Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
(опубликовано 30 октября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2015
Решение изготовлено в полном объеме 26.10.2015
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;
членов Комиссии:
помощника руководителя Крымского УФАС России Д. Н. Артемьева,
главного специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Р. А. Левицкого, -
при участии представителя интересов Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - Заказчик, ГУП РК "Черноморнефтегаз") - М. А. Глушакова (по доверенности),
представители интересов общества с ограниченной ответственностью "Гео-Флора" (далее - Заявитель, ООО "Гео-Флора") на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, -
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса предложений на выполнение комплекса землеустроительных (кадастровых) работ, необходимых для оформления охранных зон газопроводов, находящихся в хозяйственном ведении ГУП РК "Черноморнефтегаз", рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", с изменениями (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с изменениями (далее - Закон о закупках), Комиссия установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 09.10.2015 N199 (вх. N763/09 от 12.10.2015) на действия Заказчика при проведении запроса предложений "Услуги по управлению сельскохозяйственными, лесными угодьями, прочими видами земельной собственности, включая услуги по землеустройству и межеванию земельных участков, 70.32.12.120" (выполнение комплекса землеустроительных (кадастровых) работ, необходимых для оформления охранных зон газопроводов, находящихся в хозяйственном ведении у ГУП РК "Черноморнефтегаз")" (номер извещения 31502748926) (далее - Запрос предложений).
Двадцатого октября 2015 года в Крымское УФАС России поступило поручение ФАС России от 19.10.2015 NАЦ/56984/15 (вх. N824/09) о рассмотрении жалобы ООО "Гео-Флора" от 09.10.2015 N199, направленной Заявителем в адрес ФАС России (вх. от 12.10.2015 N111723-ЭП/15), на действия ГУП РК "Черноморнефтегаз" при проведении запроса предложений "Услуги по управлению сельскохозяйственными, лесными угодьями, прочими видами земельной собственности, включая услуги по землеустройству и межеванию земельных участков, 70.32.12.120" (выполнение комплекса землеустроительных (кадастровых) работ, необходимых для оформления охранных зон газопроводов, находящихся в хозяйственном ведении у ГУП РК "Черноморнефтегаз")" (номер извещения 31502748926).
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
"В соответствии с перечнем документов (п. 4 документации о запросе предложений), которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям, участник/претендент запроса предложений в составе своей заявки должен представить оригиналы или копии документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензию Управления ФСБ России)
Однако выполнение заявленного вида работ связано с общедоступными и открытыми сведениями, которые содержатся в государственном кадастре недвижимости, носят открытый характер, что подтверждается частью 8 ст 4 Федерального закона от 24.07 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ)_
_ Таким образом, действия организатора закупки направлены на ограничение круга потенциальных участников торгов, путем установления требования к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Следовательно, включение в документацию о торгах необоснованных требований к участникам закупки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа неопределенного круга лиц, не отвечающих таким требованиям, прямо указывает на ограничение конкуренции при проводимой закупке_" (цитата жалобы).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении открытого запроса предложений комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке товаров, работ, услуг для реализации целей деятельности ГУП РК "Черноморнефтегаз", Документацией для участия в процедуре запроса предложений.
В результате рассмотрения жалобы на основании документов и сведений, представленных Заказчиком и Заявителем, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для реализации целей деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (с изменениями), утвержденным приказом N117-пр от 25.02.2015 г. (далее - Положение о закупке), в соответствии с разделом 5 которого, Заказчик вправе применять процедуру запроса предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией Запроса цен, протоколами, составленными при определении исполнителя:
1) извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 11.09.2015, с изменениями - 18.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) дата окончания подачи заявок: 23.09.2015, дата рассмотрения и оценки заявок: 23.09.2015, дата подведения итогов - 08.10.2015;
начальная (максимальная) цена контракта: 22 652 871,15 российских рублей;
подано 11 заявок от участников, не допущены к участию 4 заявки участников, в т.ч. Заявителя.
1. Согласно доводам Заявителя о том, что действия Заказчик направлены на ограничение круга потенциальных участников торгов, путем установления требования к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке заказчиком должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Заказчик в документации о запросе предложений установил требование:
"Участник/претендент в составе заявки предоставляет оригиналы или копии документов, заверенные* собственной печатью (собственной подписью для физического лица):_
- подтверждающих наличие лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну" (цитата).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил следующее:
"объекты Заказчика являются режимными объектами. Также среди указанных в техническом задании объектов есть стратегически важный участок_
_все работы, предусмотренные Техническим заданием к проведенной закупке, выполняются в соответствии с законодательной базой Российской Федерации. Так п. 10 Технического задания содержит перечень законодательных и нормативно-методических актов, используемых при выполнении работ, среди которых: Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 03.06.2011 года N 267 "Об утверждении порядка описания месторасположения границ объектов землеустройства" (далее - Приказ).
Согласно п.8. Приказа: "В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению"
Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются:
для административных границ - материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее;
для иных объектов землеустройства - материалы и данные картографических работ масштаба 1:50000 и крупнее".
Результатом первого этапа выполнения работ является разработанная подрядной организацией карта (план) объекта землеустройства, которая согласно Приказа должна быть выполнена в масштабе 1:50000 и крупнее.
Согласно п.31.2. Перечня сведений, подлежащих засекречиванию Министерством энергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго РФ от 31.12.2010 г. N 7с - сведения, содержащиеся на топографических картах или топографических планах, фотокартах, фотопланах, ортофотокартах, ортофотопланах масштабов 1:50 000 и крупнее в государственных системах координат, местных системах координат территории РФ или государств-участников СНГ в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности:
31.2.1. сведения о промышленных объектах (склады горючего, газгольдеры, контрольные пункты, усилительные пункты, бункеры на кабелях, бункеры на трубопроводах, магистральные нефте-, газопроводы, в том числе дюкеры, станции перекачки, компрессорные станции, подводные кабели связи, устья шахтных стволов, штолен, в том числе на туннелях или подземных каналах, аэродромы (за исключением разрешенных к открытому опубликованию), гидроаэродромы, посадочные площадки, участки дорог, оборудованные для взлета самолетов), - секретно.
На основании изложенного, работы, предусмотренные первым этапом в Техническом задании к закупке на выполнение комплекса землеустроительных (кадастровых) работ, необходимых для оформления охранных зон газопроводов, находящихся в хозяйственном ведении у ТУП РК "Черноморнефтегаз", должны проводится подрядной организацией с допуском к информации, составляющей государственную тайну, т.е. иметь лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну" (цитата возражений).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не нарушают положения Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В силу пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Комиссия, ознакомившись с Документацией, не установила наличия в ней даты начала и даты окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации.
Таким образом, действия Заказчика, не определившего в Документации Запроса цен даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, нарушают требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) Комиссия решила:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела N06/849-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Отменить приостановление торгов в связи с рассмотрением жалобы по существу.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (опубликовано 30 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016