Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 14 декабря 2009 г.
Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
Фомин В.М., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Воронина Г.А., начальник отдела рекламы;
Кочетурова Ю.В., специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-6/69-2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в Тверском информационно-развлекательном журнале "Prime" рекламы пива "Афанасий. Живое пиво. Нефильтрованное",
в отсутствие представителей ООО "НикитиН", надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении от 25.11.2009),
УСТАНОВИЛА:
В Тверском информационно-развлекательном журнале "Prime" за апрель-май 2009 год N 3 (11) размещена реклама пива "Афанасий. Живое пиво. Нефильтрованное" с текстом: "Афанасий. Живое пиво. Нефильтрованное. Лидер в сегменте "Живое пиво".
В соответствии с толковым словарем русского языка под ред. Д.Н.Ушакова слово "лидер" означает лицо, идущее первым в каком-либо состязании (спорт.).
Таким образом, используемое в рекламе слово "лидер" создает впечатление о наличии какого-либо преимущества рекламируемого товара перед аналогичными товарами других производителей, что требует документального подтверждения.
Поскольку в рекламе не указывается, лидером по каким показателям (время пребывания на рынке, территория распространения, объем продаж, наличие особых технологий в процессе изготовления пива, качество продукции и проч.) является пиво "Афанасий", создается впечатление, что рекламируемое пиво лидирует в сегменте "Живое пиво" на территории всей России по всем показателям.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Запрошенное определением о возбуждении дела документальное подтверждение лидерства пива "Афанасий. Живое пиво. Нефильтрованное" в сегменте "Живое пиво" ООО "НикитиН" не представлено.
ООО "НикитиН" полагает (письмо от 04.12.2009), что утверждение о "лидерстве" какого-либо товара не является утверждением о "преимуществе" данного товара перед другими аналогичными.
Вместе с тем, на российском рынке, в том числе в Тверской области реализуют свою продукцию большое количество производителей пива нефильтрованного (живого), как российских, так и иностранных.
Например, согласно информации, полученной в международном аналитическом журнале "Пивное дело" (2009 год, выпуск N 3, статья "Россия: итоги 2008, тенденции 2009"), на московском рынке "живого" пива по объему продаж в среднеценовом сегменте (100-130 рублей за литр) крепкие позиции занимает пиво "Хмелефф" производства "Русская пивоваренная компания" (г. Рязань), а в премиальном сегменте (130-180 рублей за литр) - пиво "Zolberg" производства "Вятская Промышленная Компания" (г. Киров).
Кроме того, на портале "www.beertop.ru" представлен рейтинг нефильтрованного пива, где среди 154 различных марок пива, пользующихся спросом у любителей нефильтрованного (живого) пива, пиво "Афанасий Нефильтрованное Живое" занимает лишь 88 место.
Следовательно, нельзя утверждать, что пиво "Афанасий. Живое пиво. Нефильтрованное" является абсолютным лидером в сегменте "Живое пиво".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно статье 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, ответственность несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно договору от 16.04.2009 N 102/СП/71 рекламодателем вышеназванной рекламы является ООО "НикитиН".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать размещенную в Тверском информационно-развлекательном журнале "Prime" за апрель-май 2009 год N 3 (11) рекламу пива "Афанасий. Живое пиво. Нефильтрованное", ненадлежащей, поскольку она нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "НикитиН" предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела N 06-6/69-2009 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии В.М. Фомин
Г.А. Воронина
Ю.В. Кочетурова
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 06-6/69-2009
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
14 декабря 2009 г. г. Тверь
Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
Фомин В.М., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Воронина Г.А., начальник отдела рекламы;
Кочетурова Ю.В., специалист 1 разряда отдела рекламы,
на основании своего решения от 14.12.2009 по делу N 06-6/69-2009 о признании рекламы пива "Афанасий. Живое пиво. Нефильтрованное", размещенной в Тверском информационно-развлекательном журнале "Prime" за апрель-май 2009 г. N 3 (11), ненадлежащей, поскольку она нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "НикитиН" (ул. Коминтерна, д. 95, г. Тверь, 170028) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить размещение рекламы пива "Афанасий. Живое пиво. Нефильтрованное", содержащей указания на лидерство данного пива в сегменте "Живое пиво", в Тверском информационно-развлекательном журнале "Prime", либо иным образом обеспечить ее соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. ООО "НикитиН" (ул. Коминтерна, д. 95, г. Тверь, 170028) представить в Управление письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 12.01.2010.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии В.М. Фомин
Г.А. Воронина
Ю.В. Кочетуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 14 декабря 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016