Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 3 ноября 2015 г. N 05/3913
Резолютивная часть решения оглашена "21" октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "03" ноября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Виктория Викторовна Мельникова - заместитель руководителя.
Члены Комиссии:
Неклиевич Т.Б. -начальник отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;
МамутоваЭ.Р. - специалист-эксперт отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;
в присутствии
от ответчика: представитель по доверенности б/н, от 01.09.2015 Черкашина Кристина Александровна
от заявителя: Подковаленко Виктор Владимирович
рассмотрев дело N 05/353-15 возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Крымская Водная компания" (ул. Механизаторов, дом N 9, с. Лесновка, Сакский район) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) поступило заявление от гр. "П" от 14.04.2015 г. (вх.N169/10 от 14.04.2015) о возможном нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "Крымская Водная компания" (далее - ООО "Крымская водная компания) антимонопольного законодательства, которое, по мнению заявителя, выразилось в установлении платы за технические условия на установку прибора учета воды и проезд до места работы, и в требовании от гражданина "П" оплатить стоимость технических условий на установку прибора учета воды, стоимость проезда до места работы.
В ходе рассмотрения заявления, а также материалов, представленных ООО "Крымская водная компания", Крымским УФАС России установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Государственное унитарное предприятие "Вода Крыма" в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального конституционного Закона от 21.03.14 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, с 04.07.2014 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц как Обществом с ограниченной ответственностью "Крымская Водная компания", место нахождения: ул. Механизаторов, дом N 9, с. Лесновка, Сакский район.
Услуги по водоснабжению и водоотведению ООО "Крымская водная компания" оказывает в условиях естественной монополии и доля на данном рынке в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения ООО "Крымская водная компания" составляет 100%.
В связи с изложенным выше, Крымским УФАС России Приказом N 118 от 13.07.2015 г. в отношении ООО "Крымская водная компания" (ул. Механизаторов, дом N 9, с. Лесновка, Сакский район) возбуждено дело N 05/353-15 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N05/1990 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 22.07.2015 рассмотрение дела N 05/353-15 назначено к рассмотрению на 10.09.2015 г., в качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела привлечен гр. "П".
Определением о назначении дела N05/2833 10.09.2015 рассмотрение дела N 05/353-15в связи с необходимостью в получении дополнительных материалов отложено Комиссией Крымского УФАС России на 30.09.2015.
30.09.2015 рассмотрение дела N 05/353-15 в связи с необходимостью в получении дополнительных материалов отложено комиссией Крымского УФАС на 21.10.2015.
Двадцать первого октября 2015 года при рассмотрении дела N 05/353-15 по существу Комиссией установлено следующее:
Крымским УФАС России рассмотрено заявление гражданина Подковаленко В.В.от 14.04.2015 (вх.169/10 от 14.04.2015 о возможном нарушении требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ООО "Крымская водная компания".
В ходе рассмотрения материалов дела выявлено, что 07.04. 2015 года работники ООО "Крымская водная компания" опломбировали водомер, принадлежащий гр. "П", выдали ему технические условия на установку водомера и акт выполненных работ. Согласно акту выполненных работ от 07.04.2015 года гр. "П" предъявлена сумма к оплате за технические условия и проезд до места работы.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 776 (с изменениями на 29 мая 2015 года) (далее - Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод), установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;
в)допуск к эксплуатации узла учета;
г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;
д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Согласно пункту 28 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "Крымская водная компания" выданы 07.04.2015 года гр."П" технические условия на установку водомера.
Следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена необходимость наличия у граждан технических условий на установку приборов учета водоснабжения, что подтверждено заключением Министерства регионального развития РФ исх. N 27098-ИП/08 от 20.08.2009 (вх. N 5916 от 01.09.2009).
Министерство регионального развития РФ в письме исх. N 27098-ИП/08 от 20.08.2009 (вх. N 5916 от 01.09.2009) определило, что "основная задача, решаемая посредством выдачи технических условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - определение возможности подключения объекта капитального строительства к инженерным сетям исходя из необходимой подключаемой нагрузки, резерва пропускной способности сетей и резерва мощности по производству соответствующего ресурса. В случае установки внутриквартирного прибора учета решается задача индивидуального учета внутриквартирного потребления ресурса. При этом установка прибора учета технически не является причиной изменения нагрузки потребления ресурса. В этой связи выдача технических условий на установку внутриквартирных приборов учета по аналогии с Правилами, установленными в Постановлении Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, лишена смысла. Кроме того, законодательством РФ и актами Правительства РФ не предусмотрена необходимость составления технических условий на установку внутриквартирных приборов учета. Требования организации о наличии у граждан технических условий на установку внутриквартирных приборов учета, а также взимание платы за выдачу таких технических условий не находят оснований"
В соответствии с пунктами 29 и 30 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение выдаются технические условия на проектирование узла учета.
Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).
Технические условия на проектирование узла учета должны содержать:
а) требования к месту размещения узла учета;
б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;
в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.
На основании изложенного выше, ООО "Крымская водная компания" нарушен:
порядок выдачи технических условий на проектирование узла учета воды, а именно, отсутствие письменной заявки от абонента "П" на выдачу технических условий на проектирование узла учета воды, содержащей необходимые сведения, в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод;
выданы технические условия на установку водомера, что не предусмотрено действующим законодательством;
технические условия на установку водомера выданы в день осуществления опломбировки прибора учета воды;
содержание технических условий на установку водомера не содержит всю необходимую информацию, которая должна содержаться в технических условиях на проектирование узла учета воды.
Технические условия на проектирование узла учета воды гр. "П" не выданы, в нарушение действующего законодательства.
Установлено, что ООО "Крымская водная компания", выдав гр. "П" технические условия на установку водомера, предъявила сумму к оплате в соответствии с расчетом стоимости выдачи технических условий на проектирование узла учета воды, утвержденных генеральным директором ООО "Крымская водная компания" (письмо ООО "Крымская водная компания" от 13.09.2015 года N 504, от 23.06.2015 года N 672).
При анализе технических условий на установку водомера, которые были выданы гр. "П" установлено, что их содержание в не полной объеме соответствуют содержанию технических условий на проектирование узла учета воды (согласно требованиям действующего законодательства), а именно отсутствует информация о требованиях к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 34 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации (далее - заявка).
В заявке должны быть указаны:
реквизиты абонента или транзитной организации (для юридических лиц - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства), контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона лица, направившего заявку;
реквизиты (номер, дата заключения) договоров водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке горячей воды, договора по транспортировке сточных вод или договора подключения к централизованной системе водоснабжения или водоотведения;
предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.
К заявке прилагаются:
а) заверенная абонентом или транзитной организацией копия проектной документации на оборудование узла учета;
б) заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета;
в) заверенные абонентом или транзитной организацией копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета);
г) документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.
Таким образом, следует вывод, что ООО "Крымская водная компания" нарушена процедура допуска смонтированного узла учета, принадлежащего "П" к эксплуатации, а именно, не было письменной заявки на допуск узла учета к эксплуатации от потребителя и приложений.
Согласно пункту 42 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод по результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации, в котором указываются:
а) дата, время и местонахождение объекта проверки;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;
в) результаты проверки узла учета;
г) решение о допуске или об отказе в допуске узла учета к эксплуатации с указанием причины отказа;
д) в случае допуска узла учета к эксплуатации показания приборов учета на момент завершения процедуры допуска узла учета к эксплуатации и указание мест на узле учета, в которых установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).
На основании изложенного, указанная процедура выдачи актов допуска к эксплуатации узлов учета воды является императивным, и правовые нормы Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод не содержат положений, позволяющих ресурсоснабжающей организации выдавать акты допуска к эксплуатации узлов учета и указанные выше технические условия за рамками названных сроков, и не соблюдать процедуру выдачи акта допуска к эксплуатации.
Перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета (пункт 44 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод).
В соответствии с пунктом 46 приборы учета считаются допущенными к эксплуатации в установленном порядке с даты получения абонентом (доставки абоненту) акта допуска узла учета к эксплуатации с приложением копии паспорта на приборы учета.
Таким образом, Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод не предполагают процедуру оформления акта выполненных работ с предъявлением к оплате стоимости выполненных работ, как это было сделано ООО "Крымская водная компания" в отношении гр. "П" при вводе в эксплуатацию установленного абонентом водомера.
Следует отметить, что Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод предусматривают плату за установку приборов учета воды. Пунктом 45 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод определено, что установка приборов учета осуществляется абонентами или транзитными организациями самостоятельно либо по договору с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за счет средств абонента или транзитной организации.
Таким образом, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод определены случаи, когда предусматривается плата за определенное действие.
На основании изложенного выше, действия ООО "Крымская водная компания" по выдаче технических условий на проектирование узла учета воды обладают свойствами обязательности их совершения, как для абонента, так и для ООО "Крымская водная компания", обусловлены не получением какого-либо блага, а требованиями законодательства, и совершать их вправе, и обязана только организация водопроводно-канализационного хозяйства в силу своего статуса.
В данном случае указанные действия по выдаче технической документации на проектирование узла учета не являются услугой как таковой. При этом Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 776 (с изменениями на 29 мая 2015 года), определяющие обязательность выдачи технической условий на проектирование узла учета воды организацией водопроводно-канализационного хозяйства, платы за указанную процедуру не предусматривают.
На основании изложенного, установление ООО "Крымская водная компания" стоимости выполнения отдельной функции, сопряженной с деятельностью данной организации в сфере водоснабжения, не соответствует действующему законодательству.
Установление платы за выдачу технических условий на проектирование узла учета воды налагает дополнительные расходы на тех лиц, которые обращаются в ООО "Крымская водная компания" с просьбой о совершении предусмотренных правилами обязательных действий организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В ходе рассмотрения дела к материалам дела приобщены документы, представленные гр. "П" на заседание комиссии по делу N 05/353-15: технические условия на установку водомера б/н, выданные ООО Крымская водная компания" гр. "Ж", проживающей по улице Калинина, 35, с. Калинино; счет на оплату б/н от 10.06.2015, выданный гр. "Ж" за технические условия и опломбирование средств учета холодной воды ООО "Крымская водная компания", технические условия б/н на установку водомера гр. "М", выданные ООО "Крымская водная компания", счет на оплату за технические условия и опломбирование средств учета холодной воды б/н, от 18.05.2015 года, предъявленный "М".
Согласно приобщенным к материалам дела документам, указанным выше ООО "Крымская водная компания" предъявляет оплату за технические условия на установку водомера и опломбировку средств учета воды жителям с. Калинино.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 81.14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (с изменениями и дополнениями), установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Также, следует отметить, пунктом 81.9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Таким образом, исходя из системного толкования норм законодательства Российской Федерации, у организаций, осуществляющих деятельность на рынке водоснабжения и водоотведения отсутствуют законные основания для взимания платы за выдачу технических условий, опломбировку и проезд к месту опломбирования прибора учета воды.
Таким образом, действия ООО "Крымская водная компания" по выдаче гражданам "П", гр. "Ж" и "М", не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации технических условий на установку водомера, предъявление счета (акта выполненных работ) с указанием суммы к оплате за технические условия и опломбирование средств учета холодной воды, проезд до места работы привели к ущемлению интересов гр. "П", гр."Ж", "М", и могут привести к ущемлению интересов других потребителей услуг ООО "Крымская водная компания".
Частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Следовательно, ООО "Крымская водная компания" в силу своего доминирующего положения при оказании услуг, непосредственно связанных с водоснабжением граждан, обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона "О защите конкуренции" и не допускать действий, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
С учетом изложенного, Комиссия Крымского УФАС России пришла к выводу, что действия ООО "Крымская водная компания" по выдаче гражданам "П", "Ж" и "М", не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации технических условий на установку водомера, предъявление счета (акта выполненных работ) с указанием суммы к оплате за технические условия и опломбирование средств учета холодной воды, проезд до места работы являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции"
Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) определено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Кроме того, антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Свидетельством ущемления интересов других лиц является обращение в антимонопольный орган гражданина "П" 14.04.2015 г. (вх.N169/10 от 14.04.2015).
По результатам рассмотрения дела Комиссия установила наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия КрымскогоУФАС России решила:
Признать ООО "Крымская водная компания" нарушившим требование части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ООО "Крымская водная компания" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.В. Мельникова
Члены Комиссии:
|
Т.Б. Неклиевич
Э.Р.Мамутова |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 3 ноября 2015 г. N 05/3913
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016