Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
N 53 (опубликовано 28 декабря 2009 г.)
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
председатель Комиссии;
Киселёв К.А. - специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии;
Салтевский В.А. - специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член
Комиссии
рассмотрев дело N 53, возбуждённое в отношении ЗАО "Кей Си Групп" (630099, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 37а) по фактам размещения рекламы радиаторов "Wave elegance" на рекламных конструкциях с признаками нарушения:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которому недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара;
- ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в присутствии: представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ЗАО "Кей Си Групп" <_> действующей на основании доверенности, <_> действующей на основании доверенности, установила
Новосибирским УФАС России в сентябре 2009 г. была проведена проверка наружной рекламы, распространяемой на рекламных конструкциях в Октябрьском районе (Акт проверки рекламной конструкции от 24.09.2009 г.). В результате проверки установлено, что напротив Областного Совета депутатов по адресу ул. Кирова, 3 располагается рекламная конструкция-щит формата 3*6 м с информацией следующего содержания: "Радиаторы WAVE / Волна элегантности / made in Italy / 499 рублей / ул. С. Шамшиных, 37а / www.kcgroup.ru / т. 344-99-10 / КЕЙ СИ ТЕХНИК / Реклама. Цены действительны на момент публикации" и изображением радиатора, состоящего из шести секций. Рекламная конструкция имеет инвентарный номер ИНО 1706 с пометкой "РИМс".
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, вышеописанная информация является рекламной, т.к. отвечает всем признакам определения рекламы.
ЗАО "Кей Си Групп" представлен прайс-лист на реализуемые радиаторы, из которого следует, что радиатор Elegance Wave 500*01 действительно продаётся по цене 499 руб., но за 1 шт., т.е. за одну секцию. На согласованном макете, представленном в письме ООО "РИМ-С" (Вх. N 7466 от 09.11.2009 г.) изображена не одна секция радиатора, а радиатор, состоящий из шести секций. При этом отсутствует какая-либо пометка о том, что цена 499 руб. относится не ко всему радиатору "Wave elegance", а только к одной его секции.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.
Отсутствие на экспонируемом рекламном макете пометки о том, что цена в 499 руб. относится к одной (каждой) секции радиатора "Wave elegance", вводит потребителя в заблуждение, поскольку изображён радиатор, состоящий из шести секций, а цена приводится за одну. В данном случае отсутствует часть существенной информации, поскольку такой радиатор "Wave elegance", который изображён на рекламном щите, будет стоить согласно прайс-листу 2994 руб., а не 499 руб.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Ответственность за нарушение вышеупомянутых требований несёт рекламодатель. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно материалам проверки, заказчиком размещения информации на вышеуказанных рекламных конструкциях выступает ЗАО "Кей Си Групп". Так, между ЗАО "Кей Си Групп" и ООО "РИМ-С" заключён Договор по размещению и сервисному обслуживанию рекламных плакатов на Рекламоносителях N 599 от 25.08.2009 г.
В соответствии с Приложением N 1 от 25.08.2009 г. к данному Договору, ООО "РИМ-С" в сентябре 2009 года осуществляло размещение рекламной информации (радиаторы "Wave elegance") на носителях наружной рекламы по адресам: Фрунзе ул. - Шамшиных ул., ближе к центру, трехстронний, см на ул. О. Жилиной; Д. Ковальчук ул., д. 1; Кирова ул., Шевченковский мост, у ОблСовета и К. Маркса пр., д. 2, ост. тр-та "Башня".
Также в представленных документах имеется Акт N 00003257 от 30.09.2009 г., подтверждающий выполнение Исполнителем (ООО "РИМ-С) перед Заказчиком (ЗАО "Кей Си Групп") в полном объёме обязательств по Договору.
В данном случае рекламодателем (следовательно, нарушителем законодательства о рекламе) является ЗАО "Кей Си Групп".
В отзыве на определение о возбуждении дела (Вх. N 8717 от 24.12.2009 г.) ЗАО "Кей Си Групп" не признаёт свою вину, ссылаясь на действие Распоряжения N 2 от 25.08.2009 г., согласно которому, в период с 01.09.2009 г. по 31.09.2009 г. в салоне "Кей Си Техник" по адресу: ул. Семьи Шамшиных, 37а клиентам, обратившимся за покупкой радиаторов по источнику "рекламный баннер Elegance Wave" (должно быть подтверждено в файле анализа рекламы) предоставлялись специальные условия: отопительный прибор (до 6 секций, по потребности клиента) - за 499 руб. Согласно представленной информации (ежедневный отчет менеджера Трусовой Л.М.), количество покупателей, сославшихся в период акции на баннеры "К.С.Техник" (Wave)", равно 0.
Комиссия приходит к выводу, что реклама ЗАО "Кей Си Групп" не содержит нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В то же время в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что указывает на нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". Так, из отзыва и пояснений представителей ЗАО "Кей Си Групп" следует, что в случае, если клиент при покупке товара ссылается непосредственно на получение информации о салоне и об акции из "баннера "К.С.Техник" (Wave)", то его покупка (до 6 секций) будет стоить 499 рублей независимо от того, сколько секций он приобретает: 1, 2, 3, 4, 5 или 6. В рассматриваемой наружной рекламе по адресу: ул. Кирова, 3 отсутствовала информация о том, что данные условия "до 6 секций радиатора "Wave elegance", по потребности клиента за 499 руб." действуют только для покупателей, ссылающихся на эту рекламу (т.е. ссылка на "баннер "К.С. Техник" (Wave)" является решающим фактором для покупки, в частности, радиатора из 6 секций за 499 руб.). В случае, если по каким-либо причинам покупатель при оформлении покупки не ссылается непосредственно на "баннер К.С. Техник (Wave)", ему предлагается (продаётся) товар согласно утверждённому прайс-листу, а именно: 499 руб. за 1 секцию, при покупке 6 секций - 2994 руб.
Также покупатель мог быть введён в заблуждение тем, что при цене составного радиатора из шести секций 499 руб., цена одной секции должна быть в шесть раз меньше, т.е. около 83 руб. Хотя на самом деле цена и одной секции и шести секций для модели радиаторов "Wave elegance" составляла 499 руб. (для клиентов, покупающих по источнику "баннер "К.С. Техник" (Wave)").
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе"). Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006 г., решила
1. Признать ненадлежащей рекламу радиаторов "Wave elegance", размещённую напротив Областного Совета депутатов по адресу ул. Кирова, 3 на рекламной конструкции-щите формата 3*6 м с инвентарным номером ИНО 1706, поскольку в ней нарушено требование ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Кей Си Групп" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме "29" декабря 2009 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии К.А. Киселёв
В.А. Салтевский
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"28" декабря 2009 года г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
председатель Комиссии;
Киселёв К.А. - специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии;
Салтевский В.А. - специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии
на основании своего решения от "28" декабря 2009 года по делу N 53 о признании ненадлежащей рекламы радиаторов "Wave elegance", размещённой напротив Областного Совета депутатов по адресу ул. Кирова, 3 на рекламной конструкции-щите формата 3*6 м с инвентарным номером ИНО 1706,
и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее - Федеральный закон "О рекламе"), п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает
1. ЗАО "Кей Си Групп" (630099, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 37а) в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не допускать распространения рекламы с нарушением: ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
в т.ч. рекламы "Радиаторы WAVE / Волна элегантности / made in Italy / 499 рублей / ул. С. Шамшиных, 37а / www.kcgroup.ru / т. 344-99-10 / КЕЙ СИ ТЕХНИК" с изображением радиатора, состоящего из шести секций.
2. ЗАО "Кей Си Групп" (630099, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 37а) представить в Новосибирское УФАС России доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания до "20" января 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии К.А. Киселёв
В.А. Салтевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области N 53 (опубликовано 28 декабря 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016