ставки подлежат применению Обществом в порядке, определенном Главой 4 и с учетом положений пункта 16 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3.
По мнению Управления с учетом положений нормативно-правовых актов Российской Федерации у газораспределительной организации отсутствуют правовые основания применения при расчете платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям на основании стандартизированных ставок индекса изменения сметной стоимости, рекомендованного письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.02.2015 N 3004-ЛС/08, поскольку для указанных индексов определена иная сфера применения.
З<_> поддержал доводы, изложенные ранее.
Представители ОАО "Газпром газораспределение Пенза" поддержали доводы, изложенные ранее.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
ОАО "Газпром газораспределение Пенза" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области (ОКВЭД 40.20.2).
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 14.11.1997 г. N 121/1 ОАО "Газпром газораспределение Пенза" (до 03.10.2013 - ОАО "Пензагазификация") включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области под регистрационным номером N 58.2.3.
Приказами Федеральной службы по тарифам от 04.12.2012 N 330-э/7, от 28.04.2014 N 100-э/2, от 19.05.2015 N 173-э/7 утверждены тарифы на услуги ОАО "Газпром газораспределение Пенза" (до 03.10.2013 - ОАО "Пензагазификация") по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Пензенской области.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из приведенных норм законодательства ОАО "Газпром газораспределение Пенза" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении правил подключения (технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Далее - Правила N 1314) подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Исполнителем технологического присоединения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Транспортировка газа по трубопроводам неразрывно связана с технологическим присоединением к газораспределительным сетям, мероприятия по технологическому присоединению к газораспределительным сетям осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки газа для потребителей. Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке газа по трубопроводам.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами N 1314.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60 Правил N 1314).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 87 Правил N 1314 договор о подключении должен содержать существенное условие о размере платы за технологическое присоединение, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Согласно статье 23.2. Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 5 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 N 101-э/3 (далее - Методические указания), определены случаи установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования и стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 31.12.2014 N 189 утверждены стандартизированные тарифные ставки, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ОАО "Газпром газораспределение Пенза". В их числе:
- стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов ОАО "Газпром газораспределение Пенза", связанных с разработкой проектной документации (С1, С2);
- стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов Общества, связанных со строительством (реконструкцией) газопроводов (С3, С4, С5);
- стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов Общества, связанных со строительством (реконструкцией) газорегуляторных пунктов (С6);
- стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов Общества, связанных со строительством (реконструкцией) станции катодной защите (С7);
- стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов Общества, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя к сетям газораспределения и проведением пуска газа (С8).
В соответствии с пунктами 21, 22, 23, 24, 25 Методических указаний стандартизированные тарифные ставки С3, С4, С5, С6, С7 определяются органом регулирования в территориальных единичных расценках 2001 года.
Согласно пункту 14 Методических указаний газораспределительная организация в случаях, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящих Методических указаний (а именно, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, кроме случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта и установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту), самостоятельно рассчитывает размер платы за технологическое присоединение на основе утвержденных стандартизированных тарифных ставок в порядке, определенном Главой IV и с учетом положений пункта 16 настоящих Методических указаний.
Величина платы за технологическое присоединение на основании утвержденных стандартизированных тарифных ставок для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения газораспределительной организации, составляет более 150 метров, определяется газораспределительной организацией по формуле согласно пункту 29 Главы IV Методических указаний:
(руб.)
Величина платы за технологическое присоединение на основании утвержденных стандартизированных тарифных ставок для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения газораспределительной организации, составляет 150 метров и менее, определяется газораспределительной организацией по следующей формуле согласно пункту 30 Главы IV Методических указаний:
(руб.)
где:
- максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования Заявителя в соответствии с техническими условиями без учета расхода газа, ранее подключенного в рассматриваемой(-ых) точке(-ах) подключения газоиспользующего оборудования Заявителя;
- протяженность строящегося стального газопровода i-того диапазона диаметров и j-типа способа прокладки;
- протяженность строящегося полиэтиленового газопровода k-того диапазона диаметров;
- максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования Заявителя, подключаемый с использованием газорегуляторного пункта n-ного диапазона максимального часового расхода газа, без учета расхода газа, ранее подключенного в рассматриваемой(-ых) точке(-ах) подключения газоиспользующего оборудования Заявителя;
- максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования Заявителя, подключаемый с использованием станции катодной защиты, без учета расхода газа, ранее подключенного в рассматриваемой(-ых) точке(-ах) подключения газоиспользующего оборудования Заявителя;
- индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для субъекта Российской Федерации на месяц, предшествующий месяцу, данные по которым используются для расчета, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности (пункт 27 методических указаний);
- количество фактических подключений (технологических присоединений) к стальному газопроводу i-того диапазона диаметров (полиэтиленовому газопроводу k-того диапазона диаметров).
Согласно указанным формулам при определении газораспределительной организацией платы за технологическое присоединение к стандартизированным тарифным ставкам С3, С4, С5, С6, С7, в территориальных единичных расценках 2001 года, подлежит применению индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (), рекомендуемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Таким образом, при расчете платы за технологическое присоединение исходя из утвержденных стандартизированных тарифных ставок ОАО "Газпром газораспределение Пенза" необходимо использовать индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованный уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, и, следовательно, учитывающий региональные условия выполнения работ.
На территории Пензенской области уполномоченным органом в данной сфере является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области (на основания Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 14.02.2014 N 90-пП).
В свою очередь Министерство строительства и ЖКХ Пензенской области целях реализации указанных полномочий учредило Государственное автономное учреждение "Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области" (ГАУ "РЦЭЦС").
Пунктом 2.2.3. Устава ГАУ "РЦЭЦС", утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ Пензенской области от 26.02.2015 N 40 О/Д, установлено, что предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве на территории Пензенской области.
На основании изложенного, ОАО "Газпром газораспределение Пенза" при определении платы за технологическое присоединение к стандартизированным тарифным ставкам в территориальных единичных расценках 2001 года необходимо применять индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованный ГАУ "РЦЭЦС".
19.05.2015 З<_> обратился в ОАО "Газпром газораспределение Пенза" с заявкой на заключение договора о подключении объект - индивидуальный жилой дом, по адресу: Пензенская область, Пензенский район, п. Мичуринский, ул. Макарова, д. 103, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 58:24:0341801:924.
Обществом подготовлен и направлен заявителю проект договора о подключении от 08.06.2015 г. N 388 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 4.1. Договора размер платы за подключение составляет 464 616,06 руб. (с учетом НДС).
Согласно расчету размера платы (Приложение N 2 к договору) ОАО "Газпром газораспределение Пенза" при определении платы за технологическое присоединение объекта заявителя исходя из стандартизированных тарифных ставок использован индекс, рекомендованный к применению письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.02.2015 N 3004-ЛС/08 в первом квартале 2015 года.
Вместе с тем, согласно абз. 3 указанного письма, данные индексы предназначены для формирования начальной (максимально) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
Для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены (абз. 4 письма от 06.02.2015 N 3004-ЛС/08).
Применение газораспределительной организацией указанных индексов для расчета платы за технологическое присоединение объектов газопотребления к сетям газораспределения исходя из стандартизированных тарифных ставок не предусмотрено.
Кроме того, вышеназванными Методическими рекомендациями по расчету платы за технологическое присоединение N 101-э/3 предусмотрено, что газораспределительной организацией при расчете платы за технологическое присоединение исходя из стандартизированных тарифных ставок должен применяться индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, на месяц, предшествующий месяцу, данные по которым используются для расчета, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Как указано выше на территории Пензенской области данные полномочия реализует ГАУ "РЦЭЦС".
В связи с чем, при расчете платы за технологическое присоединения ОАО "Газпром газораспределение Пенза" необходимо использовать индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ на месяц, предшествующий месяцу, данные по которым используются для расчета, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендованный ГАУ "РЦЭЦС".
ОАО "Газпром газораспределение Пенза" при расчете платы за технологическое присоединение объекта З<_> к сетям газораспределения Общества применило ненадлежащий индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, который рекомендован письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.02.2015 N 3004-ЛС/08 для иных сфер применения.
По информации, представленной ГАУ "РЦЭЦС" за получением индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для определения платы за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения на территории Пензенской области исходя из стандартизированных тарифных ставок ОАО "Газпром газораспределение Пенза" не обращалось.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ОАО "Газпром газораспределение Пенза" также применило ненадлежащий индекс изменения сметной стоимости (по письму от 06.02.2015 N 3004-ЛС/08) при расчете платы за технологическое присоединения к сетям газораспределения Общества по договорам о подключении с ООО "Инвест-Сервис" от 09.06.2015 N 481, с Желудковой Т.Ю. от 05.06.2015 N 59, с МБОУ СОШ с. Вирга от 25.05.2015 N 44, с ООО "Водострой" от 17.02.2015 N 13, с ГБУЗ "Шемышейская районная больница" от 03.07.2015 N 283, с ООО "РВС-ДЕВЕЛОПМЕНТ" от 19.03.2015 N 197.
Действия Общества по применению при расчете платы за технологическое присоединение объектов газопотребления к сетям газораспределения исходя из стандартизированных тарифных ставок ненадлежащего индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ нарушают порядок ценообразования, установленный действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и влекут (могут) повлечь ущемление интересов других лиц.
Доводы представителей Общества о невозможности применения при расчете платы за технологическое присоединение надлежащего индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованного ГАУ "РЦЭЦС", в связи с необходимостью предоставления в Учреждение для расчета индекса проектно-сметной документации на объект, которая подготавливается ОАО "Газпром газораспределение Пенза" только после заключения договора о подключении, а также невозможности корректировки платы по договору о подключении впоследствии, Комиссией не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 87 Правил N 1314 в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения для случаев:
а) когда размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из стандартизированных ставок и технических параметров проекта газоснабжения, - после разработки и проведения экспертизы проекта газоснабжения;
б) когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, законодательством предусмотрена корректировка размера платы за технологическое присоединения объектов газопотребления к сетям газораспределения исходя из стандартизированных тарифных ставок после поведения экспертизы проектно-сметной документации и получения надлежащего индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованного ГАУ "РЦЭЦС", путем заключения ОАО "Газпром газораспределение Пенза" дополнительного соглашения к договору о подключении с потребителем.
Доводы представителей ОАО "Газпром газораспределение Пенза" относительно аннулирования заявки о подключении З<_> по истечении 60 дней со дня получения заявителем подписанного Обществом проекта договора о подключении, в связи с ненаправлением заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении, а также ненаправлением мотивированного отказа от подписания договора о подключении, и прекращении отношений между З<_> и ОАО "Газпром газораспределение Пенза" Комиссией не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 77 Правил N 1314 в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий.
Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа.
В материалы дела Обществом представлены документы, свидетельствующие об обращении З<_> 08.06.2015 с требованием обоснования неправомерного применения индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ при расчета платы за технологическое присоединения объекта заявителя.
Письмом от 11.06.2015 Исх. N 1917 ОАО "Газпром газораспределение Пенза" отклонило заявленные требования З<_> и указало на обоснованность применения индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованного письмом от 06.02.2014 N 3004-ЛС/08.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 1314 19.06.2015 З<_> обратился в Пензенское УФАС России для рассмотрения возникших разногласий с ОАО "Газпром газораспределение Пенза" при заключении договора о подключении в рамках представленных полномочий.
В связи с чем, в силу требований Правил N 1314 заявка З<_> о заключении договора о подключении объекта газопотребления к газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Пенза" аннулированию не подлежит.
Действия ОАО "Газпром газораспределение Пенза" по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в результате применения ненадлежащего индекса изменения сметной стоимости при определении платы за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО "Газпром газораспределение Пенза, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в результате применения ненадлежащего индекса изменения сметной стоимости при определении платы за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения, которое влечет или может повлечь ущемление интересов других лиц, как злоупотребление доминирующим положением и нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Пенза" (ОГРН 1025801359858, ИНН 5836611971, Пензенская область, г. Пенза, ул. Максима Горького, д. 50), выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в результате применения ненадлежащего индекса изменения сметной стоимости при определении платы за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО "Газпром газораспределение Пенза" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 3 ноября 2015 г. N 2-03/21-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016