Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 5 ноября 2015 г. N Р-95-15
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<>
Члены Комиссии:
<>
рассмотрев в присутствии представителя ИП Дойниковой Н.И. - <> ИП Дойниковой Н.И., члена Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России - <> дело NР-95-15, обращение заявителя (вх.N13129 от 15.09.2015 г.), а именно рекламу магазина "Декольте" с изображением полуобнаженной девушки, размещенную в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68; рекламодатель - ИП Дойникова Н.И., (453431, РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68), установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение заявителя (вх.N13129 от 15.09.2015 г.), а именно реклама: "Магазин "Декольте" белье и колготки, домашний трикотаж. MILAVITSA InfinityLingerie, Pelican, VISAVIS. Интимидея. Термобелье" с изображением полуобнаженной девушки, размещенная в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68; рекламодатель - ИП Дойникова Н.И., (453431, РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68).
22.09.2015 г. данная реклама была вынесена на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России на предмет наличия непристойных и оскорбительных образов. При обсуждении рекламы: "Магазин "Декольте" белье и колготки, домашний трикотаж. MILAVITSA InfinityLingerie, Pelican, VISAVIS. Интимидея. Термобелье" с изображением полуобнаженной девушки, размещенной в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68, членами Экспертного совета было признано, что в данной рекламе используются непристойные и оскорбительные образы.
Данная реклама имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
09.10.2015 г. от представителя ИП Дойниковой Н.И. по доверенности<> поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела NР-95-15.
15.10.2015 г. на рассмотрение дела явились ИП Дойникова Н.И. и представитель ИП Дойниковой Н.И. по доверенности <>
<> пояснил: "Данный образ девушки предложило рекламное агентство. Рекламный макет не был согласован с администрацией города Благовещенска".
Также от ИП Дойниковой Н.И. поступили письменные объяснения (вх.N14701 от 15.10.2015 г.): "Девушка-модель на плакате изображена в образцах товара, которая продается в магазине женского белья, т.е. наличествует привязка данного объекта к объекту рекламирования". Прилагаются копии документов (вх.N14701 от 15.10.2015 г.): договор N15-015 аренды недвижимого имущества от 01.08.2015 г., лист записи ЕГРИП от 29.04.2014 г., уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, товарный чек N4 от 10.08.2015 г., рекламный макет.
Комиссией принято решение: привлечь члена Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России - <> в качестве заинтересованного лица; привлечь в качестве заинтересованного лица Администрацию Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (453430, РБ, г.Благовещенск, ул.Седова, 96). Ходатайство представителя ИП Дойниковой Н.И. по доверенности <> об ознакомлении с материалами дела NР-95-15 - удовлетворить. Рассмотрение дела отложить на другую дату. Срок рассмотрения дела продлить.
03.11.2015 г., от Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан поступил ответ на запрос (вх.N15766 от 03.11.2015 г.), согласно которому за согласованием рекламного макета, размещенного в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68 ИП Дойникова Н.И. не обращалась.
05.11.2015 г., на рассмотрении дела явились ИП Дойникова Н.И., представитель ИП Дойниковой Н.И. по доверенности <> член Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России - <>
ИП Дойникова Н.И., пояснила: "С администрацией города рекламный макет не согласовывался".
Согласно заключению о рассмотрении рекламного материала члена Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России - <> (вх.N15790 от 05.11.2015 г): "Рекламный образ специфичность торгового предложения не разъясняет, в связи с чем можно указать на то, что его маркетинговая ценность отсутствует, то есть данный рекламный образ "не продает" товар, а служит лишь средством привлечения непроизвольного внимания. Эмоциональная нагрузка присутствует за счет аттрактивного рекламного образа: молодая женщина в кружевном белье и чулках. Поскольку невозможно однозначно связать рекламный образ, размещенный в данном объявлении ни с категорией товара, ни с конкретной торговой маркой, то его можно классифицировать как объект, эксплуатирующий биологически обусловленное сексуальное влечение, что является формой психологической манипуляции. Женский образ, используемый в рекламном объявлении идентичен женским образам, используемым в продукции эротического содержания. При предъявлении на широкую массовую аудиторию признается непристойным и требует ограничений условий демонстрации с применением знака информационного обслуживания "18+ Запрещено для детей". Местоположение рекламного объекта и ситуация его демонстрации не позволяют выполнить условие ограничения "18+ Запрещено для детей" предъявления непристойного и оскорбительного образа в данном рекламном сообщении. В радиусе 400-800 метров - зона пешеходной доступности - находятся детские сады и школы".
Также приложены примеры изображений и женских образов (приложение 1), характеристика журнала Playboy (приложение 2), скриншоты территориального местоположения рекламного продукта (приложение 3) (вх.N15790 от 05.11.2015 г).
Анализ материалов дела показал, что в управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение заявителя (вх.N13129 от 15.09.2015 г.), а именно реклама: "Магазин "Декольте" белье и колготки, домашний трикотаж. MILAVITSA InfinityLingerie, Pelican, VISAVIS. Интимидея. Термобелье" с изображением полуобнаженной девушки, размещенная в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68; рекламодатель - ИП Дойникова Н.И., (453431, РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68).
Указанная реклама имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
22.09.2015 г. реклама "Магазин "Декольте" белье и колготки, домашний трикотаж. MILAVITSA InfinityLingerie, Pelican, VISAVIS. Интимидея. Термобелье" с изображением полуобнаженной девушки, размещенная в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68; была вынесена на обсуждение Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России на предмет наличия непристойных и оскорбительных образов.
Согласно протоколу Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России N31 от 22.09.2015 г. указано, что данный рекламный продукт распространяется посредством наружной рекламы (баннер на фасаде дома). Поэтому рассмотрение данного материала, производится с учетом его воздействия в условиях городской среды, массового потребителя, а не конкретно целевой аудитории. Также отмечено негативное восприятие данной рекламы потребителями. Рекомендовано не допускать использование подобной рекламы в условиях городской среды. Членами Экспертного совета было признано, что данная реклама нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, нормы этики, сформировавшиеся в данном регионе, то есть на территории Республики Башкортостан.
Согласно заключению о рассмотрении рекламного материала члена Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Башкортостанском УФАС России - <> (вх.N15790 от 05.11.2015 г): "Рекламный образ специфичность торгового предложения не разъясняет, в связи с чем можно указать на то, что его маркетинговая ценность отсутствует, то есть данный рекламный образ "не продает" товар, а служит лишь средством привлечения непроизвольного внимания. Эмоциональная нагрузка присутствует за счет аттрактивного рекламного образа: молодая женщина в кружевном белье и чулках. Поскольку невозможно однозначно связать рекламный образ, размещенный в данном объявлении ни с категорией товара, ни с конкретной торговой маркой, то его можно классифицировать как объект, эксплуатирующий биологически обусловленное сексуальное влечение, что является формой психологической манипуляции. Женский образ, используемый в рекламном объявлении идентичен женским образам, используемым в продукции эротического содержания. При предъявлении на широкую массовую аудиторию признается непристойным и требует ограничений условий демонстрации с применением знака информационного обслуживания "18+ Запрещено для детей". Местоположение рекламного объекта и ситуация его демонстрации не позволяют выполнить условие ограничения "18+ Запрещено для детей" предъявления непристойного и оскорбительного образа в данном рекламном сообщении. В радиусе 400-800 метров - зона пешеходной доступности - находятся детские сады и школы".
Согласно ответу Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на запрос (вх.N15766 от 03.11.2015 г.), за согласованием рекламного макета, размещенного в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68 ИП Дойникова Н.И. не обращалась.
Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что реклама: "Магазин "Декольте" белье и колготки, домашний трикотаж. MILAVITSA InfinityLingerie, Pelican, VISAVIS. Интимидея. Термобелье" с изображением полуобнаженной девушки, размещенная в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68; рекламодатель - ИП Дойникова Н.И., (453431, РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68) имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В связи с тем, что на момент вынесения решения не было представлено документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о рекламе, Комиссией принято решение о выдаче предписания ИП Дойниковой Н.И., (453431, РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68).
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 05.11.2015 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Магазин "Декольте" белье и колготки, домашний трикотаж. MILAVITSA InfinityLingerie, Pelican, VISAVIS. Интимидея. Термобелье" с изображением полуобнаженной девушки, размещенную в наружной рекламе на фасаде жилого дома по адресу: РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68; рекламодатель - ИП Дойникова Н.И., (453431, РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68), так как данная реклама нарушает ч.6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать предписание ИП Дойниковой Н.И., (453431, РБ, г.Благовещенск, ул.Д.Бедного, 68) о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а именно распространения ненадлежащей рекламы, нарушающей ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
4. Решение изготовлено в полном объеме 13.11.2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 5 ноября 2015 г. N Р-95-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016