Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
(опубликовано 29 декабря 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Вялых С.В. - руководитель Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля, Яковенко Н.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Целуйко О.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля
рассмотрев в заседании 23.12.2009 дело N 44 от 20.11.2009,
возбужденное по обращению ООО "Аэро-Груз" (ул. Портовая, 41, г. Артем, грузовой терминал, 692756)
в отношении ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (ул. Портовая, 41, г. Артём, Приморский край; далее - ОАО "МАВ")
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части невыдачи пропусков ООО "Аэро-Груз" на спецтехнику для осуществления своей деятельности, а также взимания с последнего необоснованной платы за выдачу указанных пропусков, при участии:
от ОАО "Международный аэропорт Владивосток":
- Кирюшина Л.В. - директор по правовому обеспечению ОАО "МАВ",
- Петренко К.С. - юрисконсульт ОАО "МАВ" от ООО "Аэро-Груз":
- Максимов А.В. - заместитель генерального директора по планированию производства и качества ООО "Аэро-Груз",
- Агафонов Е.В. - юрист ООО "Аэро-Груз", У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) поступило заявление ООО "Аэро-Груз" (Океанский проспект, 43, г. Владивосток, 690090; далее - заявитель) на действия ОАО "Международный Аэропорт Владивосток" (ул. Портовая, 41, г. Артем), связанные с невыдачей пропусков заявителю на спецавтотранспорт (два багажных тягача) и служебный автомобиль директора ООО "Аэро-Груз" LEXUS LX 570, гос. N <_>
Материалами дела установлено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "МАВ" включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (Приказ ФСТ России от 21.05.2007 г. N 102-э). Согласно п. 4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (далее - Правила), утвержденных Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов. Таким образом в деятельность аэропортов входит осуществление авиационной безопасности аэропортов.
Учитывая изложенное Комиссией Приморского УФАС России установлено, что ОАО "МАВ" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг в аэропорту, в частности на рынке услуг службы авиационной безопасности.
Пунктом 10 вышеуказанных Правил, установлено, что пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.
ОАО "Международный аэропорт Владивосток" утверждена Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в ОАО "Международный аэропорт Владивосток" и режиму в пункте пропуска через государственную границу в международном аэропорту "Владивосток" (далее - Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму). Указанная Инструкция согласована начальником отдела АБ режима, надзора за ПАСОП, Дальневосточного УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Заявитель осуществляет аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания в аэропорту Владивосток почты и груза при внутренних и международных воздушных перевозках.
Заявитель осуществляет свою деятельность на основании Сертификата соответствия, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта N ФАВТ А.02.01537 от 16.10.1996 (дата первоначальной выдачи), от 07.01.2009 (дата последней выдачи).
Для осуществления своей деятельности ООО "Аэро-Груз" необходим допуск на территорию аэродрома (контролируемая зона, включая зону стоянки воздушных судов) спецавтотранспорта общества. Указанный спецавтотранспорт допускается и впоследствии передвигается по контролируемой территории исключительно при наличии соответствующего пропуска, который согласно п. 5.8.1 Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму, выдается на основании соответствующей заявки по решению генерального директора ОАО "МАВ".
Заявитель письмами исх. N 1027 от 03.09.2009, N 1089 от 17.09.2009 дважды обращался в ОАО "МАВ" для оформления пропусков на вновь приобретенную спецтехнику для осуществления своей деятельности в аэропорту Владивосток, а именно на два багажных тягача QYCD 25 NN 29, 30.
Ответ на указанные обращения со стороны ОАО "МАВ" был направлен только после возбуждения настоящего дела в декабре 2009 г.(N 1391 от 08.12.2009, N 1407 от 09.12.2009,), т.е. спустя 91 деньпосле направления первой заявки ООО "Аэро-Груз".
Помимо этого заявитель направил аналогичное обращение (письмо исх. N 1160 от 12.10.2009) в ОАО "МАВ" о выдаче пропуска на служебный автомобиль генерального директора ООО "Аэро-Груз" LEXUS LX 570, гос. N <__> (используемый для контроля деятельности служб общества, размещённых на значительной территории в пределах контролируемой зоны аэродрома) для проезда на территорию аэропорта с правом движения по аэродрому и без права подъезда к воздушному судну, с целью обеспечения производственной деятельности и контроля.
Ответ на указанное обращение со стороны ОАО "МАВ" был дан только после возбуждения настоящего дела в декабре 2009 г. (N 1373 от 04.12.2009, N 1405 от 09.12.2009,), т.е. только спустя 54 днейпосле направления первой заявки ООО "Аэро-Груз".
В своих пояснениях (N 1213 от 05.11.2009) ОАО "МАВ" сообщило, что 01 сентября 2009 года в адрес ОАО "МАВ" поступило письмо (исх. N 1016 от 01.09.2009 г.) от имени генерального директора ООО "Аэро-Груз" о расторжении договора N185-99/09 от 10.04.2009 в одностороннем порядке. Кроме того, обязанность по оплате услуг, предоставленных в соответствии с условиями договора, исполняется не в полном объеме.
В связи с поступившим уведомлением руководством ОАО "МАВ" было принято решение временно приостановить предоставление услуг по договору в части оформления пропусков для ООО "Аэро-Груз" до момента урегулирования договорных отношений с данным предприятием.
Вместе с тем, антимонопольный орган считает, что поскольку заявитель осуществляет аэропортовую деятельность на основании соответствующих документов, ОАО "МАВ" обязано оформлять (выдавать) ООО "Аэро-Груз" пропуска для осуществления указанной деятельности независимо от наличия либо отсутствия договора.
Вышеуказанная Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму также не предусматривает заключения каких-либо договоров с ОАО "МАВ" для выдачи пропусков. Так в соответствии с п. 3.2.5 Инструкции, автотранспорт ООО "Аэро-Груз" въезжает на контролируемую территорию через КПП-1 по постоянным пропускам установленного образца, выданным службой авиационной безопасности по ранее поданным заявкам.
Таким образом, расторжение вышеуказанного договора не является основанием для отказа в выдаче пропусков ООО "Аэро-Груз".
Доводы ОАО "МАВ" о неоплате услуг по договору не подтверждены соответствующими документами, кроме того, не принимаются Комиссией Приморского УФАС России в качестве обоснования отсутствия ответа на заявки ООО "Аэро-Груз" по вышеуказанной причине.
Впоследствии ОАО "МАВ" представило дополнительные пояснения (N 383 от 14.12.2009), из которых следует, что транспортные средства, допускаемые к эксплуатации на аэродроме, должны состоять на учете в ГАИ (ГИБДД) МВД России, иметь соответствующие документы, а спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах. Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера.
Согласно пояснениям сторон и действующим нормативным правовым актам в сфере авиаперевозок (Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты", утв. приказом Минтранса от 23.06.2003 N 150), постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и др.), транспорт, эксплуатация которого допускается на территории аэродрома (в контролируемой зоне) делится на следующие группы:
- служебный транспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, имеющий максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования - такой транспорт действительно должен состоять на учете в ГИБДД МВД России, кроме того, такой транспорт должен быть соответствующим образом оборудован для передвижения по аэродрому, водитель такого транспорта должен быть обучен вождению по территории аэродрома;
- спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, имеющий максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее - такой транспорт подлежит регистрации в органах Гостехнадзора;
- спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, имеющий максимальную конструктивную скорость более 50 км/час - такой транспорт не подлежит регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора, должен иметь только гаражный номер.
Таким образом, для выдачи пропусков по заявкам ООО "Аэро-Груз" последнему в адрес ОАО "МАВ" необходимо было предоставить документы, свидетельствующие о регистрации спецтранспорта (двух багажных тягачей) в органах Гостехнадзора, либо об отсутствии необходимости такой регистрации, а также документы, свидетельствующие о том, что служебный автомобиль директора ООО "Аэро-Груз" соответствует необходимым требованиям.
ООО "Аэро-Груз" не представило документов, свидетельствующих о том, что при направлении ОАО "МАВ" заявок на выдачу пропусков, к указанным заявкам прилагались соответствующие документы.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что вышеизложенные пояснения ОАО "МАВ" были направлены в адрес заявителя и Приморского УФАС России только после возбуждения настоящего дела. Необоснованное уклонение ОАО "МАВ" от ответа на заявки ООО "Аэро-Груз" на выдачу пропусков в течение значительного количества (54, 91) дней при наличии возможности либо выдать (оформить) пропуска либо дать соответствующее пояснение о причине отказа в выдаче пропусков, свидетельствует о том, что бездействие ОАО "МАВ" имеет своим результатом ущемление интересов общества, поскольку создаёт затруднения в осуществлении ООО "Аэро-Груз" своей предпринимательской деятельности по обеспечению обслуживания в аэропорту Владивосток почты и груза при внутренних и международных воздушных перевозках.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
С учётом вышеизложенного, в бездействии ОАО "МАВ", выразившемся в необоснованном уклонении в период с 03.09.2009 по 08.12.2009 и с 12.10.2009 по 04.12.2009 от выдачи (оформления) пропусков ООО "Аэро-Груз" на спецтехнику (два багажных тягача QYCD 25 NN 29, 30) и служебный автомобиль ООО "Аэро-Груз" LEXUS LX 570, гос. N <__>, установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, ООО "Аэро-Груз" в заседании Комиссии пояснило, что считает неправомерным взимание ОАО "МАВ" платы за выдачу пропусков и считает необходимым отменить указанную плату либо взимать разумную плату в размере 250 рублей за оформление одного пропуска на одну единицу спецтехники (письмо ООО "Аэро - Груз" исх. N 1453 от 15.12.2009)
ОАО "МАВ" пояснило, что ранее плата за выдачу пропусков взималась на основании заключенного с ООО "Аэро-Груз" договора, а в настоящее время плата за выдачу пропусков не взимается.
Указанные доводы подтверждаются материалами дела, в связи с чем Комиссией сделан вывод о том, что нарушение ОАО "МАВ" антимонопольного законодательства в части взимания с ООО "Аэро-Груз" платы за выдачу пропусков не подтвердилось.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения ОАО "Международный аэропорт Владивосток" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии ОАО "МАВ", в части необоснованного уклонения в период с 03.09.2009 по 08.12.2009 и с 12.10.2009 по 04.12.2009 от выдачи (оформления) пропусков ООО "Аэро-Груз" на спецтехнику (два багажных тягача QYCD 25 NN 29, 30) и служебный автомобиль генерального директора LEXUS LX 570, гос. N <__> ООО "Аэро-Груз".
2. Выдать ОАО "Международный аэропорт Владивосток" обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (опубликовано 29 декабря 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016