Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 24 декабря 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: ,
рассмотрев дело N 54 от 11.12.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 07.10.2009 Закрытым акционерным обществом "Телекомпания "МСТА" ненадлежащей рекламы - передач собственного производства "21 кабинет" и "Торговый вестник",
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Закрытого акционерного общества "Телекомпания "МСТА" (далее - ЗАО "Телекомпания "МСТА") - ;
заявитель - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области (далее - Управление Роскомнадзора по Новгородской области) - на рассмотрение дела N 54 от 11.12.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён (исх. N 4255/03 от 11.12.2009 Новгородского УФАС России);
заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Астрея" (далее - ООО "Астрея") - ,
УСТАНОВИЛА:
11 ноября 2009 года в Новгородское УФАС России поступило обращение от Управления Роскомнадзора по Новгородской области о выявленных нарушениях в отношении ЗАО "Телекомпания "МСТА", осуществляющего в г. Боровичи на канале 8 ТВК вещание телепрограммы собственного производства "МСТА" и телепрограммы "ТВ ЦЕНТР - Москва" (лицензия на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N 13094 от 19.02.2009). В приложение к указанному обращению были предоставлены: 1 DVD-диск записи эфира телепрограмм "ТВ ЦЕНТР - Москва" и "МСТА"; копия акта контроля за соблюдением ЗАО "Телекомпания "МСТА" требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и условий лицензии на осуществление телевизионного вещания от 30.10.2009 N 13097-53-05/47; копия свидетельства о регистрации СМИ - телепрограммы "МСТА"; копия свидетельства о регистрации СМИ - телепрограммы "ТВ ЦЕНТР - Москва". В дополнение к вышеуказанному обращению были представлены (исх. N 5-1409 от 02.12.2009): копия лицензии на осуществление телевизионного вещания - телепрограммы "МСТА"; копия свидетельства о регистрации СМИ - телепрограммы "МСТА".
В частности, установлены признаки нарушения статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии со свидетельствами о регистрации телепрограммы "МСТА" ЭЛ N 3-6120 от 04.09.2002 и телепрограммы "ТВ ЦЕНТР - Москва" ЭЛ N 77-2892 от 13.06.2000 данные средства массовой информации не являются телепрограммами, специализирующимися на сообщениях и материалах рекламного характера.
В результате анализа записей эфира, произведённых 07.10.2009, установлено, что передачи собственного производства ЗАО "Телекомпания "МСТА" - "21 кабинет" и "Торговый вестник" - содержат признаки передач рекламного характера. В частности, в передаче "21 кабинет" описывается изделие медицинского назначения (медицинская техника) - аппарат "ДОЛФИН", а передача "Торговый вестник" содержит в себе отдельные объекты рекламирования (к примеру, услуги диско-бара). Прерывание вещания телепрограммы "МСТА" данными телепередачами не предварялась сообщением о последующей трансляции рекламы.
В соответствии с пунктом 1 части 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вышеуказанные телепередачи производства ЗАО "Телекомпания "МСТА" понятийно подпадают под определение рекламы.
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о рекламе, прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой (в том числе типа телемагазин), то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Прерывание вещания телепрограммы "МСТА" вышеуказанными передачами с признаками рекламы не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы.
Следовательно, в действиях рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ЗАО "Телекомпания "МСТА" - имеется нарушение части 1 статьи 14 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии предварительного сообщения непосредственно перед прерыванием вещания телепрограммы "МСТА" о последующей трансляции рекламы, а именно телепередач, содержащих признаки рекламного характера - "21 кабинет" и "Торговый вестник".
Согласно части 7 статьи 24 далее - Закон о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о рекламе требования пунктов 1 - 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинской техники.
Телепередача "21 кабинет" по концепции состоит из описания положительных свойств объекта рекламирования - изделия медицинского назначения (медицинского техники) "ДОЛФИН", а также говорится о возможности приобретения его в определённом месте - аптеке "Здоровье". Из письма ЗАО "Телекомпания "МСТА", а также приложенных к нему документов (копии договора о спонсорской поддержке N 4 от 01.09.2009, копии счёта на оплату N 199 от 01.10.2009, копии акта приёма-сдачи выполненных работ от 30.10.2009, текстовой копии распределения сетки вещания телепрограммы "МСТА" и т.д.) следует, что передачи "21 кабинет" и "Торговый вестник" производства ЗАО "Телекомпания "МСТА" действительно выходили в эфир 07.10.2009.
Также, из договора о спонсорской поддержке N 4 от 01.09.2009, заключённого между ЗАО "Телекомпания "МСТА" и ООО "Астрея" следует, что его предметом является спонсорская поддержка ООО "Астрея" производства ЗАО "Телекомпания "МСТА" передачи "21 кабинет".
Как следует из писем Комитета по охране здоровья населения области (исх. N 5196 от 21.12.2009) и Управления Росздравнадзора по Новгородской области (исх. N 967 от 18.12.2009), устройство оториноларингологическое для промывания индивидуальное "ДОЛФИН" в комплекте со средствами для промывания относится к изделиям медицинского назначения (медицинской технике) (код общероссийского классификатора продукции ОК 005-93: 94 4440 - аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические), а также имеет определённый перечень (частые носовые кровотечения, полная непроходимость носовых ходов и т.д.).
Предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов перед демонстрацией телепередачи "21 кабинет" или перед демонстрацией непосредственно самого аппарата, отсутствует.
Следовательно, в действиях рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ЗАО "Телекомпания "МСТА" - имеется нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
В телепередаче "21 кабинет" объектом рекламирования является изделие медицинского назначения (медицинского техники) "ДОЛФИН" и возможность приобретения его в аптеке "Здоровье" (ООО "Астрея"), а не медицинские услуги. Таким образом, содержащийся в ней образ конкретного медицинского работника - заведующей терапевтическим отделением ЦРБ Анисимовой В. - не соответствует требованиям законодательства.
Следовательно, в действиях рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ЗАО "Телекомпания "МСТА" - имеется нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в использовании образа медицинского работника в непредусмотренном законодательством случае.
Ответственность за нарушение части 1 статьи 14 в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Ответственность за нарушение части 7 статьи 24 в соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе несёт либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Ответственность на нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу материалы и доказательства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, осуществившего производство и распространение вышеуказанной рекламы, т.е. её рекламопроизводителя и рекламораспространителя - ЗАО "Телекомпания "МСТА".
До рассмотрения дела ЗАО "Телекомпания "МСТА" представило письменные объяснения (исх. N 53 от 22.12.2009), из которых следует, что 07.10.2009 в работе оборудования, обеспечивающего надлежащую трансляцию телепрограммы "МСТА", произошёл сбой. Вследствие этого произошла трансляция телепередач из архива. Предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалиста в данном случае имелось, однако оно было несоответствующего законодательству о рекламе размера. Аппарат "ДОЛФИН" лекарственным средством не является, а является изделием медицинского назначения (медицинской техники). Также, при трансляции передачи "Торговый вестник" было устное предупреждение ведущей о последующей рекламе.
На рассмотрении дела присутствовали представители ЗАО "Телекомпания "МСТА" - , о месте и времени рассмотрения дела N 54 от 11.12.2009 ЗАО "Телекомпания "МСТА" надлежащим образом было уведомлено (вх. N 6904 от 21.12.2009 Новгородского УФАС России). Представленные ранее письменные объяснения ими были поддержаны в полном объёме.
До рассмотрения дела ООО "Астрея" представило письменные объяснения (исх. N б/н от 22.12.2009), из которых следует, что ООО "Астрея" является спонсором вещания телепередачи "21 кабинет" на основании договора N 4 от 01.09.2009. Информация о имеющихся противопоказаниях, а также специалист аптеки "Здоровье", были представлены рекламопроизводителю и рекламораспространителю - ЗАО "Телекомпания "МСТА" - для создания данной телепередачи.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО "Астрея" по доверенности - , о месте и времени рассмотрения дела N 54 от 11.12.2009 ООО "Астрея" надлежащим образом было уведомлено (вх. N 6903 от 21.12.2009 Новгородского УФАС России). Представленные ранее письменные объяснения ею были поддержаны в полном объёме.
До рассмотрения дела от Управления Роскомнадзора по Новгородской области поступило ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя (исх. N 5-1516 от 24.12.2009), о месте и времени рассмотрения дела N 54 от 11.12.2009 Управление Роскомнадзора по Новгородской области извещено (исх. N 4255/03 от 11.12.2009 Новгородского УФАС России).
Исследовав материалы дела N 54 от 11.12.2009, заслушав объяснения представителей ЗАО "Телекомпания "МСТА" и ООО "Астрея", Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В вещании передач ЗАО "Телекомпания "МСТА" - "21 кабинет" и "Торговый вестник" от 07.10.2009, распространённых путём прерывания вещания телепрограммы "МСТА", рекламораспространителем и рекламопроизводителем которых является ЗАО "Телекомпания "МСТА", имеются нарушения пункта 4 части 5 статьи 5, части 1 статьи 14 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившиеся соответственно в: использовании образа медицинского работника в непредусмотренном законодательством случае; отсутствии предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы непосредственно перед их началом; отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которое в рекламе, распространяемой в телепрограммах такое предупреждение должно быть не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра.
Вышеуказанные нарушения законодательства о рекламе в данном случае являются нарушениями требований к особенностям распространения и производства рекламы в телеэфире, которое осуществлялось её рекламораспространителем и рекламопроизводителем - ЗАО "Телекомпания "МСТА".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
На момент рассмотрения дела доказательств нераспространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы ЗАО "Телекомпания "МСТА" не представлено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ЗАО "Телекомпания "МСТА", распространённую 07.10.2009 путём прерывания вещания телепрограммы "МСТА" передачами ЗАО "Телекомпания "МСТА" - "21 кабинет" и "Торговый вестник", поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5, части 1 статьи 14 и части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Телекомпания "МСТА" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --25 декабря 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 24 декабря 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016