Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 23 октября 2015 г. N 522-162Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Рохмистров В.В. -руководитель управления;
члены Комиссии: Козинина О.Г. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Давыдова О.В. - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N522-162р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Быстроналичные" (г. Воронеж, пр-т. Ленинский 133, оф. 3, 394042, ИНН 3661056128) (далее - ООО "Быстроналичные") требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <_> ООО "Быстроналичные" <_> установила:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) от 01.07.2015 года N 66 Воронежским УФАС России была проведена плановая документарная проверка в отношении АУ ВО "РИА "Воронеж" (394026, г. Воронеж, ул. Плехановская, 53 ИНН 3662106678).
В ходе проверки у АУ ВО "РИА "Воронеж" были запрошены документы (сведения, информация), необходимые для достижения целей и задач.
При этом по результатам проверки предоставленных АУ ВО "РИА "Воронеж" материалов, установлено следующее:
В газете "Новоусманская нива" на 12 полосе в N 5 (11558) от 23.01.2015, распространяется реклама следующего содержания: "ООО "Быстроналичные" Займы до 10 000 рублей работающим и пенсионерам Без залога и поручителей Оформление 20 минут 1% в день/_/".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются ООО "Быстроналичные" и финансовая услуга - займы до 10 000 рублей.
05.10.2015 года в отношении ООО "Быстроналичные" вынесено определение о возбуждении дела N 522-162р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 40 минут (мск) 23.10.2015 года.
ООО "Быстроналичные" были предоставлены документы от 15.10.2015 исх. N 15.10/0-2 (вх N 01-11/1911 от 15.10.2015). В письменном объяснении от 15.10.2015 года ООО "Быстроналичные" сообщило следующее: "/_/ 1. Оригинал - макет рекламы ООО "Быстроналичные" "Займы до 10 000 рублей работающим и пенсионерам. Без залога и поручителей. Оформление 20 минут 1% в день/_/", не сохранился, так как рекламный материал был разработан в 2014 году. 2. Нарушение законодательства РФ о рекламе признаем. 3. Просим принять во внимание следующее обстоятельство, смягчающее ответственность: нарушение законодательства РФ о рекламе было выявлено ответственными сотрудниками ООО "Быстроналичные" и устранено в феврале 2015 года. С апреля 2015 года реклама ООО "Быстроналичные" соответствует требованиям законодательства РФ". На заседании Комиссии <_> ООО "Быстроналичные" <_> поддержал доводы, изложенные в объяснениях от 15.10.2015 исх. N 15.10/0-2.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО "Быстроналичные" Комиссия установила следующее.
В Правилах предоставления займов (микрозаймов) физическим лицам, утвержденных 01.10.2014 года ООО "Быстроналичные", содержится следующая информация (письмо вх. N01-11/1911 от 15.10.2015 года):
- заемщик является гражданином РФ;
- заемщик достиг возраста 20 лет;
- стаж по постоянному месту работы не менее 3-х месяцев или пенсионер;
- отсутствие у заемщика судимости;
- заемщик имеет постоянную регистрацию в регионе предоставления займа.
Общество предоставляет Клиентам займы (микрозаймы) в следующих суммах и сроки:
1. При первом обращении:
- срок займа (микрозайма) - от 10(десяти) дней до 1 (одного) месяца, под 1 (один процент в день);
- минимальная сумма займа - 1000 (одна) тысяча рублей;
- максимальная сумма займа - 5000 (пять тысяч рублей);
2. При повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору, Клиенту предоставляется Заем (микрозаем) на следующих условиях:
- срок займа (микрозайма) - от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца, под 1 (один) процент в день;
- минимальная сумма займа - 1000 (одна) тысяча рублей;
- максимальная сумма займа - 15000 (пятнадцать) тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В рассматриваемой рекламе не указан срок займа (при первом обращении срок займа (микрозайма) - от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца; при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - срок займа (микрозайма) - от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца), минимальная сумма займа (при первом обращении - 1000 (одна)тысяча рублей; при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - 1000 (одна) тысяча рублей), максимальная сумма займа (при первом обращении - 5000 (пять тысяч рублей) при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - 15000 (пятнадцать) тысяч рублей).
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения займа: сроке займа (при первом обращении срок займа (микрозайма) - от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца; при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - срок займа (микрозайма) - от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца), минимальной сумме займа (при первом обращении - 1000 (одна) тысяча рублей; при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - 1000 (одна) тысяча рублей), максимальной сумме займа (при первом обращении - 5000 (пять тысяч рублей) при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - 15000 (пятнадцать) тысяч рублей), заемщик является гражданином РФ, заемщик достиг возраста 20 лет, стаж по постоянному месту работы не менее 3-х месяцев или пенсионер, отсутствие у заемщика судимости, заемщик имеет постоянную регистрацию в регионе предоставления займа, что приводит к искажению смысла рекламы и может ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Закон не обязывает указывать в рекламе всю информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования. Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы (Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 02.10.2007 по делу N А54-364/2007-С8; Постановление Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 24.08.2009 по делу N А14-3247/2009/55/10).
Таким образом, рассматриваемая реклама ООО "Быстроналичные" содержит нарушение части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Поскольку ООО "Быстроналичные" определило содержание рекламы, Общество в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламодателем.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Быстроналичные".
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "ООО "Быстроналичные" Займы до 10 000 рублей работающим и пенсионерам Без залога и поручителей Оформление 20 минут 1% в день/_/", распространенную в газете "Новоусманская нива" на 12 полосе в N 5 (11558) от 23.01.2015, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Быстроналичные" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии В.В. Рохмистров
Члены Комиссии О.Г. Козинина
О.В. Давыдов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 октября 2015 г. N 522-162Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016