Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-06-08/47-10-15 (опубликовано 3 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 20.10.2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 02.11.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Хаджиев Ф.А., руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии: Сандан-оол Л.С., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Алдын-оол Е.С., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
в присутствии заявителя., представителя ОАО "Тываэнерго" по доверенности N 00/221/50 от 25.08.2015 года _
рассмотрев дело N 04-06-08/47-10-15, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества "Тываэнерго" (ИНН 1701029232, 667000, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4) (далее - ОАО "Тываэнерго"), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении срока технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20, установила:
В адрес Тывинского УФАС России прокуратурой города Кызыла 01.09.2015 года (вх. N 4247) направлено заявление гр. _ на действия ОАО "Тываэнерго" в части невыполнения условий договора об осуществлении технологического присоединения к электросетям жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20.
Согласно техническим условиям от 25.09.2013 года срок действия технических условий составляет 2 года, год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя-2014.
Согласно договору N 436-1/5 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 25 сентября 2013 года ОАО "Тываэнерго" обязалось произвести технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающие устройства жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20, а заявитель оплатить расходы технологического присоединения.
Согласно пункту 5 вышеуказанного договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - не более 6 месяцев.
Согласно дополнительному соглашению от 25 сентября 2013 года к вышеуказанному договору, заключенному между ОАО "Тываэнерго" и гр. Ондар Ч.Х., пункт 5 ранее заключенного договора изменен и изложен в следующей редакции: "Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что Заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, не более 1 года".
Однако, в установленный срок сетевая организация мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "Тываэнерго" энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20, не выполнила, доказательства фактического исполнения обязательств по технологическому присоединению в материалы не представлены.
Приказом Тывинского УФАС России N 354 от 14.09.2015 года в отношении ОАО "Тываэнерго" возбуждено дело N 04-06-08/47-10-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал все доводы, указанные в заявлении, а также пояснил, что электрическая энергия в жилом доме, расположенном по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20, отсутствует, сетевая организация свои обязательства по технологическому присоединению не выполняет, не смотря на то, что заявителем со своей стороны выполнены все необходимые технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Тываэнерго".
Явившийся на рассмотрение дела 20.10.2015 года представитель ОАО "Тываэнерго" факт бездействия сетевой организации по технологическому присоединению к электросетям жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20, не отрицал, документы, подтверждающие осуществление со стороны сетевой организации действий, направленных на исполнение условий договора N 436-1/5 от 25.09.2013 года, в материалы дела не представлены.
Рассмотрев материалы дела N 04-06-08/47-10-15, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которая включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности ОАО "Тываэнерго" относится передача электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 - 0,4кВ, к дополнительной относится распределение электрической энергии.
ОАО "Тываэнерго" согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) является сетевой организацией и с 06.10.2000 г. Постановлением Федеральной Энергетической комиссии Российской Федерации включено в реестр субъектов естественных монополий в топливном - энергетическом комплексе.
Кроме этого Приказом Красноярского УФАС России от 18.10.2001 г. N 462 включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю более 35 процентов на рынке снабжения электрической энергией (ОКДП 9440100) на территории Республики Тыва.
Таким образом, ОАО "Тываэнерго" является субъектом естественной монополии занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
В договоре N 436-1/5 от 25.09.2013 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20, указана максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 5 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,22 кВ.
Таким образом, для данной категории заявителей установлен максимальный срок осуществления технологического присоединения - 6 месяцев.
Как следует из пункта 10 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 6 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 7 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 8 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). При этом для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, для участия в процедуре допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска в эксплуатацию прибора учета является обязательным в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию указанных в настоящем пункте субъектов розничных рынков в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и должна возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.
На момент рассмотрения дела N04-06-08/47-10-15 мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта заявителя в установленный законом 6-ти месячный срок со стороны ОАО "Тываэнерго" не выполнены. Общество не представило в материалы дела акт о технологическом присоединении объектов заявителей, который подтверждает технологическое присоединение.
Тогда как, оформление акта о технологическом присоединении к электрическим сетям наряду с оформлением документов по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является завершающим этапом для заявителя в осуществлении подключения электроэнергии на свой объект. После выполнения всех процедур по обеспечению подключения к электросетям (начиная с момента подачи заявки и заканчивая выполнением всех электромонтажных работ на участке заявители и сетевой компанией), финальной стадией процедуры является фактические действия сетевой компанией по подаче напряжения и составления акта о подключении к электросетям после того, как все работы уже выполнены.
Кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка заявителя, в том числе, в случае бездействия потребителей по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные пунктом 16 Правил технологического присоединения.
Результатом вышеперечисленных действий (бездействия) ОАО "Тываэнерго" явилось ущемление интересов гражданина _, который, не подключив к электрической сети жилой дом N 20 по ул. Магистральная г. Кызыла, не может использовать его по назначению, т.е. проживать в нем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО "Тываэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения срока технологического присоединения, установленного в п. 16 Правил технологического присоединения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/47-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ОАО "Тываэнерго" (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения срока технологического присоединения, установленного в п. 16 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года, N 861, энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20.
2. Выдать ОАО "Тываэнерго" предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии ____________ Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии
_____________ Л.С. Сандан-оол
_____________ Е.С. Алдын-оол
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.
ОАО "Тываэнерго"
667001, Республика Тыва,
г. Кызыл, ул. Рабочая, 4
_
667007, г. Кызыл, ул.Магистральная, д. 20
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-06-08/47-10-15
02 ноября 2015 года г. Кызыл
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Хаджиев Ф.А., руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии: Сандан-оол Л.С., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Алдын-оол Е.С., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 и 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на основании своего решения от 02 ноября 2015 года по делу N 04-06-08/47-10-15 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Открытого акционерного общества "Тываэнерго" (далее ОАО "Тываэнерго") (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232). предписывает:
1. ОАО "Тываэнерго" прекратить злоупотребление доминирующим положением в сфере услуг по передаче электрической энергии и совершить в течение 60 дней с момента получения настоящего предписания, следующие действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства:
1.1. Выполнить технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Тываэнерго" энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Магистральная, д. 20, с последующим оформлением акта о технологическом присоединении.
2. ОАО "Тываэнерго" сообщить Тывинскому УФАС России об исполнении пункта 1 предписания в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее 3 дней с момента его исполнения.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии Л.С. Сандан-оол
Е.С. Алдын-оол
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-06-08/47-10-15 (опубликовано 3 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016