Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 21 января 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе, рассмотрев дело N2 по признакам нарушения Комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя и МУП РУ "Обелиск" п.4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения запрета на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО "Ритуал-Сервис" от 23.12.2009 г. Вх. N 10143, в котором общество просило проверить законность действий МУП РУ "Обелиск", так как представители МУП РУ "Обелиск" не пропускают на территорию кладбища катафалки, не принадлежащие МУП РУ "Обелиск", ссылаясь на решение Ставропольской городской Думы от 30.09.2009 г. N105 и письмо комитета ЖКХ г. Ставрополя от 11.09.2009 г. N0804/8353.
В ходе анализа документов представленных ООО "Ритуал-Сервис" управлением было выявлено следующее:
Решением Ставропольской городской Думы от 30.09.2009 г. N105 во исполнение предписания Управления Федеральной антимонопольной службы об устранении нарушений антимонопольного законодательства, были внесены изменения, в частности п. 8.2 Правил работы муниципальных кладбищ города Ставрополя и порядок их содержания, содержащий положение о том, что катафальные транспортные средства должны иметь пропуска установленного образца, выдаваемые МУП РУ "Обелиск" - признан утратившим силу. Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя своим письмом (от 11.12.2009 г. N 0804/8353) предложил директору МУП РУ "Обелиск" ограничить въезд на территорию действующих кладбищ крупнотоннажного транспорта, а также установить перед въездом на территорию городских кладбищ знак "Движение грузовых автомобилей запрещено".
На основании данного письма Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя МУП РУ "Обелиск" издает приказ от 16 декабря 2009 г. N251, в соответствии с которым, на территорию действующих кладбищ разрешен проезд транспортных средств, перевозящих тела умерших к местам захоронения, только специализированной службой в сфере похоронного дела, которой является МУП РУ "Обелиск". Соответственно въезд на территорию кладбища транспортных средств иных хозяйствующих субъектов, занимающихся оказанием ритуальных услуг запрещен, что влечет ограничение конкуренции. Факт нарушения указанными субъектами требований антимонопольного законодательства и ущемления прав иных хозяйствующих субъектов подтверждается обращением общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" с просьбой проверить законность действий МУП РУ "Обелиск", которые ограничивают въезд на территорию кладбищ транспорта иных хозяйствующих субъектов оказывающих ритуальные услуги.
В результате согласованных действий комитета городского хозяйства и "Обелиска" возможно ограничение доступа на рынок ритуальных услуг иных хозяйствующих субъектов, то есть, нарушение п.4 ст.16 ФЗ "О защите конкуренции", а именно запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
По итогам анализа представленной информации было возбуждено дело в отношении Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя и МУП РУ "Обелиск" по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
На рассмотрении дела представитель ООО "Ритуал - Сервис" поддерживая заявленные требования пояснил:
С 16.12.2009 г. МУП РУ "Обелиск" создал угрозу не допуска на территорию кладбища транспорта (катафалки) не принадлежащие МУП РУ "Обелиску" ссылаясь на решение городской Думы от 30.09.2009 г. N105 и письмо комитета ЖКХ г. Ставрополя от 11.09.2009 г. N0804 и 8353.
Смотритель кладбища предупредил директора ООО "Ритуал-Сервис" о том, что МУП РУ "Обелиск" издал приказ в соответствии с которым, катафалки не принадлежащие МУП РУ "Обелиску" приказано не допускать на территорию кладбища. Также, смотритель кладбища предупреждает клиентов о том, что выкапывать могилы могут только работники МУП РУ "Обелиска" и приобретать ритуальные принадлежности можно только в магазинах "Обелиска".
Таким образом, МУП РУ "Обелиск" всяческим путем, при поддержке администрации города и городской Думы монополизирует свою деятельность и не дает возможность другим организациям работать в данной сфере.
Представитель комитета городского хозяйства на рассмотрении дела пояснил следующее: МУП РУ "Обелиск" неоднократно обращался в комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя по вопросу ограничения въезда на территорию действующих кладбищ крупнотоннажных транспортных средств в связи с тем, что на территорию кладбищ завозится строительный мусор, груженые машины оставляются на проезжей части около мест захоронений, что затрудняет проход посетителей кладбища и проезд другого транспорта, разрушаются асфальтированные дороги, а на грунтовых (гравийных) дорогах выбивается колея, что делает невозможным проезд легкового транспорта. Также имели место случаи воровства памятников.
Рассмотрев обращения МУП РУ "Обелиск", комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя направил письмо директору МУП РУ "Обелиск" от 11.12.2009 исх. N 08-04/8353-12, в котором по вопросу ограничения въезда на территорию действующих кладбищ крупнотоннажного транспорта предлагалось установить дорожный знак 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено".
Согласно Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, знак 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" запрещает движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин. Знак не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (ред. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.200 N 370).
Представитель МУП РУ "Обелиск" пояснил: Согласно пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услугпо погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Создание органами местного самоуправления специализированных служб по вопросам похоронного дела и наделение их функциями по осуществлению погребения умершего и оказанию услуг по погребению не является соглашением между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами и, следовательно, не нарушает пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
МУП РУ "Обелиск", находящееся в ведомственной подчиненности комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, получило разъяснение вышестоящей организации, письмо комитета городского хозяйства администрации города Ставрополяот 11.12.2009 N 08-04/8353вх-12, на основании которого был издан приказ от 16.12.2009 N 251.
Согласно полученных разъяснений, а так же в соответствии с пунктом 7.1. Правил работы муниципальных кладбищ города Ставрополя и порядка их содержания, в которых сказано, что катафальное транспортное средство имеет право беспрепятственного проезда на территорию кладбища, с 2007 года и по настоящее время, МУП РУ "Обелиск" беспрепятственно пропускало и пропускает катафальные транспортные средства специализированных служб. Не зафиксировано ни одного случая не допуска катафального транспортного средства и сопровождающего транспорта.
К тому же, МУП РУ "Обелиск" не выдает, и не имеет техническойвозможности выдавать пропуска на въезд на территорию кладбища.
Выслушав доводы сторон, комиссия Ставропольского УФАС отмечает:
Закон "О погребении и похоронном деле" устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, при этом не исключает возможности выполнения данной деятельности иными коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 Закона "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении.
Таким образом, законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
На основании вышеизложенного, установлено, и это подтверждено арбитражной практикой ВАС РФ, о том, что правом оказывать услуги по погребению может пользоваться не только специализированная служба, но и иные организации оказывающие услуги по погребению.
Ранее, 28 мая 2009 г Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю выдало Ставропольской городской думой предписание внести в Решение N28 от 26.05.2004 г. "Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ города Ставрополя и порядка их содержания" изменения в ряд пунктов, а ряд пунктов исключить, В частности Ставропольской городской Думе предписывалось исключить из Правил п.п. 7.2 и 7.4 ч. 7:
- п.7.2 части 7 Правил - катафальные транспортные средства должны иметь пропуска, установленного образца, выдаваемые МУП РУ "Обелиск".
- п. 7.4 части 7 Правил - в случае подвоза надмогильных сооружений к местам их установки (замены) допускается проезд автотранспорта на территорию кладбища с разрешения МУП РУ "Обелиск", которые наделяли МУП РУ "Обелиск" разрешительными полномочиями в отношении иных хозяйствующих субъектов, что нарушало ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" - издание Ставропольской городской Думой Решения от 26 мая 2004 г. N28 "Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ города Ставрополя и порядка их содержания", нарушающее запрет на ограничивающие конкуренцию акты органов местного самоуправления.
В Решении было указано, что выдача разрешений, пропусков установленного образца, выдаваемых МУП РУ "Обелиск" для проезда на территорию кладбища транспорта конкурента позволило бы создать преимущественные условий для деятельности МУП РУ "Обелиск". Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по оказанию ритуальных услуг, должен быть обеспечен равный доступ на муниципальные кладбища, так как делегирование разрешительного полномочия (установление форм пропусков и выдача разрешений на проезд на кладбище) приведет к ограничению конкуренции.
Во исполнение Предписания Ставропольского УФАС России от 28 мая 2009 г N24, Ставропольская городская Дума Решением от 30 сентября 2009 г N105 внесла изменения в Решение от 26 мая 2004 года N28, исключив из последнего пункты, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе и п. 7.2 и 7.4 Правил.
Соответственно доводы и ссылки Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя на "Правила работы муниципальных кладбищ города Ставрополя и порядка их содержания" утвержденные Решением Ставропольской городской Думы от 26 мая 2004 г. N28 необоснованны.
МУП РУ "Обелиск" ссылается в своих объяснениях на рекомендательное письмо Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 11.12.2009 г N 08-04/8353, в котором говориться:
По поручению главы города Ставрополя Ваше обращение по вопросу повышения эффективности работы МУЛ РУ "Обелиск", рассмотрено комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя.
Сообщаю, что в целях оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, для расширения сферы перечня предоставляемых ритуальных услуг населению, комитет считает целесообразным аренду МУП РУ "Обелиск" нежилых помещений расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Калина красная, 118 "А", а также для удобства населения, оборудовать рабочее место представителя отдела ЗАГСа города Ставрополя.
По - вопросу ограничения въезда на территорию действующих кладбищ крупнотоннажного транспорта, комитет предлагает - установить перед въездом на территорию городских кладбищ знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено". Кроме этого, согласно п. 1.4. Правил работы муниципальных кладбищ города Ставрополя и порядка их содержания, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 26.05.2004 N 28, городские кладбища открыты для посещений с мая по сентябрь с 9 до 19 часов и с октября по апрель с 9 до 17 часов. На основании вышеизложенного следует, что в ночное время въезд (вход) на территорию городских кладбищ запрещен. Рекомендуем Вам изготовить таблички с режимом работы и вывесить на входе на территорию действующих кладбищ.
В Правилах работы муниципальных кладбищ города Ставрополя и порядка их содержания, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 26.05.2004 г. N 28 определено, что перевозка тел умерших к местам захоронения осуществляется специализированной службой в сфере похоронного дела.
Ссылка на вышеизложенное письмо Комитета не обоснованна, так как абзац 3 письма содержит рекомендации по установке знака, а данные полномочия не входят в компетенцию МУП РУ "Обелиск". Установку знаков осуществляет в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ставрополя по схемам представляемым ГАИ. Соответственно, установка знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" осуществляется только департаментом ЖКХ администрации города Ставрополя по согласованию с ГАИ. Таким образом, установка знака МУП РУ "Обелиск" не возможна, соответственно рекомендации Комитета в абзаце 3 письма идут в разрез с действующим законодательством.
Абзац 4 письма комитета содержит рекомендации, основанные на положениях Правил работы муниципальных кладбищ, утвержденных Решением от 26.05.2004 г. N 28, которые утратили силу, в связи с внесенными в них изменениями. Соответственно рекомендации данного абзаца нарушают нормы действующего законодательства.
В Приказе МУП РУ "Обелиск" N251 говориться:
- Смотрителям кладбищ допускать на территорию действующих кладбищ автокатафальные транспортные средства, перевозящие тела умерших к местам захоронения, только специализированной службы в сфере похоронного дела.
- Ответственность за выполнение приказа возложить на смотрителя кладбища.
Данный приказ был принят на основании письма Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 11.12.2009 г. N0804/8353вх-12.
Но, так как Письмо Комитета не подкреплено нормативной базой. Соответственно Приказ N251 от 16 декабря 2009 г. изданный на основании вышеуказанного письма, не имеет правовых оснований и издан с нарушением норм действующего законодательства, в том числе с нарушением норм антимонопольного законодательства.
Так как МУП РУ "Обелиск" и ООО "Ритуал-Сервис" осуществляют фактически одинаковые виды работ, в том числе услуги по перевозке тел умерших, услуги по установке надгробий, услуги по изготовлению памятников и др., то есть осуществляют деятельность на одном рынке услуг, то согласованные действия Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя и МУП РУ "Обелиск" могут привести к ограничению конкуренции.
В результате согласованных действий Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя и МУП РУ "Обелиск", выразившихся в направлении Комитетом рекомендательного письма от 11.12.2009 г N 08-04/8353 в адрес МУП РУ "Обелиск", нарушающего нормы антимонопольного законодательства, и издании МУП РУ "Обелиск" на основании рекомендательного письма Комитета Приказа N251, которые (рекомендательное письмо и Приказ N251 от 16.12.200г.) были нарушены требования антимонопольного законодательства, а именно, нарушен п. 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" - нарушение запрета на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Нарушение выразилось в том, что Комитет и МУП РУ "Обелиск" совершили согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции, путем издания МУП РУ "Обелиск" Приказа N251, ограничивающего въезд на территорию кладбищ автокатафальных транспортных средств хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, за исключением транспортных средств специализированной службы МУП РУ "Обелиск", который был принят на основании письма Комитета городского хозяйства от 11.12.2009 г N 08-04/8353.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя и МУП РУ "Обелиск" нарушившими п.4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения запрета на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Выдать Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя и МУП РУ "Обелиск" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства (п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции") и в связи с этим:
1. МУП РУ "Обелиск" Приказ от 16 декабря 2009 г. N251 "перевозка тел умерших к местам захоронения" - отменить.
2. Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя письмо от 11.12.2009 г. N0804/8353 вх.-12 в части абзаца 3 привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, а в части абзаца 4 отозвать.
3. В дальнейшем, Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя, МУП РУ "Обелиск" не допускать нарушения антимонопольного законодательства, а именно ограничение конкуренции в части недопущения на территорию кладбищ иных хозяйствующих субъектов, занимающихся оказанием ритуальных услуг, кроме МУП РУ "Обелиск".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 5
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
29 января 2009 г., г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 04.02.2009 года по делу N2 о нарушении Комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя и МУП РУ "Обелиск" п.4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. МУП РУ "Обелиск" Приказ от 16 декабря 2009 г. N251 "перевозка тел умерших к местам захоронения" - отменить.
2. Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя письмо от 11.12.2009 г. N0804/8353 вх.-12 в части абзаца 3 привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, а в части абзаца 4 отозвать.
3. В дальнейшем, Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя и МУП РУ "Обелиск" не допускать нарушения антимонопольного законодательства, а именно ограничение конкуренции в части недопущения на территорию кладбищ иных хозяйствующих субъектов, занимающихся оказанием ритуальных услуг, кроме МУП РУ "Обелиск".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в 10-ти дневный срок со дня получения предписания.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 января 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016