Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 24 декабря 2009 г.
Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2009 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнева Ю.Н. |
- |
председателя комиссии, заместителя руководителя управления; |
- Валитова М. А. |
- |
члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля; |
- Камильской Л. А. |
- |
члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,- |
с участием:
- Гришина Н. В. |
- |
представителя жителей р.п. Выездное по доверенности от 23.10.2009; |
- Кузнецова В. В. |
- |
представителя ООО "ГорВодоканал" по доверенности от 26.10.2009; |
-Маркисонова О. Е. |
- |
представителя ООО "РайВодоканал" по доверенности от 25.12.2008; |
- Румянцева И. А. |
- |
директора ООО "РайВодоканал",- |
рассмотрев дело в отношении ООО "РайВодоканал" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции",
установила:
В Нижегородское УФАС России обратились жители нескольких домов - NN 9, 12, 16 - по улице Сельхозтехника рабочего посёлка Выездное Арзамасского района Нижегородской области с заявлением на действия ООО "ГорВодоканал" в части необоснованного начисления платы за поставленную холодную воду по нормативам, а не по приборам учёта холодной воды, установленным данными лицами в своих квартирах.
Из представленных в Управление документов следовало, что на территории Арзамасского района сложилась ситуация, когда потребителям выставляются для оплаты счета сразу двумя организациями: ООО "РайВодоканал" и ООО "ГорВодоканал". Изложенное объясняется тем, что поставка воды фактически осуществляется ООО "ГорВодоканал", которое добывает и очищает воду, а затем передает её в сеть. Конечным потребителям вода поступает уже по сетям ООО "РайВодоканал", поскольку объекты инженерной инфраструктуры арендованы обществом у органов местного самоуправления Арзамасского района.
Аналогичным образом осуществляется транспортировка по сетям ООО "РайВодоканал" сточных вод на очистные сооружения ООО "ГорВодоканал".
Обе организации действуют в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем для них утверждены тарифы на соответствующие услуги.
Так, для ООО "ГорВодоканал" тарифы утверждены постановлением администрации города Арзамаса Нижегородской области от 27.11.2008 N 2045 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, предоставляемые ООО "ГорВодоканал". Указанные тарифы дифференцированы с учётом особенностей оказания услуг на обслуживаемой территории: водоснабжение+очистка - 9, 13 руб. за куб. м;
Водоснабжение (без очистки) - 7, 53 руб/куб. м;
водоотведение+очистка сточных вод - 7, 61 руб/куб. м;
очитка сточных вод - 4, 9 руб/куб.м.
Тарифы ООО "РайВодоканал" на услуги водоснабжения, а также на услуги по водоотведению и очистке сточных вод составили 6, 7 руб./куб.м и 24, 43 руб. /куб. м соответственно.
Как пояснило ООО "РайВодоканал", поскольку доставка воды до конечных потребителей производится по сетям р.п. Выездного, между ТД УЮТ (товарищество домовладельцев, которое создано с участием заявителей) и ООО "РайВодоканал" заключен договор N 59 от 09 января 2008 г. на техническое обслуживание сетей. На основании этого договора в адрес ТД "УЮТ" выставляются счета на оплату, которые затем фактически оплачиваются конечными потребителями (жителями каждого дома) по документам, которые направляются им от ТД "УЮТ".
Между тем каких-либо договорных отношений по обеспечению конечных потребителей водой между ООО "РайВодоканал" и ООО "ГорВодоканал" не сложилось, в результате чего жители р.п. Выездного оплачивают услуги водоснабжения и водоотведения в обе организации.
Изложенное могло свидетельствовать о незаконном возложении со стороны ООО "РайВодоканал" на потребителей двойного бремени оплаты поставленных коммунальных ресурсов и соответственно об ущемлении их интересов, в связи с чем в целях рассмотрения и анализа описанной ситуации Нижегородским УФАС России возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Между тем на заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители ООО "РайВодоканал", ООО "ГорВодоканал", а также представитель заявителей пояснили следующее.
Вопросы, связанные с необходимостью распределения бремени оплаты поставляемых в населённые пункты Арзамасского района Нижегородской области ресурсов, доставка которых обеспечивается силами двух различных организаций, урегулированы решением Земского Собрания Арзамасского района Нижегородской области от 30.05.2006 N 31 "Об утверждении составляющих тарифов на водоснабжение и водоотведение для населения Арзамасского района на 2006 год, потребляющих воду и использующих отведение стоков на очистные сооружения ООО "ГорВодоканал". Так, указанным нормативным актом закреплено, что плата за потребление воды и прием стоков перечисляется в ООО "ГорВодоканал", а содержание водопроводных и канализационных сетей оплачивается в пользу ООО "РайВодоканал", отвечающего за обслуживание объектов инженерной инфраструктуры.
Причем плата за обслуживание определяется путём вычитания суммы тарифа, утверждённого для ООО "ГорВодоканал" на поставку воды (без очистки и дополнительных услуг), а также исключительно на очистку сточных вод, из того тарифа, который утверждается непосредственно для ООО "РайВодоканал" для осуществления деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
То есть, оплачивая "обслуживание сетей", жители р.п. Выездное Арзамасского района Нижегородской области фактически оплачивают только передачу воды (стоков) по сетям, а не комплексные услуги ООО "РайВодоканал", как можно полагать, основываясь только на информации об утверждённых для общества тарифах.
Кроме того, у ООО "РайВодоканал" во владении находятся водопроводные и канализационные сети нескольких муниципальных образований на территории Арзамасского района Нижегородской области, при этом выделить ту часть затрат, которую общество несёт на оказание конкретной услуги конкретному потребителю, не представляется возможным.
Имеющиеся в деле материалы также подтверждают, что расположение объектов инфраструктуры, имеющихся у ООО "РайВодоканал", специфично, и потому потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям данной организации, в ряде случаев покупают комплексные услуги по водоснабжению и водоотведению, включая очистку, а на иной территории - только услуги по транспортировке воды (стоков).
Приглашённые для дачи необходимых разъяснений по делу представители региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - РСТ Нижегородской области), решением которой утверждены тарифы для ООО "РайВодоканал", подтвердили, что тарифы рассчитаны для ООО "РайВодоканал" в соответствии с представленными данными, с учётом имеющейся на тот период инфраструктуры. Исходя из расчётных и обосновывающих материалов, представленных данной организацией коммунального комплекса, затраты на подъем холодной воды при формировании тарифа не учиытывались.
Кроме того, письменно (исх. N 516-3540 от 23.10.2009, от 10.12.2009 N 516-4415) РСТ Нижегородской области пояснила, что в настоящее время отсутствует возможность дифференциации тарифов с учётом стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов третьих лиц, включая потребителей услуг.
Как следует из материалов дела, ООО "РайВодоканал" занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения на территории Арзамасского района Нижегородской области, оказывая услуги по транспортировке воды, сточных вод (а в ряде случаев - также по очистке сточных вод) за счёт имеющихся в его владении объектов коммунальной инфраструктуры, большей частью представляющих собой водопроводные и канализационные сети.
В силу указанного технологического присоединения услуги по транспортировке воды данным потребителям имеет возможность оказывать только ООО "РайВодоканал" как единственный владелец сетей, используемых для транспортирования воды и стоков, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что доля данного субъекта на рассматриваемом рынке составляет 100%.
Действия данного лица подлежат контролю со стороны антимонопольного органа.
Однако комиссия Нижегородского УФАС России с учётом истребованных сведений и пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что в ситуации, когда упомянутые потребители коммунальных услуг оплачивают услуги по водоснабжению и водоотведению одновременно двум организациям, отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
С учётом принятой на территории Арзамасского района Нижегородской области схемы расчётов за водоснабжение и водоотведение фактически жителями уплачивается сумма, равная величине тарифа, установленного РСТ Нижегородской области для ООО "РайВодоканал" на соответствующий период, часть которой поступает на счёт ООО "ГорВодоканал", а оставшаяся сумма - в ООО "РайВодоканал". Аналогичным образом распределяется плата от населения за приём и очистку сточных вод.
В то же время тарифы для ООО "РайВодоканал" утверждаются уполномоченным на регулирование ценообразования в сфере оказания коммунальных услуг органом.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов для организаций коммунального комплекса", а также пунктом 3.3.10 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утверждённого постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года N 171, уполномоченным в сфере государственного регулирования тарифов органом в данном случае является региональная служба по тарифам Нижегородской области.
ООО "РайВодоканал" действует на территории нескольких муниципальных образований, в результате чего в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах регулирования тарифов для организаций коммунального комплекса" данное общество с целью утверждения необходимых для осуществления собственной деятельности тарифов обратилось в РСТ Нижегородской области.
Причём, поскольку представители РСТ Нижегородской области подтвердили осведомлённость регулирующего органа относительно особенностей поставки и передачи воды, сточных вод, осуществляемых ООО "РайВодоканал", состава имеющихся у общества объектов инфраструктуры и прочих обстоятельств, имеющих значение для проверки обоснованности применяемых обществом цен для расчётов с потребителями, Управление полагает, что ООО "РайВодоканал" не допущено нарушения порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами.
Уполномоченный в данной сфере орган также констатировал, что цены, которые установлены для ответчика, несмотря на возможность двоякого толкования формулировки, установлены на основании фактических и обосновывающих материалов именно на те услуги ООО "РайВодоканал", о которых идёт речь в связи с рассмотрением настоящего дела.
Таким образом, каких-либо экономически необоснованных требований ООО "РайВодоканал" по отношению к потребителям не предъявляет, следовательно, их права и законные интересы не ущемляются в результате избранной хозяйствующими субъектами схемы расчётов за поставленные услуги.
При таких обстоятельствах в действиях ответчика отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного комиссия Нижегородского УФАС России в соответствии со статьями 41, 48, 49 Федерального закона "О защите конкуренции"
решила:
Прекратить производство по делу N 777-ФАС52-ТР-10-02/09-09, возбуждённому в отношении ООО "РайВодоканал" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции",
ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "РайВодоканал".
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии М. А. Валитов
Л. А. Камильская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24 декабря 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016