Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 3 ноября 2015 г. N 582-15.1
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя -начальник отдела;
Сисева Н.И. - член Комиссии, государственный инспектор;
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
рассмотрев жалобу ООО "Офисная техника" на действия заказчика - Автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на создание информационной инфраструктуры филиала автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в р.п Таловая (извещение N 31502828604) (далее - конкурс), установила:
26.10.2015 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "Офисная техника" (далее - заявитель) на действия заказчика - АУ "МФЦ" (далее - заказчик), при проведении конкурса.
По мнению заявителя были нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, выразившимися в установлении в составе конкурсной документации положений, предоставляющих преимущество одному участнику закупки, разработчику рабочей проектной документации - ООО "Интеллектуальные системы", а именно: требование о поставке программного обеспечения системы электронной очереди "Дамаск" производителя ООО "Дамаск", эксклюзивным представителем которого является ООО "Интеллектуальные системы"; наличие в штате участника закупки сертифицированного специалиста по оборудованию и решениям систем электронной очереди "Дамаск".
Вторым доводом заявителя является нарушение заказчиком действующего законодательства в части осуществления закупки по правилам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", тогда как торги следует проводить в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку источником финансирования являются денежные средства, предусмотренные подпрограммой 6 государственной программы Воронежской области "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 20.12.2013 N 1131 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Информационное общество".
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 02.11.2015 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает по правилам данной статьи жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.1 ст. 2. Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Закон N 223-ФЗ) указанным законом установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
АУ "МФЦ" является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона N 223-ФЗ.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, руководствуясь требованиями Закона N 223-ФЗ, ч.ч. 16, 17 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
06.10.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение о проведении конкурса и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена договора - 5313281,58 руб.
Конкурс проводится в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с извещением о проведении конкурса (п. 11 извещения)- источник финансирования: денежные средства, предусмотренные подпрограммой 6 государственной программы Воронежской области "Информационное общество", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 20.12.2013 N 1131 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Информационное общество".
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
В соответствии с пунктами 1-3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о контрактной системе (цели осуществления закупок) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
В соответствии с п.7 подпрограммы 6 государственной программы Воронежской области "информационное общество", финансирование основных мероприятий подпрограммы будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
Возможно привлечение средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" на основе проводимого Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации конкурсного отбора проектов по перечню, одобренному Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.06.2014 N 1058-р "О распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 - 2015 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" для завершения работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Воронежской области предусмотрено предоставление бюджету Воронежской области иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на основании соответствующего соглашения.
Соглашением N 5 от 31.12.2014 г. "О предоставлении субсидий на иные цели", заключенным между Департаментом связи и массовых коммуникаций Воронежской области и автономным учреждением Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что Департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской предоставляет в 2015 году автономному учреждению Воронежской области "Многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг" субсидию на развитие сети филиалов автономного учреждения Воронежской области "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" на территории Воронежской области в рамках подпрограммы 6 "повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на территории Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Информационное общество", утвержденной Постановлением Правительства Воронежской области от 20.12.2013 N 1131.
Таким образом, собственником денежных средств, перечисленных в 2015 году автономному учреждению Воронежской области "Многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг" для реализации мероприятий на развитие сети филиалов автономного учреждения Воронежской области "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" на территории Воронежской области в рамках подпрограммы 6 "повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на территории Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Информационное общество", утвержденной Постановлением Правительства Воронежской области от 20.12.2013 N 1131 является Российская Федерация.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что заказчику - автономному учреждению Воронежской области "Многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг" необходимо для реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой 6 государственной программы Воронежской области "информационное общество", утвержденной Постановлением Правительства Воронежской области от 20.12.2013 N 1131 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Информационное общество" осуществлять закупку - на право заключения договора на создание информационной инфраструктуры филиала автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в с. Новая Усмань в соответствии с положениями статьи 13 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
В соответствии с Бюджетным кодексом в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям:
- на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) (абзац 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса);
- на иные цели, за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (абзац 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса);
- на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (ст. 78.2 Бюджетного кодекса).
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Из анализа положений технической части конкурсной документации следует, что затраты на осуществление работ, являющихся предметом торгов, относятся к капитальными вложениям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Таким образом, заказчику предоставлены средства в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (на иные цели) из бюджета Воронежской области на осуществление капитальных вложений в объект муниципальной собственности, а именно: создание информационной инфраструктуры филиала автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в г. Эртиль.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований, установленных ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурса на заказчика - Автономное учреждение Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" распространяются положения указанного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках действие данного нормативного правового акта распространяется на хозяйствующие субъекты, в том числе муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие соответствующие закупки для собственных нужд, в то время как отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Закон о контрактной системе (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Таким образом, при рассмотрении вопроса о том, в каком порядке следует размещать тот или иной заказ (на основании Закона о закупках или на основании Закона о контрактной системе), необходимо исходить из того, чьи нужды подлежат удовлетворению посредством размещения заказа (самого предприятия или муниципального образования).
Комиссия пришла к выводу о том, что АУ "МФЦ" в порядке Закона о закупках был размещен заказ, направленный не на удовлетворение его потребностей, а на удовлетворение муниципальных нужд, который подлежал размещению в порядке, установленном Законом о контрактной системе, и финансированию- за счет средств муниципального образования (федерального бюджета).
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" нарушения требований п.1 ст. 13 и ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, выразившегося в определении поставщика по правилам, установленным Законом N 223-ФЗ, тогда как его определение должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного иные доводы жалобы, касающиеся порядка проведения конкурса по правилам Закона N 223-ФЗ не подлежат рассмотрению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.ч. 17, 20 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Офисная техника" на действия заказчика - Автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на создание информационной инфраструктуры филиала автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в р.п Таловая (извещение N 31502828604) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Автономного учреждения Воронежской области "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" нарушение требований п.1 ст. 13 ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, выразившегося в определении поставщика услуг, являющихся предметом конкурса по правилам, установленным Законом N 223-ФЗ, тогда как определение поставщика должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Автономному учреждению Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" предписание об устранении выявленного нарушения путем аннулирования открытого конкурса на право заключения договора на создание информационной инфраструктуры филиала автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в р.п Таловая (извещение N 31502828604).
Резолютивная часть объявлена - 02.11.2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме - 03.11.2015 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Член комиссии Н.И. Сисева
Член комиссии Е.Л. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 3 ноября 2015 г. N 582-15.1
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016