Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
(опубликовано 14 декабря 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <_> <_> <_> <_> рассмотрев дело NА-271/10-09 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 14 декабря 2009 г. по делу NА-271/10-09 о нарушении ОАО "Башкирэнерго" (450096, г.Уфа, ул.Комсомольская, 126) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Башкирэнерго" (450096, г.Уфа ул.Комсомольская, 126), доминирующему на рынке теплоснабжения республики, с момента (дня) получения данного Предписания прекратить и не допускать впоследствии нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
2. Для устранения нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Башкирэнерго" совершить следующие действия:
-в срок до 30.12.2009 г. отозвать письмо N702-33-26 от 12.08.2009 г. и перечень мероприятий по подготовке систем теплопотребления к отопительному сезону 2009-2010 гг., направленный ООО "БашРТС" вместе с указанным письмом в адрес <_>
-при составлении и направлении перечня мероприятий по подготовке помещений арендуемых <_> и других потребителей теплоэнергии не допускать включения в рекомендуемый перечень мероприятий по подготовке систем теплопотребления к отопительному сезону избыточных и невыполнимых требований, не предусмотренных и противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок потребителей.
3. О выполнении настоящего Предписания в срок до 31.12.2009 г., сообщить в УФАС по РБ, представив документальное подтверждение исполнения предписания.
РЕШЕНИЕ по делу NА-271 /10-09
14.12.2009 г. г.Уфа ул.Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия УФАС по РБ), в составе: <_> <_> <_> <_> в присутствии представителей от ОАО "Башкирэнерго" <_> (доверенность N119/11-91 от 01.09.2009 г.), от ООО "Баштеплосбыт" <_> (доверенность N229/30-33 от 01.12.2009 г.), от ООО "БашРТС" <_> (доверенность N119/1-7 от 31.12.2008 г.), <_> (доверенность N119/1-30 от 31.12.2008 г.), <_> доверенность (N119/1-8 от 31.12.2008 г.), от индивидуального предпринимателя <_> - <_> <_> доверенность без N от 18.12.2009 г.), от лиц располагающих сведениями об обстоятельствах дела Приуральского управления ФС по экологическому и технологическому надзору - <_> (уд.ТО-11N 0108), <_> (уд.ТО-11N 0084), от Министерства земельных и имущественных отношений - на заседание не явились (уведомлены надлежащим порядком), рассмотрев материалы дела NА-271/10-09, возбужденное по заявлению <_> (далее-Заявитель) по признакам нарушения ОАО "Башкирэнерго" (450077, г.Уфа, ул.К.Маркса, д.30) п.4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в ущемлении интересов Заявителя, связанных с неподачей тепла, установила:
I. Основанием для возбуждения и рассмотрения дела явилось обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Индивидуального предпринимателя <_> (РБ, 450000, г.Уфа, ул.Новоженова, 88/1-3), с жалобой на действия ООО "Баштеплосбыт", в части ущемления интересов Заявителя путем невыполнения ООО"Баштеплосбыт" Соглашения N450117 от 01.12.2007 г. заключенному между ОАО "Башкирэнерго", в лице <_> ООО "Баштеплосбыт" агента энергоснабжающей организации - не подача тепла на отопление в не жилое помещение, часть которого арендуется Заявителем на основании договора о передаче объектов государственного нежилого фонда в аренду без права выкупа N9820.а, по адресу: г.Уфа, ул.Гагарина, 10/1, в 2008-2009г.г.
Как указывает Заявитель и следует из материалов дела, указанное государственное имущество используется двумя потребителями: <_> - часть 2-ого этажа использует под фитнес центр "Светлана", другая часть 2-ого этажа и весь первый этаж занимает БашРТС-Уфа филиал ООО "БашРТС".
Заявитель в своем заявлении отмечает, что на все его обращения выполнять свои обязательства по Соглашению, согласно которому, ООО "Баштеплосбыт" совместно с ООО "БашРТС" обязан подавать тепло Потребителю в арендованное Заявителем под фитнес клуб нежилое помещение - действий по подаче тепла со стороны энергоснабжающих организаций не последовало.
Из заявления и документов, представленных вместе с заявлением, УФАС по РБ в действиях ОАО "Башкирэнерго", доминирующего на рынке теплоснабжения республики усмотрены признаки нарушения п. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции"
В соответствии частью 4 ст.44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС по РБ принято решение о создании комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения пункта 4 части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Башкирэнерго", рассмотрение которого было назначено на 23.10.2009 г. и для представления дополнительных доказательств и привлечения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах дела, откладывалось дважды.
II. В ходе рассмотрения материалов дела: документов, поступивших по запросам Управления, а также устных и письменных пояснений от сторон по делу и лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела, Комиссией установлено.
Согласно агентских договоров: с дополнительными соглашениями, к ним, действующим с 2006 по 2009г.г. включительно, взаимоотношения ОАО "Башкирэнерго", ООО "Баштеплосбыт" и ООО "БашРТС" строятся и регулируются в соответствии с согласованными "Положениями о взаимоотношениях между ООО "Баштеплосбыт", ОАО "Башкирэнерго" и ООО "БашРТС", предусмотренных "Соглашением о взаимоотношении ООО "Баштеплосбыт и ООО "БашРТС" от 16.12.2006 г, Договором N24 от 10 января 2007 г. на оказание услуг по производству тепловой энергии (с учетом доставки до потребителя тепловой энергии произведенной ООО "БГК и дополнительными соглашениями к ним (имеются в материалах дела). Согласно указанным документам (п.1.1. Договора N24) ОАО "Башкирэнерго" поручает, а ООО "БашРТС" осуществляет передачу тепловой энергии, выработанной в том числе: на источниках ООО "БГК" от границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО "БашРТС" и ООО "БГК" до границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО "БашРТС" и потребителями тепловой энергии, являющимися неотъемлемой частью договора энергоснабжения. Согласно условиям п.п.3.1.7, 3.1.8, 3.1.9 договора, ООО "БашРТС" обязано уведомлять ОАО "Башкирэнерго о поступивших от потребителей тепловой энергии претензиях по качеству и количеству тепловой энергии. Производить работы по исполнению технической стороны договоров энергоснабжения, заключенных между ОАО "Башкирэнерго" и абонентами. На основании письменной заявки ОАО "Башкирэнерго" производить ограничение (прекращение) и восстановление подачи тепловой энергии абонентам. Не производить включение (подключение) энергоустановок абонента при отсутствии у них договора энергоснабжения, аттестованного персонала для обеспечения надлежащей эксплуатации энергетического оборудования и приборов коммерческого учета, а также при отсутствии технической готовности оборудования. Заключение договоров энергоснабжения на основании преддоговорных материалов, переданных от ООО "БашРТС" сбыт, продажу тепловой энергии и теплоносителя абонентам в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения от имени ОАО "Башкирэнерго" осуществляет ООО "Баштеплосбыт" (п.2.1,2.10 Соглашения).
Между ОАО "Башкирэнерго" - далее Ответчик или энергоснабжающая организация (ЭСО), в лице <_> ООО "Баштеплосбыт" действующего на основании агентского договора N107/1812 от 26.12.2006 года и доверенности 007-01 от 01.01.2007 года и <_> - далее Заявитель, заключено "Соглашение по оплате тепловой энергии" от 01.12.2007 г. N450117 (в редакции трех Соглашений от 21.12.2007 г. о внесении изменений в соглашение по оплате тепловой энергии N450117 от 01.12.2007 г. Согласно разделу 1 указанного соглашения, его предметом является обеспечение тепловой энергией не жилого помещения Заявителя (Потребителя) арендованного в здании по адресу: г.Уфа, ул.Гагарина, 10/1. При этом ЭСО поставляет тепловую энергию для потребителя, а потребитель оплачивает в порядке настоящего соглашения тепловую энергию собственного потребления по действующим тарифам и ценам с начислением НДС, обеспечивает техническую безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении систем теплопотребления.
В соответствии с п.3.8* Соглашения, технические пункты договора (отмеченные знаком (*), их выполнение, приложения к договору, оформление актов отпуска, отключения, ограничения подачи тепловой энергии, контроль за техническим состоянием сетей и систем теплопотребления Потребителя решаются персоналом подразделений ООО "БашРТС".
На требования Заявителя подключить отопление (письма в адрес ООО "Баштеплосбыт" исх. N9 от 06.11.2008 г.; исх N9.1 от 04.12.2008 г.) со стороны ООО "Баштеплосбыт" сначала следовали отписки с требованием оплатить сложившуюся задолженность, за поставленную в 2006-2007г.г. теплоэнергию после чего, как указано в ответах, тепло будет подключено (п-ма: N133-5755 от 13.11.2008 г., N133-6354 от 16.12.2008 г.).
Затем, после запроса Прокуратуры г.Уфы, куда Заявитель обращался для принятия мер по подключению отопления в арендуемом Заявителем помещении, Ответчик в лице ООО "Баштеплосбыт" со ссылкой на не исполнение Заявителем перечня мероприятий по подготовке систем теплопотребления к отопительному сезону, направленного "БашРТС-Уфа" "ОООБашРТС" письмом: N702-1860 от 26.05.2008 г. (получено Заявителем 28.05.2008 г.) стал требовать от Заявителя исполнения указанного перечня мероприятий на 2008-2009г.г., (п-мо ООО "Баштеплосбыт" N229/23-460 от 05.02.2009 г.).
Справочно: Из письма Прокуратуры N924ж от 01.06.2009 г. представлено вместе с заявлением, следует, что задолженность, на которую ссылался в своих письмах ООО "Баштеплосбыт" не связана с исполнением Соглашения N450117 от 01.12.2007 г.
Из материалов дела следует, что вместе с письмом N702-326 от 12.08.2009 г. "ОООБашРТС" в лице филиала "БашРТС-Уфа" Заявителю также направлялся перечень мероприятий по подготовке систем теплопотребления к отопительному сезону 2009-2010г.г. (получено Заявителем 15.08.2009 г.). Как указано в письме, без проведения перечисленных мероприятий тепловая энергия на объект Заявителя подаваться не будет (представлено в материалы дела ООО "Баштеплосбыт" и Заявителем). Как указано в перечне, подача тепловой энергии будет осуществляться при условии выполнения данного перечня мероприятий (из 9 пунктов), отсутствия задолженности за потребленную тепловую энергию, наличия акта готовности систем теплопотребления к работе в осеннее-зимний период, в соответствии с требованиями п.11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2009 г. N115 (зарегистрировано в Минюсте 02.04.2003 г. Регистрационный N4358 ).
Согласно п.п.1,2 указанного Перечня, Заявителю, наряду с представлением в срок до 07.08.2009 г: заявки на отопительный период, копии проектных (паспортных) данных на действующие тепловые энергоустановки, откорректированной схемы теплоснабжения и копии договора на эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией и обеспечения тепловых энергоустановок контрольными измерительными приборами надлежало в соответствии с п.3 перечня, в срок до 15.08.2009 г. устранить следующие замечания: Рекомендовано установить индивидуальный элеваторный узел, внутреннюю систему опрессовать давлением 6,0к/кв. см., а также провести другие мероприятия, в том числе в соответствии с п.1.1. вышеназванных Правил в присутствии представителя теплоснабжающей организации (с обязательным составлением акта) гидропневматическую промывку систем теплоснабжения, гидравлические испытания на прочность и плотность и др. мероприятия всего на 2-х листах. При этом в примечании сказано, что приемка гидравлической промывки и гидравлических испытаний представителем теплоснабжающей организации будет производиться после выполнения п.п.1, 1.1, 2, 3, 6 в полном объеме в установленные сроки. Заявитель считает требования ООО "Баштеплосбыт" и ООО "БашРТС" по проведению каких - либо мероприятий на системе теплопотребления не в арендуемом им помещении неправомерными, т.к. в соответствии с приложением N2 Дополнительного Соглашения от 21.12.2007 г. к Соглашению N450117 от 01.12.2007 г. "Подача тепловой энергии потребителю осуществляется через единую систему теплоснабжения, потребители тепловой энергии, арендующие помещения в данном здании гарантируют техническое обслуживание, содержание, ремонт теплосети, запорной арматуры, внутренней системы отопления в границах эксплуатационной ответственности пропорционально тепловой нагрузке потребителей в соответствии с техническим паспортом арендуемого объекта при условии беспрепятственного доступа <_> в помещения ЦТП в присутствии представителей тепловых сетей". Как указывает Заявитель в своих пояснениях по делу (письмо N7 от 07.03.2009 г. имеется в материалах дела) данный пункт Соглашения однозначно устанавливает ответственность арендатора за ремонт и содержание внутренней системы отопления только внутри арендуемого им помещения. Акт разграничения ответственности сторон за теплопотребляющие установки здания между арендаторами (Заявителем) и Ответчиком в лице ООО "БашРТС" не содержит схемы (не указана точка поставки тепловой энергии Заявителю). ЭСО обязана поставлять теплоэнергию в помещения, занимаемые Заявителем, а Заявитель согласно Соглашению обязан только ее оплачивать в соответствии с условиями соглашения. При этом ООО "БашРТС", в соответствии с п.3.8 обязано проводить все необходимые для поставки тепла в помещения арендуемые Заявителем действия, в том числе гидравлические испытания (опрессовку)и промывку систем теплопотребления всего здания.
По утверждениям Заявителя, ранее пуск отопления в т.ч. в декабре 2007 г. совершался представителями БашРТС, без каких либо условий. По его мнению, об этом свидетельствуют акты о подключении тепла, представленные в Комиссию Заявителем (имеются в материалах дела). Акты же представленные в Комиссию энергоснабжаюшими организациями, по мнению Заявителя, не могут являться допустимыми по делу, поскольку имеют признаки недостоверности. Кроме того МЗИО РБ не передало Заявителю инженерные коммуникации по акту приема-передачи вместе со схемами (письмо МЗИО РБ исх. NИЗ-34/12430 от 01.10.2009 г.), поскольку согласно постановлению N1528 от 11.04.2002 г. "Об учете в составе казны объектов жилищного фонда, встроено-пристроенных нежилых помещений и производственных баз, находящихся в собственности г.Уфы" собственником инженерных сетей здания по улице Гагарина 10/1 является казна г.Уфы, а МУП УЖХ г.Уфы по п.4 указанного Постановления осуществляет функции по управлению, содержанию и эксплуатации данного здания.
По мнению заявителя ООО "БашРТС" находится в здании и эксплуатирует сети и тепловые энергоустановки незаконно.
III. Как следует из письменных и устных пояснений представителей Уфимского территориального отдела Приуральского управления Ростехнадзора (исх. N08-25/6315 от 04.08.2009 г., исх N 08-03/17032 от 03.12.2009 г., протокол от 08.12.2008 г.), в связи с обращением Заявителя, Ростехнадзором проведена проверка технического состояния и эксплуатации системы теплопотребления здания, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Гагарина, 10/1, а также проверка выполнения комплекса мероприятий по подготовке системы теплоснабжения к отопительному сезону 2009-2010г.г. ЦТП N548, являющегося неотьемлемой частью здания, по указанному адресу арендуемого "БашРТС-Уфа" ООО "БашРТС".
ЦТП введен в эксплуатацию в 1995году. Согласно договора аренды N105/770 от 01.01.2006 г. техническое оборудование арендуемых "БашРТС-Уфа" (филиал ООО "БашРТС") помещений здания по ул.Гагарина 10/1 эксплуатируется "БашРТС-Уфа". Первоначальный проект теплоснабжения здания, у Ростехнадзора, отсутствовал, в связи с чем, установить факт реконструкции внутренней системы отопления не представлялось возможным. По факту имеющихся нарушений, в том числе, отсутствию схемы теплового узла внутренней системы отопления здания выдано предписание ООО "БашРТС" и составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.11 КоАП РФ, на должностное лицо (Акт проверки и предписание имеется в материалах дела).
Из пояснений следует, что существующая (действующая схема системы отопления здания ЦТП N548 по адресу: г.Уфа ул.Гагарина 10/1 соответствует аксонометрической схеме отопления выполненной институтом "Башкиргражданпроект"(лист N3 проекта N17267-27-ОВ "Застройка микрарайона "Сипайлово"-7" блок N27 бойлерная" и предусматривает раздельную подачу теплоносителя на помещения, арендуемые Заявителем и помещения арендуемые ООО "БашРТС", а также позволяет проводить обслуживание (испытания на прочность и плотность, промывку, текущий и капитальный ремонт) теплофикационного оборудования в помещениях фитнес клуба "Светлана" (Заявителя) и помещениях ООО "БашРТС". Запорная арматура (вентиля) установленная после узла управления на разводящих трубопроводах системы отопления предусмотрена проектом N17267-27-ОВ. В схеме элеваторного узла ЦТП N548 данная запорная арматура обозначена нумерацией: N6, N5, N9, N10 на помещения ООО "БашРТС"; на помещение фитнес клуба "Светлана" N7, N8. Таким образом, Заявитель может выполнять мероприятия согласно Перечней мероприятий, выданных Заявителю, энергоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2009 г. N115. Техническое обслуживание, в том числе опрессовку тепловых сетей и оборудования находящихся в помещении Заявителя, Заявитель, обязан проводить в соответствии с условиями п.2.3.4 договора аренды N9820.а от 20.04.2007 г. Как указано в названном пункте договора, в случае отсутствия специальных ремонтно-эксплуатационных служб профилактическое обслуживание и текущий ремонт инженерно-технических коммуникаций арендуемого объекта производят соответствующие жилищно-коммунальные службы или иные организации по договору с арендатором и за его счет.
По разъяснениям представителей Ростехнадзора, при подготовке к отопительному сезону проводятся работы аналогичные приемке в эксплуатацию систем отопления. Все оборудование проходит ревизию, по итогам проводится профилактический ремонт и опрессовка. После этого, работа оборудования и опрессовка трубопроводов предъявляются инспектору теплоснабжающей организации и представителю владельца- потребителю (в данном случае арендатору), для получения Акта готовности абонента (потребителя) к отопительному сезону. Указанные Правила обязательны для исполнения всеми владельцами теплопотребляющего оборудования.
Что касается перечня пунктов мероприятий по подготовке систем теплопотребления к отопительному сезону в части обязательной установки узлов учета теплоэнергии, то, по мнению представителей Ростехнадзора, если между сторонами достигнута договоренность по расчету потребляемой Заявителем тепловой энергии, и отлажено оборудование на необходимое Заявителю количество потребляемой теплоэнергии, то установка узлов учета приведет к неоправданным денежным расходам арендатора. Рекомендации по установке индивидуального элеваторного узла, также не оправданы, поскольку Заявитель размещается в здании на праве аренды (временно).
Как следует из письма Заявителя в адрес ООО "Баштеплосбыт" N9.5 от 18.08.2009 г. перечень мероприятий на 2009-2010г.г. вместе с письмом Заявителем был переадресован ООО "Баштеплосбыт"(входящий N3885 от 18.08.2008 г.). Как указано в письме, теплоснабжающая организация обязана в соответствии с приложением N2 к Соглашению N450117 от 01.12.2007 г. обеспечить ввод в эксплуатацию теплоснабжающего оборудования Заявителя (потребителя согласно указанного соглашения). Этим же письмом Заявителем был истребован акт готовности единой отопительной системы здания к зиме на 2009-2010г.г., а также акт на период 2008-2009г.г. Однако ответа на указанные в письме требования от ЭСО не последовало.
IV. Как следует из пояснений Ответчика по делу (письмо ООО "Баштеплосбыт") Соглашением между сторонами установлено, что ОАО "Башкирэнерго" поставляет тепловую энергию, а Заявитель эксплуатирует систему теплоснабжения. При этом ОАО "Башкирэнерго" в праве осуществлять контроль за правилами эксплуатации сетей и их техническим состоянием.
П.3.8* Соглашения предусмотрено, что выполнение технических пунктов договора (отмеченные знаком (*), приложений к договору, оформление актов отпуска, отключения, ограничения подачи тепловой энергии, контроль за техническим состоянием сетей и систем теплопотребления Потребителя решаются персоналом подразделений ООО "БашРТС".
Во исполнение указанного пункта Соглашения, а именно в целях контроля за техническим состоянием сетей и систем теплопотребления Потребителя Энергоснабжающая организация привлекает соответствующий персонал ООО "БашРТС" для осуществления только контроля за действиями Потребителя по поддержанию надлежащего технического состояния систем, находящихся в ведении Потребителя.
Границы ответственности <_> за надлежащее техническое состояние сетей определяется условиями договора аренды N9820.а от 20.04.2007 г. пунктом 2.3.4. и Приложением N2 к соглашению по оплате тепловой энергии N450117 "Схема границ эксплуатационной ответственности между ЦРТС "БашРТС-Уфа" и <_>" (в редакции Соглашения о внесении изменений от 21.12.2007 г.).
Таким образом, обязательства Энергоснабжающей организации по проведению техническим мероприятий по подготовке систем теплопотребления <_> не предусмотрены заключенным соглашением N450117.
Только в случае, предусмотренном п.2 ст.543 ГК РФ, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию.
В связи с чем, по поступившему по исх. N9.5 от 18.08.2009 г. в адрес ООО "Баштеплосбыт" требованию <_> был направлен запрос в ООО "БашРТС" исх. N131-5630 от 08.09.2009 г. о возможности проведении гидравлических испытаний внутренней системы отопления Потребителя, отдельно от других систем, расположенных на том же объекте.
В своем ответе в ООО "Баштеплосбыт" (исх. N242-3970 от 18.09.2009 г.) ООО "БашРТС" разъяснило, что теплоснабжение помещений <_> осуществляется по отдельным стоякам внутренней системы отопления, которые Потребителю необходимо подготовить для начала отопительного сезона. Однако ответ на вышеуказанное письмо ООО "Баштеплосбыт" Заявителю не направил.
V. Из устных и письменных пояснений ООО "БашРТС" (исх. N119-4790 от 21.10.2009 г., N119-5248 от 13.11.2009 г., N119-5548 от 02.12.2009 г., протокол от 08.12.2009 г.) следует. В 2007-2008г.г. договора аренды недвижимого имущества здания ЦТП N548 по адресу: г.Уфа, ул.Гагарина, 10/1 ООО "БашРТС" не заключало, в связи с передачей вышеуказанного недвижимого имущества из муниципальной собственности в республиканскую собственность. В 2007-2008г.г. ООО "БашРТС" принимало необходимые меры для оформления соответствующих документов на объект недвижимости задания ЦТП N548.
С 01.01.2006 г. на основании заключенного с Администрацией ГО г.Уфа договора N105/74 аренды муниципального имущества ООО "БашРТС" эксплуатирует технологическое оборудование по ЦТП N548 по адресу: г.Уфа, ул.Гагарина, 10/1. В связи с тем, что арендуемое технологическое оборудование по ЦТП N548 неотделимо связано со зданием ЦТП N548 ООО "БашРТС" эксплуатировало и поддерживало соответствующее техническое состояние указанного объекта недвижимости здания ЦТП N548, в целях обеспечения надежного теплоснабжения и недопущения прекращения функционирования систем жизнеобеспечения микрорайона. 13.11.2009 г. между МЗИО РБ и ООО "БашРТС" был заключен договор N10409 о передачи объектов государственного нежилого фонда, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа, условия данного договора распространяются на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2009 г. в соответствии со ст. 425 ГК РФ.
Вопросы, касающиеся ООО "БашРТС" в части использования объекта недвижимости ЦТП N548 не влияют и не прекращают обязанности <_> соблюдать требования договора N9820.а от 20.04.2007 г., соглашения по оплате тепловой энергии N450117 от 01.12.2007 г., требования ст.539, 543 ГК РФ, "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" и не влияют на отношения между Энергоснабжающей организацией и потребителем.
Чертеж существующей (действующей) схемы теплоснабжения (отопления) объекта недвижимости здания ЦТП N548 по адресу: г.Уфа, ул.Гагарина, 10/1 при передаче в аренду не был предоставлен арендодателем.
Действия ООО "БашРТС" по выдаче Перечня мероприятий по подготовке систем теплопотребления к отопительному сезону обоснованы требованиями "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок". ООО "БашРТС" как представитель ЭСО (Ответчика) в соответствии с требованиями указанных "Правил" направляет в адрес потребителей рекомендуемый перечень мероприятий, для качественной подготовке к отопительному сезону и действует ни как собственник или арендатор помещения ЦТП-548, а как представитель ЭСО. ЭСО предъявляет одинаковые технические требования ко всем потребителям (абонентам) которые предусмотрены Правилами. Ранее Заявитель исполняла требования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", которые направлялись энергоснабжающей организацией и проводила мероприятия согласно перечня мероприятий. Что подтверждается актами и Перечнями (имеются в материалах дела) ООО "БашРТС" является таким же потребителем тепловой энергии в пределах ЦТП-548. Ежегодно проводит опрессовку (гидравлические испытания) гидропневманическу промывку в пределах занимаемых помещений. Предоставляемый акт о проведении гидравлических испытаний внутренней системы отопления фитнес клуба "Светлана" от 24 июля 2007 г. составлен представителем ООО "БашРТС" - техником абонентской службы ЦРТС "БашРТС-Уфа" филиала ООО "БашРТС" <_> и представителем абонента фитнес клуба "Светлана" <_> который непосредственно проводил опрессовку системы в подготовительный период к отопительному сезону 2007-2008г.г. Данным актом подтверждается факт проведения гидравлических испытании системы отопления фитнес клуба "Светлана" <_> От проведения испытаний же на период 2008-2009г.г. Заявитель отказывается, при этом требует акты готовности к зиме всего здания. Как отмечает ООО "БашРТС" 19.11.2009 г. <_> в заседании комиссий УФАС по РБ пояснила, что <_> является ее слесарем. Акт от 31.08.2007 г. представленный в УФАС по РБ <_> ООО "БашРТС" не получало и 31.08.2007 г. гидравлические испытания системы отопления фитнес клуба "Светлана" не проводились.
Заявитель не согласилась с указанными доводами Энергоснабжающих организаций по основаниям, изложенным в своих пояснениях по делу (письмо N7 от 03.12.2009 г.). Кроме того, пояснила, что не должна проводить опрессовку и подготавливать отопительную систему к зиме, занимаемых ею помещений, так как это возможно только из помещений, находящихся на первом этаже здания, находящегося в ведении ООО "БашРТС".
Комиссия УФАС по РБ отмечает, что указанная позиция Заявителя расходится с позицией МЗИО РБ и Администрацией Октябрьского района городского округа г.Уфа, изложены в письмах в ответ на обращения Заявителя (представлены Заявителем исх.N6 от 12.11.2009 г.), а также позицией представителей Ростехнадзора, утверждению которых, техническое обслуживание систем теплопотребления, неотъемлемой частью которого является подготовка системы теплоснабжения Заявителя к зиме, должно выполняться Заявителем, либо специализированной организацией, имеющей специально обученный персонал.
Между ОАО "Башкирэнерго" и ООО "БашРТС" заключен договор энергоснабжения с теплоносителем сетевая вода N404530 от 01.02.2006 г. ООО "БашРТС" является Абонентом указанного договора, в том числе по объекту г.Уфа, ул.Гагарина 10/1. Заявитель является Субабонентом ООО "БашРТС". Таким образом, объекты отопления Заявителя имеют опосредованное присоединение к сетям транспортирующей организации, которой также является ООО "БашРТС". Взаимоотношения между арендаторами здания должны строиться на взаимовыгодных условиях для чего в случае необходимости Абонент и Субабонент могут заключить соглашение либо регламент о взаимодействиях, связанных с подготовкой к отопительному сезону по занимаемым ими помещениям и иным вопросам на усмотрение сторон.
VI. Комиссия УФАС по РБ рассмотрев документы и материалы дела а также устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле и лиц располагающих сведениями об обстоятельствах дела, с учетом представленных МЗИО РБ документов (исх. NИЗ-34-15691 от 10.12.2009 г.) приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" При этом Комиссия УФАС по РБ исходит из следующего. Ответчиком в нарушение Соглашения и Договора с ООО "БашРТС" не были предприняты действия по надлежащему исполнению со стороны ЭСО Соглашения N450117 от 01.12.2007 г., тем самым были ущемлены интересы Заявителя. В частности, подключение тепла Заявителю в отопительный период 2009-2010г.г. были обусловлены невыполнимыми для Заявителя требованиями по срокам и избыточным требованиям. А именно: ООО "БашРТС" письмом N702-326 от 12.08.2009 г. направил перечень мероприятий по подготовке систем теплопотребления к отопительному сезону 2009-2010г.г. (получено Заявителем 15.08.2009 г.). Как категорично указано в письме, без проведения перечисленных мероприятий тепловая энергия на объект Заявителя подаваться не будет.
Согласно п.п.1, 2 указанного Перечня, Заявителю, наряду с представлением в срок до 07.08.2009 г: заявки на отопительный период, копий проектных (паспортных) данных на действующие тепловые энергоустановки, откорректированной схемы теплоснабжения и копий договора на эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией и обеспечения тепловых энергоустановок контрольными измерительными приборами надлежало в соответствии с унктом.3 перечня, в срок до 15.08.2009 г. устранить следующие замечания: Рекомендовано установить индивидуальный элеваторный узел, внутреннюю систему опрессовать давлением 6,0к/кв.см., а также провести другие мероприятия. При этом в примечании сказано, что приемка гидравлической промывки и гидравлических испытаний представителем теплоснабжающей организации будет производиться после выполнения п.п.1, 1.1, 2, 3, 6 в полном объеме в установленные сроки.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ОАО "Башкирэнерго", доминирующего на рынке теплоснабжения республики, в лице ООО "Баштеплосбыт", обусловивших подключение тепловой энергии и ее не поставку Заявителю, выставлением избыточных и невыполнимых по срокам требований по подготовке его системы теплопотребления к зиме, Комиссия УФАС по РБ признала нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции"
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия УФАС по РБ, решила:
1. Признать ОАО "Башкирэнерго" (450096, г.Уфа, ул.Комсомольская, 126) доминирующему на рынке теплоснабжения республики, нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Выдать ОАО "Башкирэнерго" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, путем осуществления действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно отозвать: письмо N702-3326 от 12.08.2009 г. и перечень мероприятий, приложенный к нему. В случае направления нового перечня исключить из него избыточные требования, не предусмотренные Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок с указанием реальных сроков исполнения.
3. Направить материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ОАО "Башкирэнерго" к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (опубликовано 14 декабря 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016